logo
Шпоры по РУР - 40 вопросов

34. Контроль за реализацией решений.

Организация реализации решений - это выработка комплекса работ по эффективному внедрению принятых решений.

Аналогично тому, как процесс принятия решения распадается на определенные стадии, реализация решения также имеет определенный алгоритм. Основными этапами реализации решения являются:

I этап - разработка плана реализации решения;

II этап – управление реализацией решения;

III этап - контроль реализации решения;

IV этап – оценка результатов реализации;

Понятие и содержание контроля

Контроль – это одна из функций менеджмента. Содержанием контроля является определение действительных значений и их сравнения с заданными значениями.

КОНТРОЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ – это процесс, протекающий в рамках определенных временных границ, в ходе которого выявляются отклонения величины фактических параметров управляемой системы от норм функционирования, оценивается степень достижения поставленных целей, желаемых и определенных в управленческом решении.

Контроль имеет двоякий характер. С одной стороны, это процесс установления стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и их отклонений от установленных стандартов. С другой, – это процесс отслеживания хода выполнения и оценки полученных результатов в процессе реализации принятых управленческих решений.

Система контроля исполнения решений:

Система контроля – это совокупность элементов, взаимодействующих как единое целое в процессе осуществления контроля реализации управленческих решений.

В систему контроля входят следующие элементы:

• Концепция контроля – это система взглядов, существующая в организации по вопросу организации контроля.

• Цель контроля – это результат, который должен быть получен после реализации контрольных мероприятий. Менеджер на данном этапе формирования системы контроля устанавливает критерии целесообразности, правильности, регулярности и эффективности проведения контрольных мероприятий.

• Объект контроля – это то, что или кто контролируется.

• Предмет контроля – это определенное состояние и поведение объекта контроля, которое описывается качественными, количественными, структурированными, пространственными и временными характеристиками.

• Субъект контроля – это должностное лицо (или группа лиц), на которых возложен контроль исполнения решений.

• Технология контроля – это механизм, включающий выбор методов, технических средств и процедур, с помощью которых происходит отбор данных, необходимых для выявления отклонений от цели управленческого решения. Методы контроля – это система практических приемов, используемых для сбора и обработки контрольной информации. Методы сбора информации: анализ документов, опрос, беседа, наблюдение и т.п. Методы обработки информации: анализ, синтез, индукция, дедукция, группировка и др.

Технические средства – это современная вычислительная техника и современные системы поддержки и сопровождения процесса разработки, принятия и реализации решения.

Процедура контроля – официальный порядок действий осуществления контрольных мероприятий.

• Процесс контроля – деятельность субъектов контроля, направленная на выполнение принятых решений путем реализации определенных задач, методов, технологии контроля, на основе соблюдения принципов контроля и использования технических средств. Этапы процесса контроля:

1.Установление норм функционирования.

2.Сбор данных о фактическом результате исполнения.

3.Мониторинг среды управления и корректировка, уточнение, изменение норм функционирования в соответствии с изменившимися, изменяющимся поведением элементов среды управления.

4.Сравнение и оценка фактического и ожидаемого результатов действия.

5.Выработка и осуществление корректирующего действия (регулирование).

• «Точки контроля» - это определение места или мест, времени начала и окончания и последовательности проведения промежуточных контрольных мероприятий.

• Допуски на погрешности. При организации контрольных мероприятий необходимо установить величину допустимой ошибки результатов контроля.

• Способ сообщения результатов контроля – это определение формы (устной или письменной) и времени предоставления отчета, а также лица или группы лиц, которым этот отчет предоставляется.

Следует иметь в виду, что контрольные мероприятия, проводимые спонтанно, бессистемно не дадут положительных результатов. В рамках всего комплекса деятельности организации следует придерживаться принципа систематичности и всесторонности контроля за выполнением решений.

Основные принципы организации контроля:

1) своевременность - заключается не в исключительно высокой скорости или частоте его проведения, а во временном интервале между проведением измерений или оценок, который адекватно соответствует контролируемому явлению;

2) простота;

3) экономичность - чтобы выгоды, приносимые контролем, превышали затраты на его проведение;

4) гибкость, универсальность;

5) индивидуализированность - нацелен на конкретные процессы, результаты, людей;

6) принцип постоянства контроля заключается в том, что чем меньше промежуток времени между операциями контроля, тем выше активность контроля и тем более действенные меры можно принять.

7) объективность, то есть важно, чтобы контроль не зависел от личных антипатий контролирующего, а опирался на точные, объективные и научно обоснованные нормативы.

8) ориентированность на человеческий фактор требует от контроля не только объективности, но и доброжелательности, исключения какой бы то ни было слежки за членами организации и прочих незаконных методов, существенно ухудшающих морально-психологический климат.

9) гласность и открытость. Исполнители решения должны знать, кто, что, как и по каким критериям контролируют. О результатах контроля их также надо уведомлять.