4.2 Концептуальный подход к автоматизации психологических исследований
Множество подходов к проблематике автоматизации конкретных психологических исследований базируются на идее создания быстродействующих систем психодиагностики и психологии управления. Логика построения концептуальных схем автоматизации состоит в преобразовании проблем конкретной науки в информацию для использования ее на практике.
Психология — это конкретная наука. Объект и предмет ее сугубо прагматичны. Информационный каркас психологии основывается на выявлении закономерностей развития психических явлений и их преобразовании. Преобразование психологических переменных является сущностью психологии управления. В этой схеме психодиагностика занимает место точки отсчета. Именно ее данные определяют технологию управления людьми.
На этапе автоматизации психологической информации, с одной стороны, происходит ускоренный рост входящего объема и накопления психологических данных, а с другой — с внедрения автоматизированных психодиагностических средств начинается преобразование самой информации. Да и сам человек (и исследователь, и испытуемый) значительно меняется с изменением инструмента, при помощи которого исследуется его психика.
Если схематично представить концепцию автоматизации психологических исследований, то обнаружатся две основные линии (горизонты): во-первых, горизонт движения научных психологических знаний и, во-вторых, линия конкретизации применения автоматизированных средств (Шведин Б.Я., 1987) (см. рис. 14).
На первом горизонте открывается развитие полученных конкретной наукой (психологией) теоретических знаний, которые на этапе внедрения преобразуются в научную, а затем в управленческую информацию.
Второй горизонт характеризуется основными направлениями применения компьютеров в научно-исследовательской практике и реализуется в ходе научно-исследовательских работ в виде автоматизации научно-информационной и практической прикладной деятельности психологов.
В процессе получения эмпирической психологической информации происходит ее редукция, или «сжатие». Исходная психологическая информация, источниками которой зачастую являются люди (анкетирование, тестирование, опрос и др.) или печать (книги, архивные материалы, документы, периодическая печать и др.) представляет собой неструктурированный эмпирический материал, который характеризуется прежде всего минимальной организованностью информационных переменных и максимальным объемом данных. Таким образом, исходная эмпирическая информация — это неорганизованная (неструктурированная, неупорядоченная) информация, существующая в жизни и непосредственно сопряженная со своими носителями.
Рис. 14. Схема концепции автоматизации психологических исследований
Информация здесь представляет собой энтропийное, рассеянное знание (события, факты).
Носителями (источниками информации) являются люди и/или печатные источники.
После сбора исходной информации производится ее первичная обработка и получение в результате этого первичной эмпирической информации в виде анкетных и тестовых данных, подлежащих хранению. Первичная эмпирическая информация — это информация, частично и/или относительно полно организованная и отделенная от своего носителя с помощью конкретных методов исследования.
При достаточно сложной внутриметодной обработки первичной эмпирической информации, например, при использовании личностных (прямых или проективных) тестов, экспериментатор получает эмпирическую информацию в виде тестовых (эмпирических) данных, которые и являются научными фактуальными знаниями.
Когда методики (анкеты) выполняют главным образом функцию сбора информации при минимальной внутриметодной обработке, перед нами — событийная информация.
Первичная эмпирическая информация является по существу итогом обработки единичного психодиагностического метода.
Третьим этапом автоматизации является процесс вторичной обработки тестовых данных, интерпретация и анализ результатов тестирования, получение вторичной эмпирической информации.
Таким образом, вторичная эмпирическая информация является результатом анализа и интерпретации собранных данных и представляет собой итог исследования, то есть концептуальное знание, которое позволяет теоретически обобщить данные, выявить зависимости и т. д. Она максимально «сжата», уплотнена и «удалена» от источников исходной информации, то есть характеризуется максимальной организованностью информационных переменных и минимальным объемом эмпирических данных.
Вторичная эмпирическая информация появляется в результате применения сложных многогранных методов статистической обработки (дисперсионный, факторный, кластерный и другие виды анализа) и содержательного психологического анализа.
В истории компьютеризации психологических знаний можно выделить по крайней мере три этапа.
Первый этап, который ориентировочно длился с 40-х* до начала 70-х годов ХХ века, логично именовать «этапом становления» компьютерных психологических технологий. В этот период прикладная психологическая наука начинает активно использовать автоматизированные средства для решения аналитических задач.
В то время компьютеризация психологического эксперимента сводилась к разрешению проблем ускоренной первичной обработки эмпирических данных и повышению точности применения статистических методов анализа психологического материала в целях получения вторичной эмпирической информации. В России для решения этих задач активно применялись стандартные пакеты прикладных программ БЭСМ и калькуляторы.
На втором этапе, длившемся приблизительно с середины 70-х до начала 80-х годов, происходило зарождение диалоговых автоматизированных психодиагностических систем. Наряду с задачами статистической обработки данных появились конкретные технологии разработки компьютерных тестов, снабженных системами математической обработки результатов тестирования, а также элементы хранения первичных эмпирических данных. Были разработаны первые автоматизированные базы данных, в которых систематизированно накапливалась цифровая психологическая информация. Для реализации перечисленных задач в России наряду со стандартными пакетами программ БЭСМ и калькуляторами использовались первые персональные ЭВМ (БК, ЕС 1840, «Искра» и др.). Появились сети персональных компьютеров на базе БК (бытовой компьютер) и ЕС 1840. Широкое применение получили программируемые микрокалькуляторы (ПМК) типа МК-54, МК-56, МК-61, «Электроника БЗ-34» и др., которые использовались для статистической обработки данных. В конце 70-х — начале 80-х годов во Владивостоке на экспериментальной выборке около 8 тыс. человек группой психологов и программистов под руководством Ю.С. Касчеева была разработана автоматизированная система комплексной психофизиологической диагностики (АС КПФД) с использованием многоцелевого комплекса технических средств МЦ КТС-128** (рис. 15).
НЕТ
ДА
ДА
НЕТ
Рис. 15. Блок-схема программы психологической диагностики
«Эффективность системы обеспечивалась высокой (по тем временам — Н.И.) степенью автоматизации и адаптации, большой пропускной способностью» испытуемых (тестировалось до 128 человек одновременно).
АС КПФД состояла из четырех подсистем: психолого-методической, программно-математической, интегрально-технической и организационно-экономической. Система реализовывалась посредством регистрации деятельности испытуемых по критериям качества (вероятность решения теста) и времени, затраченному на решение теста. При этом учитывался процесс восприятия и принятия задачи, поиска способов решения, принятия решения по выбору ответа и ввода ответной реакции. К сожалению, данная система не получила широкого распространения (были упоминания об АС КПФД в ленинградских психологических кругах, выпускались подобные системы в Минске в начале 1990-х годов) и была неоправданно забыта.
Третий этап совершенствования диалоговых автоматизированных психодиагностических средств относится к настоящему периоду развития компьютерной психологии. К задачам нынешнего времени можно отнести статистическую обработку психологических данных, проведение тестирования, обработку результатов тестирования, интерпретацию психологических данных, хранение тестовых результатов, разработку автоматизированных ситуационных игр на основе ССАД, разработку автоматизированного рабочего места психолога (АРМП), регистрацию и интерпретацию достоверности психологической информации и др. Эти задачи решаются при помощи мощных персональных компьютеров (IBM, Mackintosh), компьютерных сетей (Internet), CD, магнитно-оптических накопителей, графических, видео-, аудиосканеров; автоматизированных полиграфов («Лафайетт», «ЭПОС», «Альфа») и др.
Применение компьютеров в психологических исследованиях связано с рядом методологических, методических и технологических проблем.
Под методологическими проблемами понимаются проблемы разработки искусственного интеллекта. Это прежде всего возможность моделирования психических явлений, а также аспекты ограничения рамок формализации психологических переменных. Здесь следует иметь в виду, что психологическое моделирование имеет вероятностную достоверность из-за: а) невозможности конструирования абсолютно полной (адекватной) модели психической деятельности; б) появления погрешностей при самом измерении; в) ошибок в области формирования психологических гипотез и их формализации; г) ошибок испытуемого при работе на компьютере; д) ошибок операторов при вводе эмпирических данных (для частично автоматизированных тестов) и др.
К методическим обычно относят по крайней мере семь основных проблем. Это возможность адекватного измерения смоделированных психических функций. При переходе к компьютерным психотехнологиям наблюдается существенная динамика восприятия стимульной информации испытуемыми* по сравнению с бланковыми методиками. Это происходит вследствие изменения формы предъявления стимулов. Автоматизированные тесты (при условии полной автоматизации) приводят также к снижению возможностей коррекции психологами выходных тестовых данных и текстов интерпретации методик. Эта проблема имеет две ярко выраженные стороны. С одной стороны, автоматизация приводит к повышению объективности результатов, что удобно для начинающих психологов, а с другой — к снижению субъективной психологизации результатов, что отрицательно сказывается на их принятии в качестве инструмента опытными исследователями. Автоматизация психологических методик активно влияет на их операциональную валидность. Вследствие изменения форм предъявления, восприятия стимулов и регистрации ответов (реакций) изменяется операционный состав действий испытуемых. Автоматизация психодиагностики, привлекая своей точностью и скоростью обработки психологических данных, требует постоянного повышения компьютерной грамотности экспериментаторов.
Технологические проблемы в основном связаны с изменением конструкции методик, процедуры обследования и процессуальными ошибками испытуемых и психологов-исследователей. Наряду со снижением числа ошибок в процессе статистической обработки психологических данных при помощи компьютера, остаются неразрешенными проблемы возникновения погрешностей ввода эмпирической информации, формализации (доверительный интервал и ошибки расчетов) и хранения вторичной информации (проблемы разработки баз данных), коррекции и интерпретации психологических данных, а также проблемы учета динамики мотивации в ходе тестирования при помощи ЭВМ и др.
4.3. Прикладные психологические исследования
с использованием компьютеров
Проблемы развития категориального аппарата
психологической науки в связи с применением компьютера*
Центральной категорией психологии является отражение. Ее узловой аспект — психологическое отражение. Сутью психологического отражения является соотношение образа и модели, формализуемого и неформализуемого в модели и отражение объекта с использованием компьютера, то есть информационное отражение. В центре системы информационного отражения находится понятие «сигнал».
Сигнал в психологии — это воздействие внешнего мира, не вызывающее изменений, но предупреждающее организм о будущем воздействии, тем самым расширяя его ориентировку. В кибернетике это форма передачи информации. Сигнал — это взаимная упорядоченность двух множеств состояний, представленных в источнике и в носителе.
Согласно Л.С. Выготскому, внешняя социальная среда (культура) воспринимается и познается человеком, формируя в нем посредством сигнала сигнификацию, то есть информированность человека о внешней ситуации, который, ориентируясь, облекает ее в "смысловые одежды". Сигнификативная функция человека формируется под влиянием внешней среды (успешность и/или полезность ситуации для субъекта), исходя из особенностей организма.
Развитие кибернетики и внедрение ее достижений в психологию привело к возникновению ряда проблем в области познания — сфере, наиболее изученной в психологии. Здесь следует подробнее остановиться на категориях восприятия, внимания, памяти, деятельности (поведения), эмоциональной сфере, коммуникации (общении с ЭВМ) и индивидуальных особенностях пользователей компьютерных психодиагностических систем.
Восприятие
Информационная теория восприятия основывается на аналогии между работой зрительной системы человека и оптических приборов. В рамках информационной теории осуществляются: а) попытки применения идей, сложившихся при изучении передачи сигналов по техническим каналам связи и б) аналогии с работой ЭВМ по распознаванию образов.
Оба подхода сходны со схемой последовательности восприятия информации (см. рис. 16).
Рис. 16. Схема последовательности восприятия информации
В отличие от гештальт-психологии информационная теория восприятия основывается не на описании результатов восприятия как целостных феноменов-образов, а на изучении самого процесса образования образов. Причем происходит дифференциация, с одной стороны, нейро-физиологического анализа восприятия, а с другой — собственно психологического (информационного) анализа.
Психологический (информационный) анализ восприятия основывается на трех принципах: принципе сравнения с эталоном, принципе активности и принципе избирательности.
Базой принципа сравнения с эталоном является процедура сравнения новых образов (информационных единиц) с эталоном, заложенным в ЭВМ. Его ограничением может быть то, что при отклонении от эталона образ не идентифицируется, то есть не учитываются творческие аспекты восприятия. Принцип активности — это обусловленность восприятия потребностно-мотивационной сферой субъектов, которая не воссоздается в ЭВМ, но может привноситься при использовании внешней мотивации или игровыми средствами. Принцип избирательности, связанный с принципом активности, тоже не воспроизводится на ЭВМ.
Таким образом, важнейшие характеристики восприятия в существующих кибернетических системах не представлены в полной мере.
Внимание
Информационный подход внимание связывает с селективностью, то есть отбором информации. В рамках информационной теории разделение на существенную и несущественную информацию есть важнейшая функция внимания. Это разделение происходит в соответствии со следующими схемами:
1). Модель переключателя: существует два источника сведений для человека и некое гипотетическое устройство ("переключатель"), которое регулирует, какой из двух каналов будет функционировать.
2). Модель аттенюатора включает: блоки сенсорного анализа, анализа признаков, само устройство — аттенюатор, блок кратковременной памяти и ожидания. Система вычленяет сенсорные признаки объекта, хранит их в памяти, сличает их с некоторой информацией в блоке сравнения.
3). Модель активного синтеза включает анализ признаков и их последующий синтез в режиме формирования целостного образа.
Недостатком этих моделей является отсутствие мотивационного компонента в схемах, который детерминирует процессы произвольного и непроизвольного внимания.
Память
Память представляет собой объект традиционно пристального внимания сторонников информационного подхода в психологии. Основным постулатом является то, что память есть система (Р. Клацки), включающая процессы приема информации, ее видоизменения (кодирования), хранения и извлечения. Память зависит от емкости, объема, кибернетических систем.
Система памяти (по Р. Клацки) состоит из ряда подсистем, которыми являются: внешний мир, сенсорный регистр, распознавание образов, внимание, подсистемы кратковременной и долговременной памяти. В частности, подсистема распознавания образов представляет собой две основные операции: а) операция сравнения, которая реализуется путем сопоставления с эталоном (гипотеза эталонов), сравнения с обобщенными схемами, конфигурациями (гипотеза прототипов) и сравнения с признаками (гипотеза признаков); б) операция принятия решения, то есть выбор решения из альтернатив по фиксированному критерию. Подсистема внимания — это частичное отбрасывание некоторой «лишней» информации.
В рамках информационного подхода реализуются и некоторые частные виды памяти, в частности, семантической и др.
К ограничениям данного представления о памяти можно отнести, то, что в нем не отражены, во-первых субъект памяти, то есть потребностно-мотивационная сфера, зависимость памяти субъекта от особенностей его деятельности; а во-вторых, такие важные виды памяти, как образная, словесно-логическая, моторная, аффективная (эмоциональная), произвольная/непроизвольная и др., а также развитие памяти.
Поведение. Деятельность
Теория поведения Дж. Миллера, Ю. Галантера и К. Прибрама родилась как результат перенесения понятий кибернетики в область изучения поведения, абсолютизации аналогии между ЭВМ и организмом.
В отечественной психологии деятельность (поведение) понимается как феномен ориентировки, опосредствующий жизнь индивида (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин). Психологическое представление о деятельности конкретизируется через различение ее видов: теоретическая/практическая; внешняя/внутренняя; ориентировочная/исполнительская; творческая/рутинная. А.Н. Леонтьев подчеркивал, что общность строения внутренней и внешней деятельности является одним из важнейших открытий отечественной психологии. Деятельность А.Н. Леонтьев связывал с мотивом, действия — с целью и условиями.
В информационном подходе единицей анализа деятельности стало действие и его дифференцирующий признак — ЦЕЛЬ. Цель в рамках информационного подхода представляет собой конечную ситуацию, полезный результат и осознанный образ. Здесь не наблюдается различий между терминами «целесообразность» и «целенаправленность». Категории «потребность» и «мотивация» в рассмотрение сторонниками информационного подхода не берутся.
Эмоционально-волевая сфера
Представителями информационного подхода активно разрабатывается и область эмоций.
Существуют даже попытки определения количественной меры эмоциональных процессов в виде формулы:
Эм = П * ( Ин — Ис ), [39]
где Эм — эмоция,
П — потребность,
Ин — необходимая информация,
Ис — существенная информация.
Причем необходимая и существенная информация — это довольно неопределенные термины. По представлению идеологов информационного подхода в психологии, эмоции основываются на реальных фактах. А условием возникновения эмоций является получение некоторых сведений. Возникновение эмоции происходит в результате соотнесения новых сведений с наличным опытом, то есть имеет место относительная новизна информации. Источником эмоций может являться и ценность информации, которая определяется через вероятность достижения цели после получения информации (А.А. Харкевич).
Коммуникация
В 1982 году по опросу журнала «Тайм» в США «Человеком года» стал компьютер. Компьютер стал полноправным «коммуникатором».
Информационная теория в психологии употребляет понятие «общение» (коммуникация) с компьютером в смысле интерперсонального взаимодействия. Диалог между человеком и компьютером характеризуется такими параметрами, как активность участников, понятливость, защищенность и др. Исследования показали, что для пользователя ЭВМ характерен феномен персонификации компьютера, то есть наделение его определенными личностными чертами. В этом смысле взаимоотношения человека и компьютера приобретают признаки совместной деятельности. Особенность «общения» человека и компьютера заключается в том, что машина участвует в общении как субъект рутинной деятельности, а человек — творческой. Однако использование ЭВМ (обработка данных, электронная почта) перестраивает структуру способов общения и способствует инициации общения, управлению групповым решением задач, выдаче оценок, коррекции ошибок, а также влияет на изменение целевого и мотивационного уровней деятельности.
В процессе общения с компьютером у различных людей формируется и определенное отношение к компьютеризации психодиагностики. Отношение есть смысловое личностное образование. Отношение людей к компьютерному тестированию зависит от различных мотивов, определяя личностный смысл деятельности. Главными задачами компьютеризации психодиагностики является реализация стремлений избежать больших объемов рутинной работы при тестировании, квалифицированно анализировать данные, неопытным психологам — снизить ошибочность обработки и усвоить единый алгоритм психодиагностического исследования. Экспериментально выявлена нелинейная связь между повышением эффективности диагностики и компьютеризацией.
Отношение администраторов к компьютеризации неоднозначное. С одной стороны, повышается интерес, а с другой — снижается применимость компьютерной психодиагностики в системах управления персоналом. Нам представляется, что в основе этого лежит неразработанность юридической нормативной базы использования компьютерных данных при решении задач подбора и расстановки кадров. Нельзя не учитывать "защитный" мотив* — нежелание администратора самому подвергнуться психологическому исследованию. Этот мотив обусловливает сопротивление практическому применению компьютерного тестирования. Отношение руководителей определяется их личными целями: а) повод сведения счетов с неугодными; б) перекладываение ответственности на компьютер; в) негативное отношение обследуемых как навязанная извне процедура сведения счетов и т. д. В связи с этим наблюдается повышенный энтузиазм к компьютерной диагностике у руководителей высшего звена при снижении интереса (а иногда и противодействия) у руководителей, непосредственно управляющих персоналом.
Отношение психологов к компьютерному тестированию тоже неоднозначное. Они осознают положительные стороны компьютеров, к которым относятся в первую очередь высокая пропускная способность, освобождение психологов от рутинной работы и расширение их творческих возможностей. В то же время присутствует и определенный негативизм, который определяется: а) нежеланием менять привычные способы деятельности, б) нежеланием переучиваться, в) боязнью не справиться с новыми требованиями, г) боязнью резкого роста требований к психологу со стороны руководства, д) формированием новых компонентов психодиагностики (повышение творческих компонентов, приобретение и постоянное использование новых знаний, необходимость перераспределения внимания между разными объектами психодиагностики: обследуемый/компьютер) и е) неприятием некоторых элементов интерпретации тестовых данных (так как автоматизированный тест навязывает психологу жесткий алгоритм интерпретации).
Неоднозначность отношения психологов к компьютерной диагностике определяется прежде всего их опытом практической работы. Так, для новичков результаты компьютерной психодиагностики имеют обучающий эффект и являются одним из способов приобретения профессиональных навыков. У опытных психологов-диагностов существует некий психологический барьер перед принятием интерпретационной схемы автоматизированных тестов, вложенной другими психологами-разработчиками. Можно сделать вывод о существовании двух алгоритмов психодиагностической работы психологов. Во-первых, вынесение заключений на основе машинной интерпретации (интерпретация первого уровня) и перекладывание ответственности на ЭВМ и, во-вторых, анализ компьютерных данных и сопоставление их с наблюдением, беседой и другими дополнительными сведениями, полученными в результате иных тестовых данных (интерпретация второго и третьего уровней).
Замечено, что позитивное и негативное отношение психологов к компьютерным психодиагностическим технологиям высоко коррелирует с продуктивностью их деятельности*.
Отношение различных по специализации групп психологов к компьютерным тестам различно. Психодиагносты-разработчики, естественно, отличаются активно положительным отношением. Они видят в компьютерных тестах явное приращение знаний и средство облегчения труда психологов.
У молодых психодиагностов-пользователей проявляется ярко выраженное сверхдоверие. У опытных психологов — частичное неприятие и высокая критичность. Значительная часть исследователей, не занимающихся практической психодиагностикой, отрицательно относится к тестированию как к методу вообще и считает, что автоматизация тестов приводит к нежелательным последствиям.
Отношение обследуемых зависит от их мотивации и целей тестирования: консультация, прием на работу, аттестация и т. д. Это главные мотивы. Наряду с ними существуют так называемые сопутствующие мотивы, к которым относятся познавательные (узнавание нового об ЭВМ или о себе), коммуникативные (общение с компьютером), игровые или прагматические (ЭВМ сама следит за порядком вопросов в тесте, не надо ничего писать, компьютер снимает нагрузку на внимание испытуемых и т. д.).
Отношение испытуемых к автоматизированным тестам также зависит от их компьютерной обученности. Если испытуемый хорошо знает компьютер, то он с удовольствием общается с ЭВМ, иногда выходит на уровень оценки качества программ, интерфейса и т. д. Если испытуемый плохо знает ЭВМ, то на его действия накладывает отпечаток непривычность обстановки, непонятность компьютера, скованность действий, тревожность, то есть появляется защитная реакция. Защитная реакция на ЭВМ чаще проявляется в ситуациях отбора или аттестации персонала. Она снижается в случаях тестирования с целью самопознания или профконсультации, а также у лиц, проявляющих высокие способности к работе с компьютером. У людей, которые испытывают напряжение в общении с ЭВМ, защитная реакция повышается.
Основная масса пользователей ЭВМ в ходе формирования отношений к компьютеру проходит следующие стадии: «безделушка», «нейтралитет», «стоящее дело» и «отказ от применения компьютера — это глупость».
- Введение
- Глава 1 История и методология психодиагностического исследования
- 1.1. История развития
- 1.2. Предмет и место психодиагностики в системе психологических наук
- С включением психодиагностического измерения
- Основные методы психологических исследований и их варианты
- Классификация психодиагностических методик на базе комплексного предметно-технологического подхода
- Глава 2 Психометрические аспекты разработки, адаптации и использования тестов
- 2.1. Понятие о психологическом измерении
- Виды измерения**
- Уровни измерения
- Непараметрические шкалы
- Сопоставление профессионально значимых качеств двух профессий
- Профессии значимо сопряжены — подобны.
- Параметрические шкалы
- 2.2. Применение статистических методов в психологических измерениях
- Распределение эмпирических данных
- Распределение Гаусса
- Относительно теоретической кривой (распределение Гаусса)
- Эмпирические данные, полученные в результате исследования
- Применение непараметрической и параметрической статистики при обработке эмпирических данных**
- Частотное распределение психографических признаков по группам акцентуаций характера
- Вывод: успешность деятельности операторов определяется их уровнем интеллекта, измеренном в iq.
- Квантили t-распределения Стъюдента для доверительной вероятности
- Тестовые (сырые) показатели методики сад
- 2.3. Стандартизация тестовых показателей
- Глава 3 Тестология
- 3.1. Классификация психологических тестов
- Класс: Объективные методики. Измерение результативности и способа (особенностей) выполнения деятельности Подкласс: Тесты личности (особенности интеллекта)
- Подкласс: Тесты интеллекта (уровень развития интеллекта) Тесты способностей:
- Тесты достижений:
- Критериально-ориентировочные тесты:
- Класс: Субъективные методики. Измерение на основе информации,
- Данной испытуемым о себе
- Подкласс: Личностные и специальные опросники
- Характерологические и клинические опросники:
- Мотивационные опросники:
- Опросники оценки эмоционально-волевых качеств:
- Опросники оценки коммуникативных качеств:
- Подкласс: Конструктивные проективные методики
- Подкласс: Интерпретационные проективные методики
- Подкласс: Катартические проективные методики
- Подкласс: Экспрессивные проективные методики
- Подкласс: Импрессивные проективные методики
- Подкласс: Аддитивные проективные методики
- Подкласс: Семантические проективные методики
- 3.2. Требования к разработчикам и пользователям тестов*
- Требования к психодиагностическим методикам
- Требования к пользователям:
- 3.3. Проблемы объективности психодиагностической информации
- Валидность тестов
- Надежность тестов*
- 3.4. Разработка, адаптация и использование психодиагностических методик (тестов)
- Разработка и адаптация
- Интеллектуального теста-технологии сад
- Экспериментально-теоретическое обоснование
- Технологии сад
- Примерная инструкция к субтесту "ст"(первое задание сад)
- Работайте самостоятельно! Желаем удачи! Примерная инструкция к субтесту «сам» (второе задание сад)
- Работайте самостоятельно! Желаем удачи! Регистрационный бланк сад
- Величина коэффициентов надежности (Rхх) тпа-сад
- Содержание и психологическая интерпретация комплексных критериев семантического анализа понятийно-смысловой структуры
- Оценка распределения эмпирических данных методики сад
- Величина показателей методики сад по критерию обч
- Количественная и качественная характеристика первоначальной экспериментальной выборки
- Характеристики экспериментальных групп по результатам тпа-сад
- Характеристики экспериментальных групп по структуре стратегий мышления по результатам тпа-сад (% совпадения)
- Данные расчета критерия согласия Пирсона (χ2) между показателями тпа-сад при перекрестной валидизации
- Разработка и адаптация семантического дифференциала "божественного откровения" (сдо)
- Расчет весового балла дифференцирующих понятий относительно «смысловых терминов-полюсов»
- Регистрационный бланк Фамилия и.О.__________________Подразделение________________
- Разработка психодиагностической батареи тестов в целях профотбора
- Б) Процедура тестирования.
- По количеству правильных ответов испытуемого
- Результатов расчета производительности испытуемого при выполнении теста**
- По положительным и отрицательным значениям
- По положительным оценкам (Объем экспериментальной выборки 8 тыс. Человек)
- Описание смыслового значения факторов
- Эмпирические данные
- 3.5. Процедура психологического обследования
- Инструктирование испытуемых перед началом и в ходе тестирования*
- 3.6. Психодиагностика индивида и группы* Индивидуальная психодиагностика
- Индивидуальная карта психологического сопровождения
- Определение коэффициента интеллекта (iq)
- Графический тест к. Коха
- Тест цветовых выборов
- 4. Психографологический анализ
- 5. Тест mmpi (модификация)
- Семантический дифференциал
- Результаты обследования сотрудника
- Психодиагностика группы
- Отчет о проведенном исследовании межличностных отношений в фирме "х"
- Рейтинговые социально-психологические показатели
- Глава 4
- 4.2 Концептуальный подход к автоматизации психологических исследований
- Индивидуальные особенности активных пользователей
- Проблемы развития прикладных психологических исследований с использованием компьютеров
- Классификация автоматизированных средств психодиагностики
- Заключение
- Контрольные вопросы по курсу «Основы психодиагностики»
- Литература