34. Контроль за реализацией решений.
Организация реализации решений - это выработка комплекса работ по эффективному внедрению принятых решений.
Аналогично тому, как процесс принятия решения распадается на определенные стадии, реализация решения также имеет определенный алгоритм. Основными этапами реализации решения являются:
I этап - разработка плана реализации решения;
II этап – управление реализацией решения;
III этап - контроль реализации решения;
IV этап – оценка результатов реализации;
Понятие и содержание контроля
Контроль – это одна из функций менеджмента. Содержанием контроля является определение действительных значений и их сравнения с заданными значениями.
КОНТРОЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ – это процесс, протекающий в рамках определенных временных границ, в ходе которого выявляются отклонения величины фактических параметров управляемой системы от норм функционирования, оценивается степень достижения поставленных целей, желаемых и определенных в управленческом решении.
Контроль имеет двоякий характер. С одной стороны, это процесс установления стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и их отклонений от установленных стандартов. С другой, – это процесс отслеживания хода выполнения и оценки полученных результатов в процессе реализации принятых управленческих решений.
Система контроля исполнения решений:
Система контроля – это совокупность элементов, взаимодействующих как единое целое в процессе осуществления контроля реализации управленческих решений.
В систему контроля входят следующие элементы:
• Концепция контроля – это система взглядов, существующая в организации по вопросу организации контроля.
• Цель контроля – это результат, который должен быть получен после реализации контрольных мероприятий. Менеджер на данном этапе формирования системы контроля устанавливает критерии целесообразности, правильности, регулярности и эффективности проведения контрольных мероприятий.
• Объект контроля – это то, что или кто контролируется.
• Предмет контроля – это определенное состояние и поведение объекта контроля, которое описывается качественными, количественными, структурированными, пространственными и временными характеристиками.
• Субъект контроля – это должностное лицо (или группа лиц), на которых возложен контроль исполнения решений.
• Технология контроля – это механизм, включающий выбор методов, технических средств и процедур, с помощью которых происходит отбор данных, необходимых для выявления отклонений от цели управленческого решения. Методы контроля – это система практических приемов, используемых для сбора и обработки контрольной информации. Методы сбора информации: анализ документов, опрос, беседа, наблюдение и т.п. Методы обработки информации: анализ, синтез, индукция, дедукция, группировка и др.
Технические средства – это современная вычислительная техника и современные системы поддержки и сопровождения процесса разработки, принятия и реализации решения.
Процедура контроля – официальный порядок действий осуществления контрольных мероприятий.
• Процесс контроля – деятельность субъектов контроля, направленная на выполнение принятых решений путем реализации определенных задач, методов, технологии контроля, на основе соблюдения принципов контроля и использования технических средств. Этапы процесса контроля:
1.Установление норм функционирования.
2.Сбор данных о фактическом результате исполнения.
3.Мониторинг среды управления и корректировка, уточнение, изменение норм функционирования в соответствии с изменившимися, изменяющимся поведением элементов среды управления.
4.Сравнение и оценка фактического и ожидаемого результатов действия.
5.Выработка и осуществление корректирующего действия (регулирование).
• «Точки контроля» - это определение места или мест, времени начала и окончания и последовательности проведения промежуточных контрольных мероприятий.
• Допуски на погрешности. При организации контрольных мероприятий необходимо установить величину допустимой ошибки результатов контроля.
• Способ сообщения результатов контроля – это определение формы (устной или письменной) и времени предоставления отчета, а также лица или группы лиц, которым этот отчет предоставляется.
Следует иметь в виду, что контрольные мероприятия, проводимые спонтанно, бессистемно не дадут положительных результатов. В рамках всего комплекса деятельности организации следует придерживаться принципа систематичности и всесторонности контроля за выполнением решений.
Основные принципы организации контроля:
1) своевременность - заключается не в исключительно высокой скорости или частоте его проведения, а во временном интервале между проведением измерений или оценок, который адекватно соответствует контролируемому явлению;
2) простота;
3) экономичность - чтобы выгоды, приносимые контролем, превышали затраты на его проведение;
4) гибкость, универсальность;
5) индивидуализированность - нацелен на конкретные процессы, результаты, людей;
6) принцип постоянства контроля заключается в том, что чем меньше промежуток времени между операциями контроля, тем выше активность контроля и тем более действенные меры можно принять.
7) объективность, то есть важно, чтобы контроль не зависел от личных антипатий контролирующего, а опирался на точные, объективные и научно обоснованные нормативы.
8) ориентированность на человеческий фактор требует от контроля не только объективности, но и доброжелательности, исключения какой бы то ни было слежки за членами организации и прочих незаконных методов, существенно ухудшающих морально-психологический климат.
9) гласность и открытость. Исполнители решения должны знать, кто, что, как и по каким критериям контролируют. О результатах контроля их также надо уведомлять.
- Понятие проблемы, ее виды и свойства.
- Управленческое решение и его виды.
- III. По целям различают
- Требования к качествам субъектов, принимающих управленческое решение.
- 4. Качество управленческого решения.
- 6. Классификация методов разработки управленческого решения.
- 7. Решения на основе выбора вариантов.
- 8. Решения на основе аналогий.
- 9. Моделирование как метод принятия решений. Виды моделей.
- Анализ проблем и его технологии.
- 12. Методы согласования решений.
- 13. Роль руководителя в процессе принятии решений.
- 14. Типичные ошибки при принятии решений.
- Возможные риски при принятии некачественных решений.
- Прогнозирование рисков и меры по их снижению.
- 17. Технологии оценки эффективности управленческих решений.
- 18.Экспертные методы принятия решений.
- Генерирование альтернатив
- Формулировка ограничений (выработка критериев)
- 4. Сравнение альтернатив
- Конкретизация и планирование решений
- 6. Оценка рисков
- 1. По предмету и содержанию ответственности:
- 2. Ответственность по временному признаку:
- 3. Ответственность с точки зрения ущерба, вызванного ошибочными решениями:
- 20. Факторы, влияющие на принятие решений в органах власти.
- 21. Аутсорсинг как метод принятия решений.
- Виды аутсорсинга:
- Производственный аутсорсинг (при производственном (или промышленном) аутсорсинге, сторонней организации передаются частично или целиком производство продукции или её компонентов).
- Критика
- 22. Информационное обеспечение управленческого решения.
- 23. Разделение труда при принятии решений.
- 24. Эксперимент как форма проверки качества решения.
- 25. Мотивация руководителей на приятие качественных решений.
- Виды моделей, используемых при принятии решений.
- Этапы процесса выработки решений.
- 28. Разработка вариантов решения, их оценка, выбор оптимального по заданным критериям.
- Языковые формы формулировки управленческих проблем.
- Принятие решений в условиях неопределенности.
- Особенности групповых решений
- Оценки альтернатив
- 34. Контроль за реализацией решений.
- 35. Сетевые графики как форма решений.
- 36. Целевые ориентации управленческих решений.
- 38. Общие и конкретные требования, предъявляемые к разработке, принятию и содержанию управленческих решений, принимаемых органами власти.
- 39. Особенности решения классической и расширенной задач выбора.
- 40. Правила и критерии принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска.
- 1 Правило максимума выигрыша.
- 2.Правило оптимального соотношения дохода и риска
- 3. Правило оптимизации вероятности риска.