4. Качество управленческого решения.
Решение является фундаментом, на котором строится все здание управления. От качества решения зависит результат деятельности организации.
Качество управленческого решения необходимо оценивать на стадии его принятия.
КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ — это степень соответствия параметров выбранной альтернативы решения определенной системе характеристик, удовлетворяющая его разработчиков и потребителей и обеспечивающая возможность эффективной реализации.
К числу основных требований, предъявляемых к решению, можно отнести следующие:
1) научная обоснованность. Для получения положительного эффекта от реализации решения при его принятии необходимо учитывать объективные законы и закономерности, которым подчинены процессы, происходящие в обществе и в конкретном объекте управления.
2) целевая направленность. Решение должно содержать цель разрешения проблемной ситуации, выраженную конкретным (измеримым количественным и/или качественным показателями), конечным, желаемым состоянием.
3) соответствие действующему законодательству. Все принимаемые решения не должны противоречить действующим нормативно-правовым актам.
4) адресность. Решение должно содержать указание конкретных лиц, во-первых, тех, ради кого данное решение принимается; во-вторых, тех, кто его будет исполнять и, в-третьих, тех, кто его будет контролировать.
5) своевременность. Решение должно приниматься тогда, когда его принятие является достаточным и необходимым, т.е. результат от реализации решения должен быть получен в тот срок, когда он может быть в полной мере эффективен.
6) аргументированность. Решение должно содержать аргументированные ответы на следующие вопросы: почему мы вообще принимаем решение? Какие условия и факторы побудили принять решение? Почему принимаем именно это решение, а не другое?
7) эффективность. Любое решение имеет стоимость – стоимость его разработки, принятия и реализации. Реализация решения предполагает достижение определенного заранее запланированного результата. Эффективность решения, с одной стороны, рассматривается как способность приносить эффект, оказывать действие. С другой стороны, эффективность - это количественная оценка эффекта в конкретных условиях, характеризуемых уровнем затрат ресурсов на получение этого эффекта.
8) конкретность. Это требование связано с необходимостью использования ясных и четких формулировок в решении, ориентированных на конкретного исполнителя.
9) реальность. Решение должно содержать выполнимую программу действий и реальное ресурсное обеспечение.
10) непротиворечивость. Данное требование предполагает, с одной стороны, единство целей, т.е. непротиворечивость решения ранее поставленным целям, с другой – логическую связь между целями и методами их достижения.
11) гибкость и адаптивность. Предполагает существование алгоритма достижения цели при изменении внешних или внутренних условий, при которых выполнение решения должно быть приостановлено и начата разработка нового решения.
12) правомочность. Решение должно приниматься тем лицом или органом, которое имеет соответствующее законное основание его принимать.
Составляющие качества УР:
1. Информационно – технологическая: знание реальных тенденций развития управленческого объекта; владение методами положительного использования тенденций; ориентация в общих целях развития экономики страны; определение задач, вытекающих из целей; четкое представление о состоянии объекта управления и внешней среде; владение набором методов перевода состояния объекта из фактического и в желаемое; своевременная реакция на изменения рынка.
2. Организационная: продумывание вопросов о том, кто и где принимает решения; типы принимаемых решений; время, необходимое для ПУР после получения информации; система оформления и передачи УР; система контроля исполнения УР.
3. Психологическая: обоснованность решения для исполнителей; содержание УР с точки зрения исполнителя (запрещающие УР, разрешающие, конструктивные); соответствие УР силам и средствам его выполнения; жесткость регламентации деятельности подчиненных.
4. Социально – экономическая: оптимальное соотношение УР и результата; экономичность решения; создание творческой обстановки; фиксация и вознаграждение достижений.
5. Политико-правовая: соответствие УР законодательству, ГОСТам, ИСО; программам национального развития.
6. Этическая.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Понятие проблемы, ее виды и свойства.
- Управленческое решение и его виды.
- III. По целям различают
- Требования к качествам субъектов, принимающих управленческое решение.
- 4. Качество управленческого решения.
- 6. Классификация методов разработки управленческого решения.
- 7. Решения на основе выбора вариантов.
- 8. Решения на основе аналогий.
- 9. Моделирование как метод принятия решений. Виды моделей.
- Анализ проблем и его технологии.
- 12. Методы согласования решений.
- 13. Роль руководителя в процессе принятии решений.
- 14. Типичные ошибки при принятии решений.
- Возможные риски при принятии некачественных решений.
- Прогнозирование рисков и меры по их снижению.
- 17. Технологии оценки эффективности управленческих решений.
- 18.Экспертные методы принятия решений.
- Генерирование альтернатив
- Формулировка ограничений (выработка критериев)
- 4. Сравнение альтернатив
- Конкретизация и планирование решений
- 6. Оценка рисков
- 1. По предмету и содержанию ответственности:
- 2. Ответственность по временному признаку:
- 3. Ответственность с точки зрения ущерба, вызванного ошибочными решениями:
- 20. Факторы, влияющие на принятие решений в органах власти.
- 21. Аутсорсинг как метод принятия решений.
- Виды аутсорсинга:
- Производственный аутсорсинг (при производственном (или промышленном) аутсорсинге, сторонней организации передаются частично или целиком производство продукции или её компонентов).
- Критика
- 22. Информационное обеспечение управленческого решения.
- 23. Разделение труда при принятии решений.
- 24. Эксперимент как форма проверки качества решения.
- 25. Мотивация руководителей на приятие качественных решений.
- Виды моделей, используемых при принятии решений.
- Этапы процесса выработки решений.
- 28. Разработка вариантов решения, их оценка, выбор оптимального по заданным критериям.
- Языковые формы формулировки управленческих проблем.
- Принятие решений в условиях неопределенности.
- Особенности групповых решений
- Оценки альтернатив
- 34. Контроль за реализацией решений.
- 35. Сетевые графики как форма решений.
- 36. Целевые ориентации управленческих решений.
- 38. Общие и конкретные требования, предъявляемые к разработке, принятию и содержанию управленческих решений, принимаемых органами власти.
- 39. Особенности решения классической и расширенной задач выбора.
- 40. Правила и критерии принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска.
- 1 Правило максимума выигрыша.
- 2.Правило оптимального соотношения дохода и риска
- 3. Правило оптимизации вероятности риска.