logo search
ответы на экз

45. Понятие социальных технологий как средств коммуникационного менеджмента

Социальными технологиями называют очень широкий набор методов, используемых управленческими консультантами России для создания больших социальных групп, например, потребителей определенного товара или избирателей, отдающих предпочтение определенному политику и управления поведением этих социальных групп. Существует мнение, что социальные технологии - это чисто российское "ноу-хау". Просто нигде в мире не используется данный термин, а у нас он получил развитие.

Социальные технологии начинаются с того момента, как государство или частное лицо осознают гегелевско- марксовскую истину, что бытие определяет сознание, а сознание управляет действиями людей, которые и создают бытие, окружающее их.

Конечно, можно заняться социальным обеспечением, как это делают правительства западных стран с развитой экономикой, Билл Гейтс, Генри Форд и Джордж Сорос, и под флагом "свободной демократии" вырастить поколения лентяев и иждивенцев из вполне работящих народов. А можно ленивых в высшей степени россиян "принудить" трудиться, законопослушных немцев участвовать в погромах, израильтян, воспитанных на философии ценности каждой человеческой жизни, заставить провоцировать арабов и идти умирать за Родину. Есть много чудес. Америка в свое время поверила Эйзенхауэру и Кеннеди, и из кризиса с честью прыгнула к мировому господству, а консервативная Япония совершила экономическое чудо.

То, что сделали эти страны, фактически и называется реализованными социальными технологиями. А первые "ростки" социальных технологий появились в советской России, и, как это ни странно, именно в эпоху "великих репрессий". В 1937 году прекратил свое существование "Московский институт труда". Этот институт не справился со своей основной задачей - найти нематериальный способ мотивации труда. Впрочем, как свидетельствуют работы и исследования докторов и профессоров института, вполне возможно формировать нематериальную мотивацию к труду, но это справедливо только для низкоквалифицированных работ и на непродолжительное время. Но не такой результат нужен был "вождю народов": Институт в полном составе был расформирован и отправлен на немотивированный принудительный подвиг, некоторые из сотрудников были расстреляны:Но выводы института все таки просочились в управленческую элиту СССР и на Запад, легли в основу концепции социального согласия, по которой и жила до 80-х годов ХХ столетия Америка и Европа. На основании этих же трудов строилась политика КПСС до прихода к власти Л.И.Брежнева.

Никто не называл советских комиссаров и секретарей по идеологии социальными технологами, но задачи, которые они выполняли, сводились именно к реализации программы, главный тезис которой был таков: что люди думают, то они и делают. А значит значительно дешевле воздействовать на сознание. Всех голодных не накормишь. А чем больше кормишь, тем больше просят. Эту истину знает любой руководитель. Тем более, что сознание - вещь устойчивая, и после своего формирования требующая только поддержания. А это дешево.

Некоторое время считалось, что можно говорить только о социальном воспитании, и оно возможно только в детском возрасте. Поэтому вся система советского воспитания должна была отвечать задачам советского общества. Но если вспомнить систему "гитлерюгенда" в нацистской Германии, американские школы с их ежеутренним почитанием национального флага, японскую коллективную молитву, то становится очевидным: любое государство, занимающееся экономическим развитием, - одну руку имеет, а ежели и идеологию развивает - обе руки имеет. Те самые "руки", что управляют вверенным государству народом.

Технологии "создания" социального мира и партнерства, национальной гордости, прочих стереотипов и "истин", приносят вполне ощутимые экономические результаты. Утверждение Президента США Ричарда Никсона о том, что Россия будет побеждена рок-н-роллом и джинсами, оказалось в высшей степени пророческим. Многие предприниматели ставят сегодня перед собою задачу повышения акционерной стоимости своего бизнеса через повышение социальной ценности своих брендов. Социальный брендинг и социальная реклама, столь популярные сегодня в России - это тоже социальные технологии. Не все, но уже многие крупные российские компании начинают формировать вокруг себя благоприятную внешнюю среду с тем, чтобы быстрее развивался их бизнес. А некоторые компании ради того, чтобы не проиграть в конкурентной борьбе, пытаются этому помешать, и начинают разрушать социальную стабильность в том регионе, в котором находится их ближайший конкурент. Созидание и разрушение социальной среды вокруг политического или экономического субъекта происходит сегодня с помощью инструментов социальных технологий.

Вся история человечества изобилует примерами того, как маленькие народы становились великими только в силу наличия у них четкой сплачивающей идеи или способности их лидеров вести за собой людей и управлять их мышлением. История бизнеса только подтверждает это. Великий Генри Форд чистосердечно признавался: "все, чему я обязан своим успехом - это умение ладить с людьми и влиять на них".

Конечно, сегодня понимание социальных технологий далеко шагнуло вперед. Наиболее компетентные специалисты в области социальных технологий тщательно оберегают свои знания об управлении социальными процессами, методы воздействия на общественное сознание в коллективе или сообществе, способы повышения эффективности применяемых мотивационных систем. Тем не менее, многие руководители и владельцы российских предприятий, губернаторы и чиновники в Администрации Президента РФ сегодня работают в направлении формирования идеологии, применяют социальные технологии для достижения своих и гражданских целей.

Идеи движут миром. Социальные процессы, если они подконтрольны, приносят прибыль. Ваш личный политический или экономический капитал значительно увеличится, если Вы воспользуетесь инструментами социальных технологий.

В социальных технологиях можно выделить две формы:

1) программы, содержащие процедуры и операции (как способы и средства деятельности);

2) саму деятельность, построенную в соответствии с такими программами.

Главное назначение социальных технологий - регулирование социальных процессов в различных общностях с помощью специфических средств. Многообразие социальных процессов, а следовательно, и технологий их регулирования, обусловлено широким спектром социальной деятельности в целом и социального обслуживания, различаясь по целям, функциям, характеру и результатам.

Социальные технологии весьма разнообразны. И это связано с разнообразием социального мира, социальной жизни, её отношениями с природными явлениями. Многообразие социальных технологий вызывает необходимость их классификации и типизации.