Глава 2 мировые и отечественные тенденции инновационного развития
Мировые тенденции инновационного развития
В промышленно развитых государствах до 80 95 процентов прироста валового внутреннего продукта (далее ВВП) приходится на долю новых знаний, воплощенных в технике и технологиях. Переход на инновационный путь развития стал возможным благодаря созданию ими национальных инновационных систем.
Стратегия развития национальной инновационной системы (далее НИС) определяется проводимой государством научно-технической и инновационной политикой, нормативным правовым обеспечением, формами прямого и косвенного государственного регулирования, состоянием научно-технического потенциала, внутренних товарных рынков, рынков труда, а также историческими и культурными традициями и особенностями.
Активное воздействие на функционирование НИС оказывает предпринимательский сектор. При этом наибольшую инновационную активность в развитых странах проявляют крупные предприятия (свыше 250 работающих). В странах Европейского союза 80 процентов крупных и одна треть малых предприятий относятся к инновационно активным.
Особую значимость в процессах функционирования НИС развитых стран имеет организация передачи инноваций из сферы получения знаний в производство. Достигается это посредством создания рынка объектов интеллектуальной собственности и инновационной инфраструктуры. В странах Европейского союза активно поддерживается кооперация университетов и промышленных предприятий, реализуемая посредством развития университетских инновационных центров (технопарков).
В части регулирования развития НИС государства осуществляют:
разработку стратегии инновационного развития экономики;
разработку прогнозов технологического развития на определенный период и определение научно-технологических приоритетов;
формирование государственной научно-технической и инновационной политики и ее нормативное, ресурсное и кадровое обеспечение;
содействие развитию инновационного предпринимательства, улучшению взаимодействия ключевых субъектов НИС;
поддержку развития инновационной инфраструктуры;
разработку и реализацию финансовых мер по прямому и косвенному стимулированию инновационной деятельности;
подготовку кадров в области инновационного менеджмента;
поддержку сферы исследований и разработок.
Развитые страны обеспечивают показатель наукоемкости ВВП (исчисляемого как соотношение внутренних затрат на исследования и разработки к ВВП) на уровне трех процентов.
Организация экономического сотрудничества и развития, Европейский союз проводят активную политику по выработке общей стратегии инновационного развития стран-членов и механизмов ее реализации прежде всего в таких сферах, как развитие человеческих ресурсов; информационные и коммуникационные технологии; деловая среда. Особое внимание в странах Организации экономического сотрудничества и развития уделяется страхованию инновационных рисков государством.
Основные тенденции инновационного развития в
- Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2007 – 2010 годы Содержание
- Паспорт
- Глава 1 общие положения
- Глава 2 мировые и отечественные тенденции инновационного развития
- Республике Беларусь в 2001 – 2005 годах.
- Глава 3 направления и меры по достижению целей, реализации приоритетов инновационного развития и формирования национальной инновационной системы республики беларусь
- 3.1. Совершенствование макроэкономических условий и формирование эффективных экономических институтов
- Формирование инновационной инфраструктуры
- Переоснащение исследовательской базы науки
- Система научного и информационного обеспечения реализации Государственной программы
- Развитие малого и среднего инновационного предпринимательства
- Развитие финансовой инфраструктуры
- Создание механизмов мотивации и стимулирования инновационной деятельности
- Подготовка кадров для инновационной деятельности
- Совершенствование охраны и управления интеллектуальной собственностью
- Финансирование Программы
- 3.2. Структура управления Национальной инновационной системой Республики Беларусь
- 3.3. Модернизация экономики на основе новых технологических решений
- 3.3.1. Государственный комитет по науке и технологиям
- 3.3.2. Национальная академия наук Беларуси
- По Гродненской области
- 3.3.3. Государственный комитет по стандартизации
- 3.3.4. Министерство промышленности
- 3.3.5. Министерство архитектуры и строительства
- 3.3.6. Министерство здравоохранения
- 3.3.7. Министерство образования
- 3.3.8. Министерство сельского хозяйства и продовольствия
- 3.3.9. Министерство спорта и туризма
- 3.3.10. Министерство энергетики
- 3.3.11. Министерство жилищно-коммунального хозяйства
- 3.3.12. Министерство информации
- 3.3.13. Министерство связи и информатизации
- 3.3.14. Министерство статистики и анализа
- 3.3.15. Министерство торговли
- 3.3.16. Министерство транспорта и коммуникаций
- 3.3.17. Министерство культуры
- 3.3.18. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды
- 3.3.19. Министерство финансов
- 3.3.20. Министерство лесного хозяйства
- 3.3.21. Министерство по налогам и сборам
- 3.3.22. Государственный военно-промышленный комитет
- 3.3.23. Государственный комитет по имуществу
- 3.2.24. Концерн ”Белбиофарм“
- Организационно-управленческие инновационные мероприятия по развитию фармацевтической промышленности
- 3.3.25. Концерн ”Белгоспищепром“
- 3.3.26. Концерн ”Беллесбумпром“
- 3.3.27. Концерн ”Беллегпром“
- 3.3.28. Концерн ”Белнефтехим“
- 3.3.29. Белкоопсоюз
- 3.3.30. Парк высоких технологий
- 3.4. Инновационное развитие г. Минска и областей
- 3.4.1. Город Минск
- 3.4.2. Брестская область
- 3.4.3. Витебская область
- 3.4.4. Гомельская область
- 3.4.5. Гродненская область
- 3.4.6. Минская область
- 3.4.7. Могилевская область