logo
Шпоры по РУР - 40 вопросов

6. Классификация методов разработки управленческого решения.

В процессе разработки управленческих решений лицо, принимающее решение, может использовать различные методы, которые прямо или косвенно способствуют принятию оптимальных решений.

В отечественной литературе приводится ряд классификаций методов, используемых при разработке решений. В соответствии с одной из них вся совокупность методов делится на три группы:

1) Методы, основанные на интуиции руководителей (неформальные или эврестические), что становится возможным благодаря накопленному опыту и знаниям в конкретной области деятельности. Это позволяет принимать решения без аргументированных доказательств, на основе внутреннего чутья.

К ним относятся :

- логически приемлемые (сравнение, наблюдение абстрагирование, аналогию, обобщение)

- использование опыта, прецедентов

- использование интуиции

2) Методы, основанные на "здравом смысле"(коллективные), то есть на логических суждениях, последовательных доказательствах, опирающихся на практический опыт.

К ним относятся:

- «мозговая атака»: анализ ситуации путем генерации идей, их обсуждения, оценки и выработки коллективной точки зрения. Применяется для обсуждения возникшей проблемы и установления основных факторов, определяющих ее дальнейшее развитие. Высокие требования к уровню квалификации и компетенции руководителя, возглавляющего заседание экспертов.

- экспертные оценки, метод «Дельфи» (каждый эксперт составляет свой прогноз, руководитель сравнивает все прогнозы и умеет приближенное мнение всех экспертов)

- кейс-метод (пошаговый разбор ситуаций. Применяется для анализа управленческих ситуаций. Отличается простотой и эффективностью.

- японская система «Ринги» (система принятия управленческих решений, связанная с рассмотрением проблемы среди широкого круга заинтересованных лиц на всех ступенях управления фирмой).

- метод инверсии (при поиске идеи решение проблемы часто можно найти, изменив направление поиска на противоположное);

- метод 635 (группа из шести участников анализирует и формулирует проблемную ситуацию, каждый участник заносит в формуляр три предложения по решению задачи в течение 5 мин и передает формуляр соседу).

3) Методы, основанные на научно-практическом подходе (количественные), предполагающие выбор оптимальных решений из числа вариантов, рассчитанных путем использования значительных информационных массивов. Это неизбежно связано с применением современных электронно-вычислительных средств.

К ним относятся:

- линейное моделирование

-динамическое программирование

- вероятностные и статистические модели (например, теория массового обслуживания – это определение оптимального числа каналов обслуживания по отношению к потребности в них). Применяется в условиях, когда для принятия решения требуется оценить оптимальное число каналов обслуживания, которые необходимо иметь для сбалансирования издержек в случаях чрезмерно малого и чрезмерно большого их количества.

- теория игр (оценка воздействия принимаемого решения на конкурентов). Применяется для определения наиболее важных и требующих учета факторов в ситуации принятия решений в условиях конкурентной борьбы. Используется не так часто в силу сложности и динамичности внешней среды.

- имитационные модели (создание модели и ее экспериментальное применение для определения изменений реальной ситуации. Используется в ситуациях, связанных с чрезмерно большим числом переменных, трудностью математического анализа определенных зависимостей между переменными или высоким уровнем неопределенности. Все модели подразумевают применение имитации в широком смысле.

В основе первой группы лежат субъективные суждения менеджеров. Их достоинство - оперативность принятия; недостаток - отсутствие гарантии в надежности интуиции.

Коллективные решения принимаются на основе коллективного разума (участников группы, сотрудников отделов и др.), что позволяет избежать грубых ошибок при их разработке. Недостаток - значительные затраты времени в процессе работы над решением.

Количественные методы, как уже отмечалось, базируются на научном подходе (системном анализе, исследовании операций) и предполагают выбор оптимальных решений путем сбора и обработки значительного массива информации. На этапах формулирования проблем, подготовки и реализации решения рекомендуется использовать специальные методы и инструменты.

Классификация решения в соответствии с этапами разработки УР:

1. Определение целей. На данном этапе происходит четкое формулирование цели или совокупности целей. Используются методы прогностические методы, эвристические.

2.Обеспечение комплексности решения. Здесь происходит анализ выявляемой проблемы, установление существенных взаимосвязей, составление математических и других моделей. Применяется системный подход.

3. Обеспечение поступления и пере­работки информации для подготовки решения. Особенность работы на данном этапе заключается в определение техники переработки информации и ее ввода в работу, установление логической связи между потоками информации и объединения их в единое целое. Применяются экономико-математические модели (методы исследования операций).

4. Проверка последствий реализации возможных вариантов. На данном этапе происходит сравнительная оценка альтернатив решения. Применяются экономико-математические модели и построение «дерева целей».

5. Точная оценка результатов. Здесь происходит сопоставление на степень соответствия критериям оценки эффективности результата. Применяются оценочные методы.

6. Организация и контроль реализации решений. На данном этапе идет учет разделения и кооперации труда на предприятии. Применяется сетевое планирование и регламентное управление.

  1. Интуитивные решения и их особенность.

В управлении применяются не только рациональный и основанный на суждениях подходы к принятию решений, но и интуитивный. Лицо, принимающее интуитивное решение, не занимается при этом сознательным взвешиванием «за» и «против» по каждой альтернативе и не нуждается даже в понимании ситуации. С точки зрения логики, шансы на правильный выбор при использовании чистого интуитивного подхода невысоки, но статистика свидетельствует о высокой эффективности таких решений в условиях динамичной внешней среды.

Интуиция в менеджменте означает способ выбора решения без аргументированного доказательства на основе предшествующего опыта и внутреннего голоса. Этот тип решений широко распространен в практике управления. Можно ли в себе развить «шестое чувство», так необходимое руководителю в условиях, когда риск постоянно сопровождает хозяйственную деятельность? Для ответа на этот вопрос рассмотрим механизм интуитивного мышления.

Интуиция (от позднелат. intuitio — созерцание) — это способность постижения истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства. Интуитивное решение возникает как внутреннее озарение, просветление мысли, раскрывающее суть изучаемого вопроса.

Близок к понятию «интуиция» термин «инсайт» — это осознание решения некоторой проблемы. Субъективно инсайт переживают как неожиданное озарение, постижение. В момент самого инсайта решение осознается очень ясно. Однако эта ясность часто носит кратковременный характер и нуждается в сознательной фиксации решения.

Психологи утверждают, что интуиция связана с механизмом подсознательных ассоциаций. Ассоциации имеют глубинные психологические основы. Каждый образ, исходящий из внешнего мира, автоматически ассоциируется в нашем сознании с более ранним восприятием внешнего мира. Столкнувшись с проблемой, можно заставить память восстановить в сознании связь между деталями данной проблемы и проблемами однопланового характера или, наоборот, расслабиться и дать возможность мозгу увязать эту проблему с тем, что первое придет на ум. Специалисты утверждают, что нашим поведением руководит подсознание: оно посылает импульсы в область сознания и человек действует тем или иным образом.

Рекомендации для принятия решений на основе интуиции по методике Мюллера сводятся к следующему: