17. Технологии оценки эффективности управленческих решений.
Процесс оценки эффективности управленческих решений не является самоцелью, а выступает в качестве рычага для использования резервов повышения эффективности организации. Оценка эффективности управленческого решения выступает мерой целесообразности изменений в системе управления предприятием, фирмой и, в конечном счете, должны определять характер и содержание конкретных изменений в деятельности предприятия, организации.
Под эффективностью в широком смысле понимается результат деятельности, достигнутый за счет труда всего коллектива (включая работников аппарата управления). В узком смысле эффективность, отражает результативность собственно управленческой деятельности.
1. Эффективность в широком смысле (результативность работы всего трудового коллектива) включает:
1). Экономическую эффективность, которая оценивается на основе:
-обобщающих показателей, в качестве которых выступают эффективность ресурсная (доходы / ресурсы) и эффективность затратная (доходы / затраты);
- система частных показателей (среди них: рентабельность, оборачиваемость, окупаемость капиталовложений, фондоемкость, фондоотдача, производительность труда, соотношение роста заработной платы и производительности труда и т.д., всего более 60).
2). Социальную эффективность, оцениваемую на основе:
- обобщающих показателей (в частности, степень выполнения заказов потребителей, доля объема продаж фирмы на рынке и др.);
- системы частных показателей (например, своевременность выполнения заказа, полнота выполнения заказа, оказание дополнительных услуг, послепродажный сервис и др.).
2. Эффективность в узком смысле (результативность деятельности аппарата управления) включает:
1). Экономическую эффективность, оцениваемую на основе:
- обобщающих показателей, в качестве которых выступают эффективность ресурсная аппарата управления (доходы / ресурсы) и эффективность затратная аппарата управления (доходы / затраты);
- система частных показателей (доля административно-управленческих расходов в общей сумме затрат организации, доля численности управленческих работников в общей численности работающих в организации, норма управляемости, т.е. фактическая численность работающих на одного работника аппарата управления и др).
2). Социальную эффективность, которая включает:
- обобщающий показатель (в качестве такого показателя может быть принята доля решений, принятых по предложению работников трудового коллектива или количество работников, привлеченных к разработке управленческого решения);
- систему частных показателей (например, степень технической оснащенности управленческого труда, текучесть работников аппарата управления, квалификационный уровень кадров и т.п.).
К оценке эффективности управленческих решений применяются различные подходы: считать эффективность разработки и эффективность реализации решения; рассчитывать раздельно экономическую и социальную эффективность; эффективность управленческих решений считать как ресурсную результативность; рассчитывать по каждому решению организационную, экономическую, социальную, технологическую, психологическую, правовую, экономическую, этическую, политическую эффективность.
В экономике, материальном производстве, других сферах социальной практики, где используемые показатели имеют числовые размерности измерения, эффективность выражается количественно как отношение полученного эффекта к затратам на его достижение. При этом измерение показателей может проводиться в стоимостном или натуральном выражении. Часто оказываются полезными частные оценки эффективности. Это либо оценки деятельности отдельных составляющих системы, либо промежуточные оценки, позволяющие контролировать динамику реализации общей цели системы. При таком (декомпозиционном) подходе эффективность удаётся определить и выразить более точно.
В любом случае для определения эффективности (общей или частной) необходимо знать три параметра: цель (системы или её части), затраты (общие или частные) и результат.
Критерии и показатели оценки эффективности в этом случае определяются как отношение полученных полезных с точки зрения поставленных целей результатов ко всему объёму использованных для этого ресурсов, в том числе – финансовых. Тогда принципиальная формула эффективности для указанных сфер социальной практики выглядит следующим образом:
Э = Полезные результаты / Использованные ресурсы
Однако для оценки эффективности управленческих решений прямое практическое использование данной формулы не представляется возможным, поскольку:
- управленческий труд, в том числе по выработке и принятию решений, преимущественно творческий, трудно поддающийся нормированию и учету из-за различных психофизиологических возможностей людей;
- фактические результаты, как и затраты на реализацию конкретного решения, далеко не всегда можно учесть количественно;
- результат управления и управленческого решения может быть не только экономическим, но и социальным, социально-экономическим, политическим, социально-психологическим и т.п.
- затрудняет оценку эффективности решений и временной фактор, поскольку их реализация может быть как оперативной (сиюминутной), так и развернутой во времени (в течение дней, недель, месяцев и даже лет) и пр.
Принципы оценки эффективности разработки управленческого решения.
1) комплексность оценки эффективности управленческих решений;
2) объективность оценки управленческих решений;
3) обязательность оценки эффективности управленческих решений;
4) соответствие метода оценки характеру объекта управления;
5) сопоставимость показателей оценки различных управленческих решений;
6) учет индивидуальных особенностей предприятия, управленческой ситуации при построении модели оценки эффективности управленческого решения.
Оценка эффективности должна начинаться задолго до принятия управленческих решений с анализа условий, ее обеспечивающих. Эффективность управленческих решений зависит от двух групп условий. Первая группа - условия, обеспечивающие выработку решений; вторая группа - условия, обеспечивающие реализацию решений.
К основным условиям обеспечения выработки управленческого решения относятся:
1. Применение к разработке решения научных подходов.
2. Изучения влияния экономических законов на эффективность управленческого решения.
3. Обеспечение лица, принимающего решение, качественной информацией.
4. Применение методов функционально - стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования каждого решения.
5. Структуризация проблемы и построение дерева целей.
6. Обеспечение многовариантности решений.
7. Обеспечение сопоставимости (сравнимости) вариантов решения.
8. Правовая обоснованность принимаемого решения.
9. Автоматизация процесса сбора и обработки информации, процесса разработки и реализации решения.
Условия реализации решения предусматривают:
организацию;
стимулирование (мотивацию);
контроль выполнения.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Понятие проблемы, ее виды и свойства.
- Управленческое решение и его виды.
- III. По целям различают
- Требования к качествам субъектов, принимающих управленческое решение.
- 4. Качество управленческого решения.
- 6. Классификация методов разработки управленческого решения.
- 7. Решения на основе выбора вариантов.
- 8. Решения на основе аналогий.
- 9. Моделирование как метод принятия решений. Виды моделей.
- Анализ проблем и его технологии.
- 12. Методы согласования решений.
- 13. Роль руководителя в процессе принятии решений.
- 14. Типичные ошибки при принятии решений.
- Возможные риски при принятии некачественных решений.
- Прогнозирование рисков и меры по их снижению.
- 17. Технологии оценки эффективности управленческих решений.
- 18.Экспертные методы принятия решений.
- Генерирование альтернатив
- Формулировка ограничений (выработка критериев)
- 4. Сравнение альтернатив
- Конкретизация и планирование решений
- 6. Оценка рисков
- 1. По предмету и содержанию ответственности:
- 2. Ответственность по временному признаку:
- 3. Ответственность с точки зрения ущерба, вызванного ошибочными решениями:
- 20. Факторы, влияющие на принятие решений в органах власти.
- 21. Аутсорсинг как метод принятия решений.
- Виды аутсорсинга:
- Производственный аутсорсинг (при производственном (или промышленном) аутсорсинге, сторонней организации передаются частично или целиком производство продукции или её компонентов).
- Критика
- 22. Информационное обеспечение управленческого решения.
- 23. Разделение труда при принятии решений.
- 24. Эксперимент как форма проверки качества решения.
- 25. Мотивация руководителей на приятие качественных решений.
- Виды моделей, используемых при принятии решений.
- Этапы процесса выработки решений.
- 28. Разработка вариантов решения, их оценка, выбор оптимального по заданным критериям.
- Языковые формы формулировки управленческих проблем.
- Принятие решений в условиях неопределенности.
- Особенности групповых решений
- Оценки альтернатив
- 34. Контроль за реализацией решений.
- 35. Сетевые графики как форма решений.
- 36. Целевые ориентации управленческих решений.
- 38. Общие и конкретные требования, предъявляемые к разработке, принятию и содержанию управленческих решений, принимаемых органами власти.
- 39. Особенности решения классической и расширенной задач выбора.
- 40. Правила и критерии принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска.
- 1 Правило максимума выигрыша.
- 2.Правило оптимального соотношения дохода и риска
- 3. Правило оптимизации вероятности риска.