Рейтинговые социально-психологические показатели
№ п/п | Фамилия И.О. | Показатель авторитета (ранг) | Показатель внутригруппового статуса (ранг) |
1. | Кристина З. | 7 | 23 |
2. | Алексей Б. |
| 4.5 |
3. | Гавриил Л. |
| 9.5 |
4. | Дмитрий И. |
| 28 |
5. | Павел К. | 5 | 13.5 |
6. | Арнольд Х. |
| 17.5 |
7. | Геннадий Б. |
| 30 |
8. | Алексей Л. | 1 | 4.5 |
9. | Мария И. | 8.5 | 7 |
10. | Инна Ш. |
| 23 |
11. | Диана Щ. |
| 15.5 |
12. | Александр Ф. |
| 7 |
13. | Ольга И. |
| 11.5 |
14. | Клара З. | 8.5 | 20.5 |
15. | Роман С. | 3 | 3 |
16. | Кирилл З. | 2.5 | 1 |
17. | Михаил Г. |
| 23 |
18. | Лора С. | 2.5 | 9.5 |
19. | Андрей П. |
| 19 |
20. | Татьяна Н. |
| 27 |
21. | Вера М. |
| 29 |
22. | Надежда П. |
| 11.5 |
23. | Светлана П. |
| 13.5 |
24. | Антон В. | 5* | 20.5 |
25. | Кузьма Р. |
| 26 |
26. | Ева Б. |
| 7 |
27. | Юлия К. |
| 17.5 |
28. | Соня А. |
| 25 |
29. | Юнна В. |
| 15.5 |
30. | Владимир С. |
| 2 |
Имело место несовпадение ранга внутригруппового статуса специалистов с их авторитетностью.
II.
Исследование когнитивных (познавательных) способностей производилось по двум основным направлениям: изучение потенциальных возможностей сотрудников в процессе усвоения новой информации и уровень концентрации внимания. Потенциальные когнитивные способности, как правило, имеют значимую корреляционную связь с показателями познавательной деятельности. Однако следует учитывать тот факт, что эта взаимозависимость носит нелинейный характер. Одни люди способны реализовать свой потенциал, другие нет. Так при высоком IQ, но низком уровне профессиональной подготовленности следует повышать внешнюю мотивацию человека. При обратном соотношении нужно следить за тем, чтобы человек не впал в состояние утомления, при котором реализация интеллектуальных качеств может привести к неблагоприятным физиологическим последствиям для организма. Все это следует учитывать в индивидуальной воспитательной работе с персоналом. Особенностью исследуемого коллектива являлось то, что общий уровень интеллекта превышал среднепопуляционный на 16 баллов и составлял 116. Однако следует обратить внимание на относительно низкий средний показатель уровня концентрации внимания (53 балла)*.
В результате анализа когнитивных способностей сотрудников фирмы были выявлены три группы. В первую группу (более 140 баллов) вошли Лора С., Диана Щ. и Вера М. (по 142 балла). Третью группу (менее 100 баллов) составили: Надежда П. (98), Гавриил Л. (94.5), Кристина З. и Алексей Б. (по 90.5 баллов). Остальные вошли во вторую группу (от 100 до 132 баллов). Уровень развития познавательных способностей (десять условных единиц по IQ и 15 — по вниманию. Первый — наивысший уровень) и абсолютные показатели приведены ниже в таблице.
№ п/п | Фамилия И. О. | Показатель IQ (уровень/балл) | Показатель внимания (уровень/балл) |
1. | Кристина З. | 10/90.5 | 14/38 |
2. | Алексей Б. | 10/90.5 | 15/33 |
3. | Гавриил Л. | 9/94.5 | 14/38 |
4. | Дмитрий И. | 22/130 | 9/53 |
5. | Павел К. | 4/122 | 5/64 |
6. | Арнольд Х. | 4/122 | 11/46 |
7. | Геннадий Б. | 7/110 | 13/43 |
8. | Алексей Л. | 6/114 | 10/47 |
9. | Мария И. | 7/110 | 12/45 |
10. | Инна Ш. | 6/114 | 4/68 |
11. | Диана Щ. | 21/142 | 22/74 |
12. | Александр Ф. | 7/110 | 8/57 |
13. | Ольга И. | 6/114 | -- |
14. | Клара З. | 5/118 | -- |
15. | Роман С. | 4/122 | -- |
16. | Кирилл З. | 7/110 | 13/43 |
17. | Михаил Г. | 23/126 | -- |
18. | Лора С. | 21/142 | 1/81 |
19. | Андрей П. | 5/118 | -- |
20. | Татьяна Н. | 5/119 | 3/69 |
21. | Вера М. | 21/142 | 7/58 |
22. | Надежда П. | 8/98 | 12/45 |
23. | Светлана П. | 7/110 | 6/62 |
24. | Антон В. | -- | 10/47 |
... | ............... | ............. | ............. |
29. | Юнна В. | -- | 13/43 |
30. | Владимир С. | -- | 7/58 |
При анализе социально-психологической ситуации в фирме важное место занимает учет характерологических особенностей неформальных лидеров. Эту информацию следует пристально изучать в связи с необходимостью понимать содержание взаимоотношений в микрогруппах. С этой целью производится индивидуально-психологическое исследование. Для примера рассмотрим психологические портреты лидеров второй, третьей и пятой микрогрупп: Алексея Л., Клары З. и Дмитрия И.
ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРА
(по данным экспрес-стеста)
Алексей Л.
Познавательные способности развиты хорошо. Значение коэффициента интеллекта — 114 баллов, что соответствует шестому уровню в группе. Наблюдается очень высокая работоспособность при высокой многопрофильной активности. Деятельность отличается целенаправленностью и стремлением к постоянному прогнозированию. Относительно низкий уровень концентрации внимания (10-й уровень из 15).
Поведение характеризуется гиперактивностью, спонтанностью, импульсивностью, капризностью и непредсказуемостью эмоциональных реакций на фоне нарушения представлений о реальности (возможно психотическое состояние, вызванное чрезмерным самоконтролем, направленным на завоевание и удержание расположения других людей); возможно ощущение перегрузки и отсутствия определенных желаемых достижений, но при этом сохранение активности (упрямство, за счет которого, возможно, и удерживается личность в норме).
Активность может распространяться на широкое поле деятельности под влиянием неудержимого желания играть еще более значимую роль, продемонстрировать все свои достоинства, выплеснуть весь свой потенциал; имеет место чувство некоторой приниженности и отверженности, которые компенсируются стремлением к превосходству; выявляется хорошая адаптация к новым условиям, способность самостоятельно, без внешнего вмешательства принимать решение; преобладает интерес к конкретным вещам, "жизнь в настоящем моменте", потребность в движении и возбуждении; вероятно наличие реактивного страха перед реальными травмирующими ситуациями (возможно, что имел место травмирующий эпизод в прошлом, переживаемый до настоящего времени).
Он является самым авторитетным в группе. Общий социальный статус высокий. Занимает 4.5 место из 30 по количеству положительных выборов. Входит в относительно неустойчивую многочисленную микрогруппу, состоящую на уровне "тусовки" из семи человек (общий IQ = 109 баллов). На уровне "дружбы" и "взаимного доверия" микрогруппа распадается на три части, где он входит в диаду отношений с Павлом К. и затем и она на уровне "взаимопомощи" растворяется в массе самоуверенных одиночек. Он отрицательно относится к Геннадию Б. Наблюдается прохладное отношение к нему Ольги И.
Коммуникативные качества характеризуются усиленным стремлением преодолеть снижение собственного рейтинга, добиться признания и доминирования; проявляется упрямое, но безрезультатное требование уважения к себе; утрата лидерских позиций приводит к повышению активности и демонстративных тенденций в общении (в этом плане возможна невротизация личности).
ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРА
(по данным экспресс-теста)
Клара З.
Познавательные способности достаточно высоко развиты. Тест на оценку концентрации внимания невалиден ввиду неточного выполнения инструкции испытуемой (продолжение работы после окончании хронометража). Значение коэффициента интеллекта — 118 баллов, что соответствует пятому уровню. Возможна хорошая обучаемость.
Проявляется активное подавление своих эмоций; чувствует себя тревожно и скованно; эмоциональная неудовлетворенность вызывает повышенную чувствительность, сентиментальность и нетерпеливое желание независимости, которое приводит к нервному напряжению и беспокойству.
Проявляется высокая активность поведения и действий, высокая работоспособность; чувство отверженности и изолированности (как следствие снижения общего авторитета), возможно ощущение приниженности компенсируется внутренним (маскируемым) стремлением к превосходству, уверенностью в себе. Эгоцентричность и обидчивость не приводит к открытым конфликтам ввиду отсутствия желания рисковать, чтобы не потерять все. Наблюдается тенденция к "застреванию" на поиске удовлетворения своих потребностей и амбиций с помощью других людей и обвинении их в случае неудовлетворенности. Вероятно, с детства испытывает потребность в опоре; имеет место проявление чувства каких-то (?) ограничений, мешающих личностному развитию. Отсюда спонтанно осуществляется поиск решения, которое позволит избавиться от этих ограничений.
Общий социальный статус невысок. Она занимает 20.5 место из 30 по количеству положительных выборов. Входит в самую немногочисленную устойчивую микрогруппу (межличностная диада) и держится в ней до уровня "взаимного доверия". На уровне "взаимопомощи" диада разрушается. После чего она не присоединяется ни к одной микрогруппе. Проявляет устойчивые дружеские отношения с Инной Ш. Предположительно отношения строятся на основе корпоративных симпатий в рамках декларируемой исключительности. К Кларе З. отрицательно относится лидер одной из конфронтационных микрогруппы — Вера М. В свою очередь, Клара З. сама делает шесть отрицательных выборов (выявляется скрытая агрессивность).
Коммуникативные качества характеризуются самоощущением изолированности, возможно, исключительности, стремлением к доминированию.
ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРА
(по данным экспресс-теста)
Дмитрий И.
Познавательные способности развиты хоpошо. Концентрация внимания достигает среднегруппового уpовня, равного 53 баллам. Это девятый уровень в коллективе. Значение коэффициента интеллекта — 130 баллов, что соответствует втоpому уровню. При определенной внешней и внутренней стимуляции деятельности возможна хоpошая познавательная активность.
Развивается чувство тpевоги, склонность к импульсивному поведению с возможными вспышками гнева, раздражения, возмущения, потребностью в движении и возбуждении. Большое напряжение и высокий энергетический уровень, напористость, воля, тенденция к проявлению сопротивления и агрессивности маскиpуют чувство приниженности или неадекватности, а также наличие психосоматических проблем. Нуждается в нежном, ласковом обpащении и понимании.
Нечетко определенные цели. Поведение характеризуется гиперактивностью и чрезмерной спонтанностью, эгоцентpичностью и обидчивостью. Существующую обстановку считает вpаждебной. Пpесекает все попытки как-то повлиять на его точку зpения. Необходимость постоянно сдерживать возбуждение и напряженное усилие, обуздать свою агрессивность причиняет сильное беспокойство и грозит прорваться взрывом импульсивного и необузданного поведения. Pазочаpование и стpах пеpед психотpавмиpующими ситуациями пpивели к тpевожности, опустошенности и самобичеванию, в котоpых он не сознается и котоpые явились пpичиной его упpямства и вызывающего поведения.
Вызывают тревогу отношения с родителями, накопившееся раздражение против них. Страх быть покинутыми ими фоpмиpуют чувство незащищенности, дисбаланса, снижают самоконтpоль. Имеет место признак амбивалентных чувств по отношению к матери: одновременная привязанность и агрессивная оппозиция к ней, недостаток тепла и здоровой стимуляции в детстве, потребность в опоре, а также задержка личностного роста. Пpоявляются последствия конфликта, пережитого в раннем детстве, наличие недифференцированной тревоги и травматические переживания. Возникает тенденция отгоpоженности, недоступности и pеактивный страх перед реальными травмирующими ситуациями.
Избегание неприятной реальности, ее приукрашивание или трансформация поpождают стремление к "уходу" из ситуации, котоpая не может быть эффективно разрешена, когда человек отрицает определенную область свой жизни.
Общий внутригрупповой статус невысок. Он занимает одно из последних мест по количеству положительных выборов. Является лидеpом микpогpуппы, состоящей из тpех человек, котоpая существует только на уpовне "тусовки" и имеет высокий показатель сpеднегpуппового интеллекта (IQ = 126). Данная микpогpуппа находится в оппозиции к основной "тусовке" и микpогpуппе, возглавляемой Верой М. Вне своей микpогpуппы он стpемится контактиpовать с Кузьмой P., Андреем П. и Александром Ф. Испытывает ситуативные симпатии к Ольге И. Недpужелюбно относится к Кларе З., Антону В., Вере М. и Инне Ш. К нему отрицательно относятся: Алексей Б., Антон В., Кирилл З., Лора С., Надежда П., Клара З., Андрей П., Роман С. и Павел К.
Коммуникативные качества характеризуются ощущением изолированности, активностью, стремлением быть замеченным, утвердиться среди окружающих, а также бесцеpемонностью и агpессивностью на фоне неосознанного мщения окpужению за свою ущеpбность и психотpавмиpованность.
Выводы: в результате проведенного экспресс-анализа МЛО и характерологических особенностей неформальных лидеров можно сделать вывод о том, что морально-психологический климат в фирме N. не вполне удовлетворительный. Существует множество межличностных проблем, которые следует оперативно решать руководству фирмы с использованием конкретных психологических данных настоящего исследования.
- Введение
- Глава 1 История и методология психодиагностического исследования
- 1.1. История развития
- 1.2. Предмет и место психодиагностики в системе психологических наук
- С включением психодиагностического измерения
- Основные методы психологических исследований и их варианты
- Классификация психодиагностических методик на базе комплексного предметно-технологического подхода
- Глава 2 Психометрические аспекты разработки, адаптации и использования тестов
- 2.1. Понятие о психологическом измерении
- Виды измерения**
- Уровни измерения
- Непараметрические шкалы
- Сопоставление профессионально значимых качеств двух профессий
- Профессии значимо сопряжены — подобны.
- Параметрические шкалы
- 2.2. Применение статистических методов в психологических измерениях
- Распределение эмпирических данных
- Распределение Гаусса
- Относительно теоретической кривой (распределение Гаусса)
- Эмпирические данные, полученные в результате исследования
- Применение непараметрической и параметрической статистики при обработке эмпирических данных**
- Частотное распределение психографических признаков по группам акцентуаций характера
- Вывод: успешность деятельности операторов определяется их уровнем интеллекта, измеренном в iq.
- Квантили t-распределения Стъюдента для доверительной вероятности
- Тестовые (сырые) показатели методики сад
- 2.3. Стандартизация тестовых показателей
- Глава 3 Тестология
- 3.1. Классификация психологических тестов
- Класс: Объективные методики. Измерение результативности и способа (особенностей) выполнения деятельности Подкласс: Тесты личности (особенности интеллекта)
- Подкласс: Тесты интеллекта (уровень развития интеллекта) Тесты способностей:
- Тесты достижений:
- Критериально-ориентировочные тесты:
- Класс: Субъективные методики. Измерение на основе информации,
- Данной испытуемым о себе
- Подкласс: Личностные и специальные опросники
- Характерологические и клинические опросники:
- Мотивационные опросники:
- Опросники оценки эмоционально-волевых качеств:
- Опросники оценки коммуникативных качеств:
- Подкласс: Конструктивные проективные методики
- Подкласс: Интерпретационные проективные методики
- Подкласс: Катартические проективные методики
- Подкласс: Экспрессивные проективные методики
- Подкласс: Импрессивные проективные методики
- Подкласс: Аддитивные проективные методики
- Подкласс: Семантические проективные методики
- 3.2. Требования к разработчикам и пользователям тестов*
- Требования к психодиагностическим методикам
- Требования к пользователям:
- 3.3. Проблемы объективности психодиагностической информации
- Валидность тестов
- Надежность тестов*
- 3.4. Разработка, адаптация и использование психодиагностических методик (тестов)
- Разработка и адаптация
- Интеллектуального теста-технологии сад
- Экспериментально-теоретическое обоснование
- Технологии сад
- Примерная инструкция к субтесту "ст"(первое задание сад)
- Работайте самостоятельно! Желаем удачи! Примерная инструкция к субтесту «сам» (второе задание сад)
- Работайте самостоятельно! Желаем удачи! Регистрационный бланк сад
- Величина коэффициентов надежности (Rхх) тпа-сад
- Содержание и психологическая интерпретация комплексных критериев семантического анализа понятийно-смысловой структуры
- Оценка распределения эмпирических данных методики сад
- Величина показателей методики сад по критерию обч
- Количественная и качественная характеристика первоначальной экспериментальной выборки
- Характеристики экспериментальных групп по результатам тпа-сад
- Характеристики экспериментальных групп по структуре стратегий мышления по результатам тпа-сад (% совпадения)
- Данные расчета критерия согласия Пирсона (χ2) между показателями тпа-сад при перекрестной валидизации
- Разработка и адаптация семантического дифференциала "божественного откровения" (сдо)
- Расчет весового балла дифференцирующих понятий относительно «смысловых терминов-полюсов»
- Регистрационный бланк Фамилия и.О.__________________Подразделение________________
- Разработка психодиагностической батареи тестов в целях профотбора
- Б) Процедура тестирования.
- По количеству правильных ответов испытуемого
- Результатов расчета производительности испытуемого при выполнении теста**
- По положительным и отрицательным значениям
- По положительным оценкам (Объем экспериментальной выборки 8 тыс. Человек)
- Описание смыслового значения факторов
- Эмпирические данные
- 3.5. Процедура психологического обследования
- Инструктирование испытуемых перед началом и в ходе тестирования*
- 3.6. Психодиагностика индивида и группы* Индивидуальная психодиагностика
- Индивидуальная карта психологического сопровождения
- Определение коэффициента интеллекта (iq)
- Графический тест к. Коха
- Тест цветовых выборов
- 4. Психографологический анализ
- 5. Тест mmpi (модификация)
- Семантический дифференциал
- Результаты обследования сотрудника
- Психодиагностика группы
- Отчет о проведенном исследовании межличностных отношений в фирме "х"
- Рейтинговые социально-психологические показатели
- Глава 4
- 4.2 Концептуальный подход к автоматизации психологических исследований
- Индивидуальные особенности активных пользователей
- Проблемы развития прикладных психологических исследований с использованием компьютеров
- Классификация автоматизированных средств психодиагностики
- Заключение
- Контрольные вопросы по курсу «Основы психодиагностики»
- Литература