logo search
Носс И

2.3. Стандартизация тестовых показателей

Стандартизацией называется процесс унификации, регламентации, приведения к единым нормативам процедуры психодиагностики и тестовых показателей. При помощи стандартизации осуществляется сопоставление экспериментальных данных, полученных при помощи методик различной размерности. В результате обработки тестовых показателей получают сырые баллы, которые переводятся в стандартные оценки, составленные в соответствии с законом нормального распределения.

Различают две формы стандартизации. Во-первых, под стандартизацией понимаются обработка данных, регламентация процедуры проведения тестирования и его периодичности, унификация инструкции и бланков, способов регистрации результатов, стандартность условий проведения обследования, характеристик контингента обследуемых и т. д.

Во-вторых, стандартизацией принято называть преобразование нормальной (или искусственно нормализованной) шкалы оценок в новую шкалу, основанную на определении места сырой оценки испытуемого в распределении показателей теста в репрезентативной выборке**.

Наиболее распространенными преобразованиями в психометрике первичных оценок являются центрирование и нормирование посредством среднеквадратических отклонений. Центрирование — это линейная трансформация величин измеренного признака, при которой средняя величина распределения становится равной нулю. Процедура нормирования заключается в переходе к другому масштабу (единицам) измерения (Sc), который базируется на принципе нормальности распределения эмпирических показателей при переходе к стандартным величинам* и осуществляется по формуле:

Sc = (х i — Мх / δх)* A + M, [20]

где х i — величина показателя теста;

Мх — среднее арифметическое показателей;

δх — среднее квадратичное отклонение показателей;

А — заданное среднее квадратическое отклонение;

М — заданное среднее значение.

В качестве функции Sc обычно используют Z-показатель (стандартный показатель), выражающий отклонение индивидуального результата, хi в единицах, пропорциональных стандартному отклонению единичного нормального распределения. То есть М = 0; А = 1. Z-показатель (z) определяется по формуле:

z = х i — Мх х. [21]

На практике психологи наиболее часто используют накопленные проценты (в шкале наименований); процентили** (перцентили) — типичные стандартные оценки (М = 50, А = 34 ); стандартные IQ-баллы (М = 100, А = 15)***; T-показатели (М = 50, А = 10) и стеновую шкалу (М = 5.5, А = 2).