Понятие проблемы, ее виды и свойства.
Процесс принятия решения всегда связан с множеством проблем, возникающих при планировании действий по осуществлению хозяйственной деятельности организации. Непонимание характерных проблем может в итоге привести к тому, что возникает ситуация, при которой принимается одно решение, а реализовывается совсем другое. Для того чтобы не возникало подобных ситуаций, руководство организации должно понимать сущность определения проблемы и уметь выявлять факторы, которые оказывают влияние на процесс принятия решения.
В общем смысле Пробле́ма (др.-греч. προβλήμα) — в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке — противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для её разрешения.
Управленческая проблема – это, возникший в сфере управления сложный вопрос, задача требующие решения, исследования и имеющие не менее двух различных решений.
Типы проблем при процессе принятия управленческих решений:
-
хорошо структурированные - ясны цель, решения и альтернативы; очевиден критерий эффективности; определены взаимосвязи, которые могут быть выражены количественно
2) слабоструктурированные - проблемы относящиеся к будущему; имеется широкий диапазон альтернатив; не определены требования к затратам и времени решения проблемы; требует комбинации ресурсов; существует некоторый набор критериев
3) неструктурированные - не ясны цель решения проблемы; сама проблема размыта; большинство факторов и взаимосвязей имеют качественный характер, но не поддаются количественной оценке; неопределённость оценки последствий.
-
Управленческая проблема называется необозримой, в том случае, если ЛПР не располагает всеми необходимыми ресурсами для анализа каждого из возможных решений с целью определения лучшего из них.
Управленческая проблема с обозримым множеством решений, в том случае, если ЛПР располагает всеми необходимыми ресурсами для анализа каждого из возможных решений с целью определения лучшего из них.
-
по возможности прогноза
-
плохо прогнозируемые,
-
прогнозируемые
Разработка управленческого решения всегда начинается с формулировки проблемы, которую надо решить. Если трудно сразу сформулировать проблему, то необходимо изучить ситуацию, сложившуюся в управлении более глубоко для того чтобы сформулировать проблему. Практика разработки управленческих решений показывает, что хорошая формулировка управленческой проблемы это залог к ее успешному решению.
Формулировка управленческой проблемы - это краткое и точное словесное выражение, определение, выражающее суть проблемы. В практике разработки управленческих решений существует несколько подходов к формулировке управленческих проблем.
-
Первый подход характерен тем, что формулировка только обозначает управленческую проблему. Такую формулировку управленческой проблемы будем условно называть «политическая формулировка». В таком определение дается минимальное количество сведении о проблеме. Без ущерба для точности в такой формулировке обозначена лишь сфера управления, в рамках которой возникла проблема.( Проблема сбыта продукции предприятия.)
-
Второй подход можно было бы условно назвать метод вопроса. В этом подходе управленческая проблема формулируется как вопрос, на который ищется ответ. суть метода вопроса заключается в том, что формулировка вопроса определяет, что должно быть найдено в результате осуществления разработки решения. Без ущерба для точности в такой формулировке обозначена лишь сфера управления, в рамках которой возникла проблема и приближенное определение того, что необходимо найти в результате разработки управленческого решения ( например, Какие действия нужно предпринять, чтобы увеличить сбыт продукции предприятия?)
-
Формулировка управленческой проблемы методом фрейма
Фрейм - это совокупность названий свойств характеризующих, какой либо элемент управления или какое либо или какую-либо его часть, сторону, аспект…..
Фрейм формулировки управленческой проблемы содержит следующие сведения:
-
Название субъекта управления, в деятельности которого возникла проблема
-
Название сферы управления, в рамках которой возникла проблема.
-
Название вопросов, на которые должны быть найдены ответы в результате разработки управленческого решения.
-
Формулировка цели управленческого решения
Фрейм, передающий формулировку проблемы, может быть представлен в виде одного предложения, в котором присутствуют все вышеуказанные сведения( например, Какие действия нужно предпринять, чтобы увеличить сбыт мебели коллекции «Престиж» на предприятии ООО Мебельная фабрика "Респект", на 35% до конца 2007 года?
- Понятие проблемы, ее виды и свойства.
- Управленческое решение и его виды.
- III. По целям различают
- Требования к качествам субъектов, принимающих управленческое решение.
- 4. Качество управленческого решения.
- 6. Классификация методов разработки управленческого решения.
- 7. Решения на основе выбора вариантов.
- 8. Решения на основе аналогий.
- 9. Моделирование как метод принятия решений. Виды моделей.
- Анализ проблем и его технологии.
- 12. Методы согласования решений.
- 13. Роль руководителя в процессе принятии решений.
- 14. Типичные ошибки при принятии решений.
- Возможные риски при принятии некачественных решений.
- Прогнозирование рисков и меры по их снижению.
- 17. Технологии оценки эффективности управленческих решений.
- 18.Экспертные методы принятия решений.
- Генерирование альтернатив
- Формулировка ограничений (выработка критериев)
- 4. Сравнение альтернатив
- Конкретизация и планирование решений
- 6. Оценка рисков
- 1. По предмету и содержанию ответственности:
- 2. Ответственность по временному признаку:
- 3. Ответственность с точки зрения ущерба, вызванного ошибочными решениями:
- 20. Факторы, влияющие на принятие решений в органах власти.
- 21. Аутсорсинг как метод принятия решений.
- Виды аутсорсинга:
- Производственный аутсорсинг (при производственном (или промышленном) аутсорсинге, сторонней организации передаются частично или целиком производство продукции или её компонентов).
- Критика
- 22. Информационное обеспечение управленческого решения.
- 23. Разделение труда при принятии решений.
- 24. Эксперимент как форма проверки качества решения.
- 25. Мотивация руководителей на приятие качественных решений.
- Виды моделей, используемых при принятии решений.
- Этапы процесса выработки решений.
- 28. Разработка вариантов решения, их оценка, выбор оптимального по заданным критериям.
- Языковые формы формулировки управленческих проблем.
- Принятие решений в условиях неопределенности.
- Особенности групповых решений
- Оценки альтернатив
- 34. Контроль за реализацией решений.
- 35. Сетевые графики как форма решений.
- 36. Целевые ориентации управленческих решений.
- 38. Общие и конкретные требования, предъявляемые к разработке, принятию и содержанию управленческих решений, принимаемых органами власти.
- 39. Особенности решения классической и расширенной задач выбора.
- 40. Правила и критерии принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска.
- 1 Правило максимума выигрыша.
- 2.Правило оптимального соотношения дохода и риска
- 3. Правило оптимизации вероятности риска.