6. Отчуждение.
В управлении отчуждение довольно разнообразно. У руководителя (субъекта управления) отчуждение возникает из-за отсутствия понимания и достаточной информированности в содержании и проблемах деятельности подчиненных. У подчиненного – из-за аналогичного положения последнего в отношении деятельности руководителя. Есть, однако, и существенное различие в отчуждении у руководителя и у подчиненного. Руководитель некомпетентен в деятельности подчиненных из-за «физической» невозможности вникнуть в их профессиональные проблемы. Отчуждение подчиненных по отношению к деятельности руководителя часто даже не воспринимается как проблема.
Одно время широкую огласку получили разногласия, возникшие между мэром Москвы и председателем Государственного комитета по имуществу по поводу механизма приватизации столичных предприятий. Мэр требовал включения для этого особого механизма, отличного от общегосударственной схемы приватизации, разработанной председателем Государственного комитета по имуществу. Последний с этим не соглашался. Президент для разрешения конфликта направил материалы своему помощнику по экономическим вопросам, который позже в беседе с журналистом об этом случае вспоминал примерно так: «Приносят мне кипу бумаг по этому делу с метр высотой и дают 2 недели срока для оценки возникших противоречий и поиска возможных решений. Вижу, что за 2 недели возможно только бегло познакомиться с материалом, но никак не проанализировать его – собственных и совершенно неотложных дел невпроворот. Что делать? Принимаю решение: складываю материалы в дальний угол шкафа, начинаю ждать, авось само все уляжется. Потекли дни, президент время от времени интересуется – как идет работа по спору «мэр – председатель», отвечаю – работаем. И ничего не делаю в этом направлении. Вопросы по этому делу президент со временем стал задавать все реже, появились новые проблемы, более для него актуальные. Конфликт, как я и ожидал, со временем разрешился сам собой, и теперь говорить о нем, как об актуальном уже не приходится». Вот такое признание.
Приведем для прояснения также и пример обратной ситуации, в которой отчуждение начальника к подчиненным полностью преодолено.
Бригадир строителей «заводит» (кладет) угол – самая ответственная работа у каменщиков, одновременно он следит за квалифицированными рабочими – они «поднимают» оконные проемы, за другими каменщиками – они «гонят» стенки, за крановщиком и подсобными рабочими, за бетономешалкой и подъезжающими машинами, визуально контролирует качество и общий ход работ. В таком бригадире мгновенно отзывается любое отклонение в производственном процессе – столб «винтом», задержанный раствор или «заваленная» стенка. Бригадир с производственным процессом здесь одно целое, у него такое ощущение, что он работает не только своей, но и двумя десятками пар рук своих подчиненных, ощущение такое, будто это он сам возводит все здание. В таком положении действия бригадира всегда адекватны и своевременны.
Об отсутствии именно такого (как у бригадира) профессионального «ощущения» единства с производственным процессом (деятельностью подчиненных) и говорит отчуждение руководителя. И трудность преодоления отчуждения обычно тем актуальнее и сложнее, чем выше положение, занимаемое руководителем.
Нельзя считать преодоленным и следующий давно замеченный недостаток: «в бюрократической системе управления личность и ее должность разделены», фактически, в нем также заключен момент отчуждения – субъекта от занимаемой должности.
На отчуждение руководителя работает и происшедшее в XX веке так называемое разделение «управления» и «капитала». В случае такого разделения отчуждение не возникает, если совет директоров («капитал») выделился в отдельный верхний уровень управления фирмой и осуществляет вполне определенную и специфическую управленческую деятельность (управление капиталом), а президент фирмы («управление») становится тогда подчиненным лицом со всеми формальными отношениями к верхнему уровню. Если же отмеченное разделение не «нагружает» совет директоров управленческой деятельностью, но сохраняет за ним лишь ограничительные и контрольные права и функции по отношению к президенту, то ситуация оказывается нелишенной управленческих противоречий и может рассматриваться во многом как негативная.
- 1. Предмет и структура дисциплины «Рефлексивное управление»
- 2. Движение к пониманию предмета (спираль понимания)
- 3. Производство (практика).
- 4. Инженерия (проектирование).
- 5. Наука.
- 6. Отчуждение.
- 7. Отсутствие адекватных средств и методов деятельности.
- 8. Достижение целостности.
- 9. Достижение компетентности.
- 10. Отсутствие в прошлом профессионального подхода к управлению.
- 11. Миф об управлении, как о поведенческой деятельности.
- 12. Миф об объекте управления.
- 13. Миф о необходимой широкой эрудированности руководителя.
- 14. Миф о возможности управления человеком.
- 15. Эволюция управления. Что потеряно?
- 16. Возникновение ситуации управления в практике человека.
- 17. Определение управления. Определение рефлексивного управления.
- 18. Власть как форма управления. Ее критика.
- 19. Форма управления специалистами. Ее критика.
- 20. Рефлекивное управление как творение Дела. Творческий характер деятельности субъекта рефлексивного управления.
- 27. Актуальность научных оснований управления
- 28. Как возможны научные основания управления
- 29. Праксеология- наука о деятельности
- 30. Праксеологические явления. Стремление человека к смыслу. Смысл деятельности как праксеологическое явление.
- 31. Праксеологические явления. Стремление человека к упрощению. Пространство деятельности.
- 32. Метрики на координатах пространства деятельности.
- 35. Принципиальная возможность автоматизации деятельности руководителя в концепции рефлексивного управления.
- 36. Концепция рефлексивного управления и традиционное управление.
- 37. Инженерия рефлексивного управления. Понятие артефакта.
- 38. Рм. Понятие проработка деятельности.
- 39. Рм. Пространство деятельности.
- 40. Трудности внедрения концепции рефлексивного управления в практику руководителей.
- 41. Методологическая схема управления как творчества
- 42. Концепция рефлексивного управления.
- 43. Ипостась понимания (исследования) руководителем своего дела
- 44. Ипостась выстраивания (конструирования) руководителем своего дела
- 45.Ипостась осуществления (производство) руководителем своего дела.
- 46.Взаимодействие 3х ипостасей деятельности руководителя.
- 47. Феноменологический метод работы руководителя в управлении как творчестве.
- 48.Фм. Компонент восприятия дела.
- 49. Фм. Компонент выражения дела.
- 50. Фм. Компонент переживания истины в деле.
- 51. Фм. Компонент активности воли в поле проблемы.
- 52. Фм. Работа с материалом в управлении как творчестве.
- 53. Фм. Мышление (порождение идей) в управлении как творчестве. Свойства управленческого мышления.
- 54. Фм. Различение разумных и рассудочных действий.
- 55. Фм. Вербальность и иносказательность выражения.
- 56. Фм. Слово как понятие и как ярлык
- 57. Фм. Ориентир на описание, а не на объяснение.
- 58. Фм. Значение слова- его употребление в Деле.
- 59. Фм. Проблема исчерпывающего выражения.
- 60. Фм. Целостность управленческого действия.