Проблемы развития прикладных психологических исследований с использованием компьютеров
В настоящее время появился новый тип научного производства: порождение новых знаний индивидом и группой с помощью компьютера. Происходит активное включение ЭВМ в контур психологического эксперимента.
Такие информационные эксперименты имеют свои особенности. В настоящее время все активнее используется сеть ЭВМ, что позволяет увеличить объем данных эксперимента. Более того, компьютерные сети представляют собой весомый шаг к созданию «надсознательного» — «космического сверхинтеллекта Земли»*.
Появляется возможность выполнения длительного автоматизированного эксперимента, основанного на внедрении резидентных программ**, активного компьютерного моделирования, осуществления проектирования экспериментальной деятельности на ЭВМ, подстройки компьютера под эксперимент, возможность более глубокого и объемного анализа экспериментальных данных и даже конструирования «коллективного мозга».
В этом виде эксперимента для психолога представляется наиболее важным исследование характера выполнения планов и программ с использованием ЭВМ, возникновение и разрешение проблемных ситуаций, управление научным поиском, исследование компьютера как фактора принятия решения, анализ влияния ЭВМ на восприятие результатов исследований и их интерпретацию, исследование влияния компьютера на межличностные отношения в группе испытуемых и исследователей, анализ мотивов использования ЭВМ, особенности пользователей, изучение соотношения усвоения и творчества в условиях использования ЭВМ, разрешение проблемы компьютерной грамотности как орудия познания, преобразующей саму умственную деятельность.
Нам представляется, что проблемы экспериментальной психологии и психодиагностики не могут быть разрешимы только путем активного внедрения компьютеров в процесс исследования. Автоматизация сама является источником многих теоретических и практических проблем.
Анализ работ психологов, изучающих проблемы автоматизации, показал, что в основу информационного эксперимента положено всего лишь сравнение признаков решения задач человеком и компьютером. А в результате мы наблюдаем крайние точки зрения и противоречивые методологические и методические выводы:
важнейшие характеристики естественного интеллекта (ЕИ) не воспроизводятся в системах искусственного интеллекта (СИИ);
системы «эвристического поиска» не сопровождаются приближением к ЕИ;
представляется неверным приписывание компьютеру свойств человеческой психики, а также игнорирование особенностей деятельности с использованием ЭВМ;
определено, что компьютер является лишь орудием человеческой деятельности;
утверждение о создании ЭВМ более разумной, чем человек, является по меньшей мере легковесным;
представляется спорным утверждение, что такие психические функции, как потребности, мотивы, целеполагания, эмоциональная регуляция деятельности, не представлены в компьютере;
замечено, что факт «быстродействия» СИИ относится к «рутинной работе», а творческую деятельность человек выполняет быстрее компьютера, так как в процессе приобретения опыта присутствуют осознаваемые и бессознательные компоненты и обобщения;
повышение объема памяти и внутренних связей между элементами СИИ может привести к развитию творческих способностей у ЭВМ;
разработчики СИИ постоянно выражают неудовлетворение современным развитием психологии (В.М. Глушков). Они исходят из модели психики человека и возможности алгоритмизации человеческого разума. Однако задача состоит в переориентации исследований неалгоритмических моделей психики.
Таким образом, в современной психологии можно выделить две ориентации:
1) системное строение психики предполагает ее описание в терминах кибернетики и отождествление познавательных и информационных процессов (по крайней мере, в рамках когнитивной психологии);
2) представляется необходимым не отождествлять, а дифференцировать психологический и информационно-кибернетический подходы, различать познавательный и информационный процессы.
4.4. Обзор и общая характеристика
автоматизированных диагностических методик,
используемых в современной
отечественной психологической практике
Компьютерная психодиагностика — направление психодиагностических исследований, связанное с использованием средств вычислительной техники при проведении обследований или анализе их результатов*.
Методики компьютерной психодиагностики в большинстве случаев представляют собой аппаратурные (автоматизированные) тесты.
Часто с помощью компьютеров моделируются различные сложные виды деятельности, тем самым приближая модели диагностируемой деятельности к реальной деятельности по уровню сложности и динамичности изменения ситуаций, а также возможности учета не только результата, но и способа решения диагностической задачи. Это качество особенно важно для методик профессиональной психодиагностики, ориентированной на определенные критерии.
Другим направлением использования компьютеров является обработка и хранение результатов психологических исследований.
Третье направление считается традиционным и заключается в использовании автоматизированных средств для ускорения и стандартизации процедуры тестирования (автоматизированные методики).
В настоящее время автоматизация психодиагностики основывается на представлении о возможности формализации (алгоритмизации) психологических явлений и их измерения. В этом плане наиболее удобными для автоматизации являются пять основных сфер проявления психического: сфера психофизиологических реакций человека на определенный стимул, когнитивная сфера (представление интеллекта как системы оптимизации решения познавательных задач), сфера характерологических особенностей (совокупность вербализованных свойств и качеств субъекта), социально-психологические характеристики субъекта и межличностные отношения в группе (вербализованные и межличностные отношения на основе взаимных симпатий-антипатий) и сфера деятельности (в том числе профессиональная).
В зависимости от уровня формализации той или иной сферы определяются три уровня автоматизации тестов: автоматизация обработки психологических данных (АОПД), автоматизация обработки и интерпретации данных (АОИПД) и наиболее полная автоматизация типа «компьютерных игр» на основе игры-диалога (АИД).
В зависимости от типа теста внутри каждого объекта измерения (сфер проявлений психического) может присутствовать три типа автоматизированных средств диагностики (объективные тесты, субъективные тесты и проективные тесты). (см. табл. 26).
Таблица 26
- Введение
- Глава 1 История и методология психодиагностического исследования
- 1.1. История развития
- 1.2. Предмет и место психодиагностики в системе психологических наук
- С включением психодиагностического измерения
- Основные методы психологических исследований и их варианты
- Классификация психодиагностических методик на базе комплексного предметно-технологического подхода
- Глава 2 Психометрические аспекты разработки, адаптации и использования тестов
- 2.1. Понятие о психологическом измерении
- Виды измерения**
- Уровни измерения
- Непараметрические шкалы
- Сопоставление профессионально значимых качеств двух профессий
- Профессии значимо сопряжены — подобны.
- Параметрические шкалы
- 2.2. Применение статистических методов в психологических измерениях
- Распределение эмпирических данных
- Распределение Гаусса
- Относительно теоретической кривой (распределение Гаусса)
- Эмпирические данные, полученные в результате исследования
- Применение непараметрической и параметрической статистики при обработке эмпирических данных**
- Частотное распределение психографических признаков по группам акцентуаций характера
- Вывод: успешность деятельности операторов определяется их уровнем интеллекта, измеренном в iq.
- Квантили t-распределения Стъюдента для доверительной вероятности
- Тестовые (сырые) показатели методики сад
- 2.3. Стандартизация тестовых показателей
- Глава 3 Тестология
- 3.1. Классификация психологических тестов
- Класс: Объективные методики. Измерение результативности и способа (особенностей) выполнения деятельности Подкласс: Тесты личности (особенности интеллекта)
- Подкласс: Тесты интеллекта (уровень развития интеллекта) Тесты способностей:
- Тесты достижений:
- Критериально-ориентировочные тесты:
- Класс: Субъективные методики. Измерение на основе информации,
- Данной испытуемым о себе
- Подкласс: Личностные и специальные опросники
- Характерологические и клинические опросники:
- Мотивационные опросники:
- Опросники оценки эмоционально-волевых качеств:
- Опросники оценки коммуникативных качеств:
- Подкласс: Конструктивные проективные методики
- Подкласс: Интерпретационные проективные методики
- Подкласс: Катартические проективные методики
- Подкласс: Экспрессивные проективные методики
- Подкласс: Импрессивные проективные методики
- Подкласс: Аддитивные проективные методики
- Подкласс: Семантические проективные методики
- 3.2. Требования к разработчикам и пользователям тестов*
- Требования к психодиагностическим методикам
- Требования к пользователям:
- 3.3. Проблемы объективности психодиагностической информации
- Валидность тестов
- Надежность тестов*
- 3.4. Разработка, адаптация и использование психодиагностических методик (тестов)
- Разработка и адаптация
- Интеллектуального теста-технологии сад
- Экспериментально-теоретическое обоснование
- Технологии сад
- Примерная инструкция к субтесту "ст"(первое задание сад)
- Работайте самостоятельно! Желаем удачи! Примерная инструкция к субтесту «сам» (второе задание сад)
- Работайте самостоятельно! Желаем удачи! Регистрационный бланк сад
- Величина коэффициентов надежности (Rхх) тпа-сад
- Содержание и психологическая интерпретация комплексных критериев семантического анализа понятийно-смысловой структуры
- Оценка распределения эмпирических данных методики сад
- Величина показателей методики сад по критерию обч
- Количественная и качественная характеристика первоначальной экспериментальной выборки
- Характеристики экспериментальных групп по результатам тпа-сад
- Характеристики экспериментальных групп по структуре стратегий мышления по результатам тпа-сад (% совпадения)
- Данные расчета критерия согласия Пирсона (χ2) между показателями тпа-сад при перекрестной валидизации
- Разработка и адаптация семантического дифференциала "божественного откровения" (сдо)
- Расчет весового балла дифференцирующих понятий относительно «смысловых терминов-полюсов»
- Регистрационный бланк Фамилия и.О.__________________Подразделение________________
- Разработка психодиагностической батареи тестов в целях профотбора
- Б) Процедура тестирования.
- По количеству правильных ответов испытуемого
- Результатов расчета производительности испытуемого при выполнении теста**
- По положительным и отрицательным значениям
- По положительным оценкам (Объем экспериментальной выборки 8 тыс. Человек)
- Описание смыслового значения факторов
- Эмпирические данные
- 3.5. Процедура психологического обследования
- Инструктирование испытуемых перед началом и в ходе тестирования*
- 3.6. Психодиагностика индивида и группы* Индивидуальная психодиагностика
- Индивидуальная карта психологического сопровождения
- Определение коэффициента интеллекта (iq)
- Графический тест к. Коха
- Тест цветовых выборов
- 4. Психографологический анализ
- 5. Тест mmpi (модификация)
- Семантический дифференциал
- Результаты обследования сотрудника
- Психодиагностика группы
- Отчет о проведенном исследовании межличностных отношений в фирме "х"
- Рейтинговые социально-психологические показатели
- Глава 4
- 4.2 Концептуальный подход к автоматизации психологических исследований
- Индивидуальные особенности активных пользователей
- Проблемы развития прикладных психологических исследований с использованием компьютеров
- Классификация автоматизированных средств психодиагностики
- Заключение
- Контрольные вопросы по курсу «Основы психодиагностики»
- Литература