20. Факторы, влияющие на принятие решений в органах власти.
Выбор УР неоднозначен и во многом зависит от влияния различных факторов на этот процесс. Спектр воздействия факторов достаточно широк. Факторы:
1. Личностные оценки руководителя. Неизбежна субъективность личностных оценок при ранжировании или расстановке приоритетов в ПУР. Основа формирования всех УР — система ценностей ЛПР. Система ценностей определяет его действия и влияет на выбор решения. Каждый человек обладает своей системой ценностей, которая определяет его действия и влияет на ПР. Например, в процессе принятия УР руководитель может остановиться на выборе альтернативы, обеспечивающей соблюдение социально-этических норм, но требующей больших временных затрат.
2. Среда ПР, которая может характеризоваться условиями:
-определенности. В условиях определенности принимается относительно немного организационно-управленческих решений. Однако они имеют место. Ситуации с высоким уровнем определенности называют детерминистскими;
-риска. К решениям, принимаемым в условиях риска, относятся такие, результаты которых не определенны, но вероятность каждого результата может быть рассчитана. Вероятность определяется как степень возможности свершения данного события и изменяется от 0 до 1. Сумма вероятностей всех альтернатив должна быть равна единице. Наиболее желательный способ определения вероятности — объективность. Вероятность объективна, когда ее можно определить математическими методами или путем статистического анализа накопленного опыта.
-неопределенности. Условия неопределенности, в которых принимаются УР, характеризуются тем, что не представляется возможным точно оценить вероятность потенциальных результатов. Как правило, такая ситуация складывается при воздействии и необходимости учета большого числа различных сложных и неисследованных факторов, о которых невозможно получить достаточно релевантной информации. Как следствие, невозможно предсказать с достаточной степенью достоверности вероятность определенного последствия.
3. Информационные ограничения. Для принятия решения необходимо располагать достаточным, оптимальным или полным объемом информации. Сбор и обработка информации связаны с затратами труда, времени и денежных средств независимо от того, как и где эта информация собирается. Поэтому необходимо с самого начала изначально оценить затраты на получение информации и выгоду от принятого решения. При принятии решений используют все названные виды информации (подсознательная, предметная, формальные статистические данные). Степень осведомленности об объекте определяется как абсолютным количеством информации каждого вида, так и соотношением названных видов информации. Высокая значимость инфо ресурсов проявляется на всех стадиях принятия и реализации управленческих решений.
4. Временные ограничения. Известно, что с течением времени ситуация может измениться, иногда кардинально, и тогда выбранные критерии принятия решения становятся неактуальными. Поэтому решения следует принимать и исполнять, пока инфо и допущения, на которых основаны решения, не устарели и отражают действительное положение вещей, что достаточно трудно реализовать на практике, поскольку время между принятием решения и началом действия велико. Учитывая фактор времени, руководители иногда вынуждены исходить из логических соображений или даже интуиции, тогда как в нормальных обстоятельствах они предпочли бы рациональный анализ. Столь же опасной может оказаться вероятность опережения решением своего времени. Многие компании вкладывали миллионы долларов в новые проекты, надеясь опередить конкурентов на рынке, и обнаруживали, что припозднившиеся и решившие подождать оказывались в выигрыше.
5. Фактор финанс. вложений и анализа финанс. вложений. При выборе решений, связанных с радикальными нововведениями, как правило, требуются значительные финансовые вложения, средства. Они могут быть собственными и (или) заемными. Важно отслеживать и анализировать соотношение собственных и кредитных средств, с тем чтобы не оказаться в сильной зависимости от внешних источников финансирования.
6. Экономическая целесообразность ПР. Данный фактор связан с оценкой затрат и экономического эффекта, экономической выгоды и предполагает анализ соотношения выгоды и затрат.
Специфика принятия государственных решений (ПГР)
Во-первых, весьма характерен облик внешней среды для механизмов ПГР. На место и роль процесса ПГР оказывают свое специфическое влияние также и разнообразные страновые и общецивилизационные факторы. К примеру, в западных странах отношение общества к действиям государства в этой сфере достаточно критическое, но одновременно оптимистическое, предполагающее уверенность в рациональном характере принимаемых властями решений. В России же даже верные решения нередко принимаются обществом в штыки, а в вырабатываемых целях усматриваются скрытые и несущие угрозы обществу подтексты.
Во-вторых, государство решает комплекс разнородных задач: от обще социальных до частных. По этой причине при принятия решений как правило участвуют только соответствующие задаче структуры. В то время как иные органы управления задействованы косвенным образом или вообще выключаются из процесса выработки целей.
В-третьих, принципиально разнится и дифференциация управленческих стратегий, присущих данным структурам в государственном аппарате. Например, одно дело, когда государственные органы пытаются урегулировать крупный международный конфликт пониженной интенсивности (что предполагает его существенную временную протяженность), а другое, когда муниципальные структуры организуют вывоз елок после новогодних праздников с городских улиц.
В-пятых, разнообразие участвующих в этом процессе акторов, обладающих качественно различными основаниями участия в процессе выработки общеколлективных целей. Каждый га них по-своему взаимодействует с внутренними и внешними контрагентами государства, создавая собственные зависимости и взаимосвязи. При этом в контексте каждого из этого типа взаимодействий каждый из этих агентов обладает не только специфической ответственностью, но и различными возможностями, а также экономическими, ресурсными, правовыми и иными ограничениями своей деятельности. Например, государственные служащие, экспертное и академическое сообщество, а также разнообразные структуры и объединения общественности обладают специфическими формами включения в процесс разработки и реализации целей, возможностями установления взаимной коммуникации, а также собственными ресурсами и ограничениями при применении управленческих процедур и технологий.
В-шестых, функциональная и территориальная диффузия государственного аппарата, предполагающая совершенно определенный формат действий базовых институтов власти и управления. В частности, исполнительные органы власти и управления призваны в повседневном режиме перемещать ресурсы, организовывать взаимодействие людей для решения конкретных проблем. Законодательные структуры вырабатывают нормативную базу этих действий. Судебные органы контролируют соответствие действий законам и правилам. Такое же воздействие на сегментацию акторов оказывает и тройственное строение самого государства (центр - регион - местность), которое показывает, что соответствующие органы также обладают различными полномочиями по осуществлению власти и управления, той или иной компетенцией и возможностью выдвигать и представлять в публичной сфере цели от лица государства.
- Понятие проблемы, ее виды и свойства.
- Управленческое решение и его виды.
- III. По целям различают
- Требования к качествам субъектов, принимающих управленческое решение.
- 4. Качество управленческого решения.
- 6. Классификация методов разработки управленческого решения.
- 7. Решения на основе выбора вариантов.
- 8. Решения на основе аналогий.
- 9. Моделирование как метод принятия решений. Виды моделей.
- Анализ проблем и его технологии.
- 12. Методы согласования решений.
- 13. Роль руководителя в процессе принятии решений.
- 14. Типичные ошибки при принятии решений.
- Возможные риски при принятии некачественных решений.
- Прогнозирование рисков и меры по их снижению.
- 17. Технологии оценки эффективности управленческих решений.
- 18.Экспертные методы принятия решений.
- Генерирование альтернатив
- Формулировка ограничений (выработка критериев)
- 4. Сравнение альтернатив
- Конкретизация и планирование решений
- 6. Оценка рисков
- 1. По предмету и содержанию ответственности:
- 2. Ответственность по временному признаку:
- 3. Ответственность с точки зрения ущерба, вызванного ошибочными решениями:
- 20. Факторы, влияющие на принятие решений в органах власти.
- 21. Аутсорсинг как метод принятия решений.
- Виды аутсорсинга:
- Производственный аутсорсинг (при производственном (или промышленном) аутсорсинге, сторонней организации передаются частично или целиком производство продукции или её компонентов).
- Критика
- 22. Информационное обеспечение управленческого решения.
- 23. Разделение труда при принятии решений.
- 24. Эксперимент как форма проверки качества решения.
- 25. Мотивация руководителей на приятие качественных решений.
- Виды моделей, используемых при принятии решений.
- Этапы процесса выработки решений.
- 28. Разработка вариантов решения, их оценка, выбор оптимального по заданным критериям.
- Языковые формы формулировки управленческих проблем.
- Принятие решений в условиях неопределенности.
- Особенности групповых решений
- Оценки альтернатив
- 34. Контроль за реализацией решений.
- 35. Сетевые графики как форма решений.
- 36. Целевые ориентации управленческих решений.
- 38. Общие и конкретные требования, предъявляемые к разработке, принятию и содержанию управленческих решений, принимаемых органами власти.
- 39. Особенности решения классической и расширенной задач выбора.
- 40. Правила и критерии принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска.
- 1 Правило максимума выигрыша.
- 2.Правило оптимального соотношения дохода и риска
- 3. Правило оптимизации вероятности риска.