3. Ответственность с точки зрения ущерба, вызванного ошибочными решениями:
А) Ответственность за существенный ущерб, не имеющая срока давности.
Б) Ответственность за ущерб, имеющая срок давности (обычно от 3 до 5 лет)
Ответственность как взаимодействие предусматривает наличие у взаимодействующих сторон совокупности обязанностей и соответствующих им прав, что обсуждалось выше. Права, обязанности и ответственность за их надлежащее исполнение составляют полномочия лица или группы лиц.
Возможны два направления распределения полномочий (следовательно, и ответственности) при разработке решения:
- делегирование полномочий
- централизация решения.
Делегирование полномочий. Сегодня руководитель не в состоянии единолично решать все возникающие управленческие проблемы, поэтому, сохраняя за собой выработку стратегии, контроль и общее управление, он передает решение менее значительных проблем, необходимые для этого права и сопряженную с ними ответственность подчиненным, обладающим необходимыми знаниями, опытом, заинтересованностью принять участие в управлении.
Чаще всего полномочия делегируются непосредственным подчиненным, а теми уже по согласованию с руководителем - дальше. Эти люди должны быть способными, компетентными в своей области, иметь склонность к организаторской и управленческой деятельности, стремление преуспеть в ней и добиться успеха. Кроме того, они должны быть привержены целям организации и разделять взгляды руководителя, что позволяет оказывать им соответствующее доверие.
В то же время, ни при каких обстоятельствах не делегируется решение проблем, то есть имеет место централизация решения.
К основным способам повышения ответственности относятся:
1. Создание четких норм, в которых отражаются конкретные показатели, за отклонение от которых работник несет ответственность.
2. Немаловажным фактором в повышении ответственности является система мотивации. Необходимо использовать психологические особенности личности и
влияющие на них психологические методы мотивации для повышения чувства ответственности у работников.
Рисунок 1.Установление и передача ответственности
3. Персональные меры поощрения и взыскания: премии, продвижения, укрепление авторитета, уменьшение содействия (влияние на карьеру), снижение окладов, потеря компетенции и др.
4. Использование метода «децентрализации», разделение на команды. Здесь необходимо донести до работников, что за результаты работы команды отвечает каждый член этой команды. Таким образом, повышается ответственность каждого.
Возможно использование также такого варианта, как повышение в должности. С повышением по карьерной лестнице повышается так же и ответственность работника. Однако невозможно повысить каждого, поэтому повышение может быть формальным, например – назначение руководителем проекта.
- Понятие проблемы, ее виды и свойства.
- Управленческое решение и его виды.
- III. По целям различают
- Требования к качествам субъектов, принимающих управленческое решение.
- 4. Качество управленческого решения.
- 6. Классификация методов разработки управленческого решения.
- 7. Решения на основе выбора вариантов.
- 8. Решения на основе аналогий.
- 9. Моделирование как метод принятия решений. Виды моделей.
- Анализ проблем и его технологии.
- 12. Методы согласования решений.
- 13. Роль руководителя в процессе принятии решений.
- 14. Типичные ошибки при принятии решений.
- Возможные риски при принятии некачественных решений.
- Прогнозирование рисков и меры по их снижению.
- 17. Технологии оценки эффективности управленческих решений.
- 18.Экспертные методы принятия решений.
- Генерирование альтернатив
- Формулировка ограничений (выработка критериев)
- 4. Сравнение альтернатив
- Конкретизация и планирование решений
- 6. Оценка рисков
- 1. По предмету и содержанию ответственности:
- 2. Ответственность по временному признаку:
- 3. Ответственность с точки зрения ущерба, вызванного ошибочными решениями:
- 20. Факторы, влияющие на принятие решений в органах власти.
- 21. Аутсорсинг как метод принятия решений.
- Виды аутсорсинга:
- Производственный аутсорсинг (при производственном (или промышленном) аутсорсинге, сторонней организации передаются частично или целиком производство продукции или её компонентов).
- Критика
- 22. Информационное обеспечение управленческого решения.
- 23. Разделение труда при принятии решений.
- 24. Эксперимент как форма проверки качества решения.
- 25. Мотивация руководителей на приятие качественных решений.
- Виды моделей, используемых при принятии решений.
- Этапы процесса выработки решений.
- 28. Разработка вариантов решения, их оценка, выбор оптимального по заданным критериям.
- Языковые формы формулировки управленческих проблем.
- Принятие решений в условиях неопределенности.
- Особенности групповых решений
- Оценки альтернатив
- 34. Контроль за реализацией решений.
- 35. Сетевые графики как форма решений.
- 36. Целевые ориентации управленческих решений.
- 38. Общие и конкретные требования, предъявляемые к разработке, принятию и содержанию управленческих решений, принимаемых органами власти.
- 39. Особенности решения классической и расширенной задач выбора.
- 40. Правила и критерии принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска.
- 1 Правило максимума выигрыша.
- 2.Правило оптимального соотношения дохода и риска
- 3. Правило оптимизации вероятности риска.