logo search
Носс И

Основные методы психологических исследований и их варианты

Основной метод

Вариант основного метода

Наблюдение

Внешнее (наблюдение со стороны)

Внутреннее (самонаблюдение)

Свободное

Стандартизированное

Включенное

Стороннее

Опрос

Устный

Письменный

Свободный

Стандартизированный

Тесты

Тест-опросник

Тест-задание

Проективный тест

Эксперимент

Естественный

Лабораторный

Моделирование

Математическое

Логическое

Техническое

Кибернетическое

Методы обработки данных

Методы математической статистики

Методы качественного анализа

Представляет интерес классификация, предложенная П.П. Дерюгиным**, в которой группировка методов осуществлена на основании вида работы с психологической информацией. Все методические приемы объединены в пять основных групп. Это методы сбора информации (наблюдение, беседа, опрос, эксперимент, тестирование, изучение результатов деятельности и др.); методы обработки информации (аналитико-синтетический, графический, статистический, вероятностный, анализ независимых характеристик, оценочное шкалирование, компьютерный и др.); методы использования информации (непосредственное влияние, рекомендации, учет в планировании, координация, прогнозирование и др.); методы накопления информации (дневники, журналы, протоколы, отчеты, электронные базы данных и др.) и методы оценки достоверности результатов исследования (анализ результатов деятельности, контрольные мероприятия, действия в экстремальных условиях, поведение в неформальных ситуациях, статистический анализ и др.)

Классификация В.Н. Дружинина* показана на рис. 4. Она основана на попытке систематизации методов по осям координат относительно полюсов объективность/субъективность и взаимодействие/изоляция исследователя и испытуемого.

Психодиагностика Клинический метод Консультационное

(объективная) общее(исследование)

Естественный

эксперимент

Целенаправленное интервью

Лабораторный эксперимент

Деятельностный метод (эксперимент)

Коммуникативные методы

Свободная беседа

Инструментальное наблюдение

Обсервационные методы

Герменевтические методы

Понимание

Наблюдение

Интроспекция

Субъективное Самонаблюдение Самоанализ

шкалирование

(опросники)

Рис. 4. Классификация психологических эмпирических методов

Автор классификации выделяет так называемые "синтетические" методы первого и второго уровней. К "синтетическим" методам первого уровня относятся: клинический метод, глубинное интервью (в том числе психоанализ), психологическое измерение и самонаблюдение, а "синтетические" методы второго уровня представлены субъективным шкалированием, самоанализом, психодиагностикой и консультационным общением.

Некоторым методам вообще не нашлось места в данной схеме. Так, проективный метод, по мнению автора, представляет собой известное сочетание психологического измерения с глубинной герменевтической интерпретацией. Так же особняком стоят "трудовой" и "экспертный" методы.

Таким образом, пытливый исследователь из всего арсенала психологических методов может выбрать необходимый и достаточный (если можно говорить о достаточности в психологии) набор средств для осуществления собственных эмпирических изысканий.

Конкретно в психодиагностике классификация методик многогранна. В основание ее кладется или методологический подход, или технология, или предмет измерения.

Представляет интерес методология Г.С. Батыгина*, который в основу своей эпистемологической дифференциации положил способы и типы диагностической процедуры. По способам диагностики автор выделяет группы «дедуктивных» и «индуктивных» методов. По поводу первых, которым отдается явное предпочтение, он пишет, что «выведение внешних признаков из «замысла» доступно лишь избранным — тем, кто обладает умением видеть идеи. Такое знание мы можем назвать «демоническим»», а во втором случае «выведение «замысла» из внешних измерений обречено на рутину и разочарование в возможности постичь загадку бытия. Однако эту работу можно исполнять»**. Батыгин выявляет три типа диагностики. Первый тип «основан на редукции измеряемого качества к операциональной переменной». Второй «предполагает сохранение дистанции между операциональными конструкциями языка наблюдения и «истинными» параметрами объекта». И, наконец, третий «характеризуется удивительным и причудливым возникновением «истинного» качества из факторизации переменных. Фактор, объединяющий некоторое количество взаимосвязанных признаков, требует «осмысления», и «конструкт» возникает как «Deus ex machina»»***.

В рамках технологического подхода С. Розенцвейг**** в 1950 году подразделил все психодиагностические методики на три группы, каждая из которых была призвана отслеживать определенный уровень поведения индивидов.

«Субъективные» методы приспособлены к наблюдению субъекта за собой как за объектом (опросники, анкеты, автобиографии и др.). «Объективные» предполагают через наблюдение за внешней деятельностью оценивать внутренние составляющие личности. «Проективные» (непрямые) основываются на анализе реакций испытуемых на кажущийся «личностно-нейтральным» стимул.

Технологический подход положен в основу классификации авторов «Общей психодиагностики», изданной в Московском университете в 1987 г.*****

Первый класс диагностических методов основан на заданиях, предполагающих правильные ответы. Это:

а) тесты интеллекта, тесты специальных способностей, тесты выявления некоторых личностных черт (Тест Равена, Процедура определения полезависимости-поленезависимости Уиткина, Тест ригидности Лучинса и др.);

б) методики, в которых не существует правильных ответов, однако они характеризуются частотой и направленностью ответов (личностные опросники, в частности, 16pf Р.Кэттелла и др.).

Второй класс состоит из вербальных и невербальных психодиагностических методик.

К третьему классу относятся психодиагностические методики, основанные на различении основного принципа измерения:

а) объективные тесты, предполагающие правильное решение диагностической задачи;

б) стандартизированные самоотчеты (тесты-опросники, открытые опросники с последующим контент-анализом, шкальные техники типа семантического дифференциала Ч. Осгуда, методики классификации, индивидуально-ориентированные техники — ролевые репертуарные решетки Дж. Келли);

в) проективные техники;

г) диалогические (интерактивные) техники (беседы, интервью, диагностические игры);

д) психофизиологические и аппаратурные методики (психологическая интерпретация физиологических или аппаратурно зарегистрированных поведенческих показателей).

Все остальные психодиагностические методы занимают промежуточное положение между двумя полюсами, образованными объективными тестами и диалогическими методами.

К технологическому подходу можно отнести также классификацию психодиагностических методов, изложенную в книге «Психодиагностика. Тест, психометрия, эксперимент»*, которая построена на представлении об уровне объективности получения и интерпретации психологических данных и помещена ниже в табл. 2.

Р. Кэттелл и Ф. Варбуртон в своем справочнике (1967) собрали, описали и классифицировали по предмету и технологии психологической оценки более 400 различных тестов, которые были сгруппированы в 12 классов:

  1. Тесты способностей (исследование интеллектуальных функций...).

  2. Тесты умений и навыков (координация, точность движений...).

  3. Тесты на восприятие (восприятие запахов, слов, предложений...).

  4. Опросники (анкеты, прямые опросники...).

  5. Мнения (отношение к другим людям, нормам морали...).

  6. Эстетические тесты (предпочтения в музыке, в искусстве...).

  7. Проективные тесты (проекция личностных черт по неструктурированным признакам...).

  8. Ситуационные тесты (поведение в ситуации...).

  9. Игровые методики (социально-психологические тренинги, деятельностные или ролевые игры...).

  10. Физиологические тесты (физиологические пробы ...).

  11. Физические тесты (вес, размер грудной клетки, рост ...).

  12. Случайные наблюдения (поведение в ходе обследования, побочная и дополнительная информация...).

Таблица 2