logo
Шпоры по РУР - 40 вопросов

Понятие проблемы, ее виды и свойства.

Процесс принятия решения всегда связан с множеством проблем, возникающих при планировании действий по осуществлению хозяйственной деятельности организации. Непонимание характерных проблем может в итоге привести к тому, что возникает ситуация, при которой принимается одно решение, а реализовывается совсем другое. Для того чтобы не возникало подобных ситуаций, руководство организации должно понимать сущность определения проблемы и уметь выявлять факторы, которые оказывают влияние на процесс принятия решения.

В общем смысле Пробле́ма (др.-греч. προβλήμα) — в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке — противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для её разрешения.

Управленческая проблема – это, возникший в сфере управления сложный вопрос, задача требующие решения, исследования и имеющие не менее двух различных решений.

Типы проблем при процессе принятия управленческих решений:

2) слабоструктурированные - проблемы относящиеся к будущему; имеется широкий диапазон альтернатив; не определены требования к затратам и времени решения проблемы; требует комбинации ресурсов; существует некоторый набор критериев

3) неструктурированные - не ясны цель решения проблемы; сама проблема размыта; большинство факторов и взаимосвязей имеют качественный характер, но не поддаются количественной оценке; неопределённость оценки последствий.

Управленческая проблема с обозримым множеством решений, в том случае, если ЛПР располагает всеми необходимыми ресурсами для анализа каждого из возможных решений с целью определения лучшего из них.

Разработка управленческого решения всегда начинается с формулировки проблемы, которую надо решить. Если трудно сразу сформулировать проблему, то необходимо изучить ситуацию, сложившуюся в управлении более глубоко для того чтобы сформулировать проблему. Практика разработки управленческих решений показывает, что хорошая формулировка управленческой проблемы это залог к ее успешному решению.

Формулировка управленческой проблемы - это краткое и точное словесное выражение, определение, выражающее суть проблемы. В практике разработки управленческих решений существует несколько подходов к формулировке управленческих проблем.

  1. Первый подход характерен тем, что формулировка только обозначает управленческую проблему. Такую формулировку управленческой проблемы будем условно называть «политическая формулировка». В таком определение дается минимальное количество сведении о проблеме. Без ущерба для точности в такой формулировке обозначена лишь сфера управления, в рамках которой возникла проблема.( Проблема сбыта продукции предприятия.)

  1. Второй подход можно было бы условно назвать метод вопроса. В этом подходе управленческая проблема формулируется как вопрос, на который ищется ответ. суть метода вопроса заключается в том, что формулировка вопроса определяет, что должно быть найдено в результате осуществления разработки решения. Без ущерба для точности в такой формулировке обозначена лишь сфера управления, в рамках которой возникла проблема и приближенное определение того, что необходимо найти в результате разработки управленческого решения ( например, Какие действия нужно предпринять, чтобы увеличить сбыт продукции предприятия?)

  1. Формулировка управленческой проблемы методом фрейма

Фрейм - это совокупность названий свойств характеризующих, какой либо элемент управления или какое либо или какую-либо его часть, сторону, аспект…..

Фрейм формулировки управленческой проблемы содержит следующие сведения:

  1. Название субъекта управления, в деятельности которого возникла проблема

  1. Название сферы управления, в рамках которой возникла проблема.

  1. Название вопросов, на которые должны быть найдены ответы в результате разработки управленческого решения.

  2. Формулировка цели управленческого решения

Фрейм, передающий формулировку проблемы, может быть представлен в виде одного предложения, в котором присутствуют все вышеуказанные сведения( например, Какие действия нужно предпринять, чтобы увеличить сбыт мебели коллекции «Престиж» на предприятии ООО Мебельная фабрика "Респект", на 35% до конца 2007 года?