6. Классификация методов разработки управленческого решения.
В процессе разработки управленческих решений лицо, принимающее решение, может использовать различные методы, которые прямо или косвенно способствуют принятию оптимальных решений.
В отечественной литературе приводится ряд классификаций методов, используемых при разработке решений. В соответствии с одной из них вся совокупность методов делится на три группы:
1) Методы, основанные на интуиции руководителей (неформальные или эврестические), что становится возможным благодаря накопленному опыту и знаниям в конкретной области деятельности. Это позволяет принимать решения без аргументированных доказательств, на основе внутреннего чутья.
К ним относятся :
- логически приемлемые (сравнение, наблюдение абстрагирование, аналогию, обобщение)
- использование опыта, прецедентов
- использование интуиции
2) Методы, основанные на "здравом смысле"(коллективные), то есть на логических суждениях, последовательных доказательствах, опирающихся на практический опыт.
К ним относятся:
- «мозговая атака»: анализ ситуации путем генерации идей, их обсуждения, оценки и выработки коллективной точки зрения. Применяется для обсуждения возникшей проблемы и установления основных факторов, определяющих ее дальнейшее развитие. Высокие требования к уровню квалификации и компетенции руководителя, возглавляющего заседание экспертов.
- экспертные оценки, метод «Дельфи» (каждый эксперт составляет свой прогноз, руководитель сравнивает все прогнозы и умеет приближенное мнение всех экспертов)
- кейс-метод (пошаговый разбор ситуаций. Применяется для анализа управленческих ситуаций. Отличается простотой и эффективностью.
- японская система «Ринги» (система принятия управленческих решений, связанная с рассмотрением проблемы среди широкого круга заинтересованных лиц на всех ступенях управления фирмой).
- метод инверсии (при поиске идеи решение проблемы часто можно найти, изменив направление поиска на противоположное);
- метод 635 (группа из шести участников анализирует и формулирует проблемную ситуацию, каждый участник заносит в формуляр три предложения по решению задачи в течение 5 мин и передает формуляр соседу).
3) Методы, основанные на научно-практическом подходе (количественные), предполагающие выбор оптимальных решений из числа вариантов, рассчитанных путем использования значительных информационных массивов. Это неизбежно связано с применением современных электронно-вычислительных средств.
К ним относятся:
- линейное моделирование
-динамическое программирование
- вероятностные и статистические модели (например, теория массового обслуживания – это определение оптимального числа каналов обслуживания по отношению к потребности в них). Применяется в условиях, когда для принятия решения требуется оценить оптимальное число каналов обслуживания, которые необходимо иметь для сбалансирования издержек в случаях чрезмерно малого и чрезмерно большого их количества.
- теория игр (оценка воздействия принимаемого решения на конкурентов). Применяется для определения наиболее важных и требующих учета факторов в ситуации принятия решений в условиях конкурентной борьбы. Используется не так часто в силу сложности и динамичности внешней среды.
- имитационные модели (создание модели и ее экспериментальное применение для определения изменений реальной ситуации. Используется в ситуациях, связанных с чрезмерно большим числом переменных, трудностью математического анализа определенных зависимостей между переменными или высоким уровнем неопределенности. Все модели подразумевают применение имитации в широком смысле.
В основе первой группы лежат субъективные суждения менеджеров. Их достоинство - оперативность принятия; недостаток - отсутствие гарантии в надежности интуиции.
Коллективные решения принимаются на основе коллективного разума (участников группы, сотрудников отделов и др.), что позволяет избежать грубых ошибок при их разработке. Недостаток - значительные затраты времени в процессе работы над решением.
Количественные методы, как уже отмечалось, базируются на научном подходе (системном анализе, исследовании операций) и предполагают выбор оптимальных решений путем сбора и обработки значительного массива информации. На этапах формулирования проблем, подготовки и реализации решения рекомендуется использовать специальные методы и инструменты.
Классификация решения в соответствии с этапами разработки УР:
1. Определение целей. На данном этапе происходит четкое формулирование цели или совокупности целей. Используются методы прогностические методы, эвристические.
2.Обеспечение комплексности решения. Здесь происходит анализ выявляемой проблемы, установление существенных взаимосвязей, составление математических и других моделей. Применяется системный подход.
3. Обеспечение поступления и переработки информации для подготовки решения. Особенность работы на данном этапе заключается в определение техники переработки информации и ее ввода в работу, установление логической связи между потоками информации и объединения их в единое целое. Применяются экономико-математические модели (методы исследования операций).
4. Проверка последствий реализации возможных вариантов. На данном этапе происходит сравнительная оценка альтернатив решения. Применяются экономико-математические модели и построение «дерева целей».
5. Точная оценка результатов. Здесь происходит сопоставление на степень соответствия критериям оценки эффективности результата. Применяются оценочные методы.
6. Организация и контроль реализации решений. На данном этапе идет учет разделения и кооперации труда на предприятии. Применяется сетевое планирование и регламентное управление.
-
Интуитивные решения и их особенность.
В управлении применяются не только рациональный и основанный на суждениях подходы к принятию решений, но и интуитивный. Лицо, принимающее интуитивное решение, не занимается при этом сознательным взвешиванием «за» и «против» по каждой альтернативе и не нуждается даже в понимании ситуации. С точки зрения логики, шансы на правильный выбор при использовании чистого интуитивного подхода невысоки, но статистика свидетельствует о высокой эффективности таких решений в условиях динамичной внешней среды.
Интуиция в менеджменте означает способ выбора решения без аргументированного доказательства на основе предшествующего опыта и внутреннего голоса. Этот тип решений широко распространен в практике управления. Можно ли в себе развить «шестое чувство», так необходимое руководителю в условиях, когда риск постоянно сопровождает хозяйственную деятельность? Для ответа на этот вопрос рассмотрим механизм интуитивного мышления.
Интуиция (от позднелат. intuitio — созерцание) — это способность постижения истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства. Интуитивное решение возникает как внутреннее озарение, просветление мысли, раскрывающее суть изучаемого вопроса.
Близок к понятию «интуиция» термин «инсайт» — это осознание решения некоторой проблемы. Субъективно инсайт переживают как неожиданное озарение, постижение. В момент самого инсайта решение осознается очень ясно. Однако эта ясность часто носит кратковременный характер и нуждается в сознательной фиксации решения.
Психологи утверждают, что интуиция связана с механизмом подсознательных ассоциаций. Ассоциации имеют глубинные психологические основы. Каждый образ, исходящий из внешнего мира, автоматически ассоциируется в нашем сознании с более ранним восприятием внешнего мира. Столкнувшись с проблемой, можно заставить память восстановить в сознании связь между деталями данной проблемы и проблемами однопланового характера или, наоборот, расслабиться и дать возможность мозгу увязать эту проблему с тем, что первое придет на ум. Специалисты утверждают, что нашим поведением руководит подсознание: оно посылает импульсы в область сознания и человек действует тем или иным образом.
Рекомендации для принятия решений на основе интуиции по методике Мюллера сводятся к следующему:
-
необходимо уединиться на 30—45 мин;
-
полностью сосредоточиться на рассматриваемой проблеме, не отвлекаясь ни на что иное;
-
если нашлось решение — хорошо, если нет — переключайтесь на другие дела (менее значимые). Подсознательный мозг получил условия задачи и начал работать Если задача решаема, результат обязательно будет. Его нужно записать.
- Понятие проблемы, ее виды и свойства.
- Управленческое решение и его виды.
- III. По целям различают
- Требования к качествам субъектов, принимающих управленческое решение.
- 4. Качество управленческого решения.
- 6. Классификация методов разработки управленческого решения.
- 7. Решения на основе выбора вариантов.
- 8. Решения на основе аналогий.
- 9. Моделирование как метод принятия решений. Виды моделей.
- Анализ проблем и его технологии.
- 12. Методы согласования решений.
- 13. Роль руководителя в процессе принятии решений.
- 14. Типичные ошибки при принятии решений.
- Возможные риски при принятии некачественных решений.
- Прогнозирование рисков и меры по их снижению.
- 17. Технологии оценки эффективности управленческих решений.
- 18.Экспертные методы принятия решений.
- Генерирование альтернатив
- Формулировка ограничений (выработка критериев)
- 4. Сравнение альтернатив
- Конкретизация и планирование решений
- 6. Оценка рисков
- 1. По предмету и содержанию ответственности:
- 2. Ответственность по временному признаку:
- 3. Ответственность с точки зрения ущерба, вызванного ошибочными решениями:
- 20. Факторы, влияющие на принятие решений в органах власти.
- 21. Аутсорсинг как метод принятия решений.
- Виды аутсорсинга:
- Производственный аутсорсинг (при производственном (или промышленном) аутсорсинге, сторонней организации передаются частично или целиком производство продукции или её компонентов).
- Критика
- 22. Информационное обеспечение управленческого решения.
- 23. Разделение труда при принятии решений.
- 24. Эксперимент как форма проверки качества решения.
- 25. Мотивация руководителей на приятие качественных решений.
- Виды моделей, используемых при принятии решений.
- Этапы процесса выработки решений.
- 28. Разработка вариантов решения, их оценка, выбор оптимального по заданным критериям.
- Языковые формы формулировки управленческих проблем.
- Принятие решений в условиях неопределенности.
- Особенности групповых решений
- Оценки альтернатив
- 34. Контроль за реализацией решений.
- 35. Сетевые графики как форма решений.
- 36. Целевые ориентации управленческих решений.
- 38. Общие и конкретные требования, предъявляемые к разработке, принятию и содержанию управленческих решений, принимаемых органами власти.
- 39. Особенности решения классической и расширенной задач выбора.
- 40. Правила и критерии принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска.
- 1 Правило максимума выигрыша.
- 2.Правило оптимального соотношения дохода и риска
- 3. Правило оптимизации вероятности риска.