logo
Бизнес-планирование (курс лекций)

Раздел 10. Финансовый план

Этот раздел бизнес-плана призван обобщить материалы предыдущих разделов и представить их в стоимостном выражении. Информация именно этого раздела является ключевой при принятии потенциальным инвестором или кредитором решения об участии в разрабатываемом проекте. Ценность результатов, полученных в данном разделе, в равной степени зависит от полноты и достоверности исходных данных и от корректности методов, используемых при оценки финансовой состоятельности бизнес-плана.

Оценка финансовой состоятельности бизнес-плана основывается на трех финансовых формах, называемыми базовыми формами финансовой оценки: таблица финансовых результатов; таблица движения денежных средств; прогнозный баланс.

Указанные формы в целом соответствуют аналогичным формам финансовой отчетности, используемых в России и других странах. Основное отли­чие базовых форм финансовой оценки от отчетных форм состоит в том, что первые представляют будущее, прогнозируемое состояние предприятия. Структура базовых форм обеспечивает возможность проследить динамику развития проекта в течение всего срока его жизни по каждому интервалу планирования. При этом могут быть рассчитаны самые различные показатели финансовой состоятельности, проведена оценка ликвидности, выполнен анализ источников финансирования бизнес-плана и др.

Все три базовые формы основываются на одних и тех же исходных данных и должны корреспондироваться друг с другом. Каждая из форм представляет информацию о проекте в законченном виде, но со своей, отличной от двух других, точки зрения. Так, для владельцев (акционеров) предприятия наибольший интерес представляет таблица финансовых результатов, тогда как для кредиторов более важными являются таблица движения денежных средств и прогнозный баланс.

Таблица финансовых результатов (см. табл. 2) отражает деятельность предприятия по производству и сбыту продукции или услуг за определенные периоды времени (месяц, квартал, год).

При формировании таблицы финансовых результатов следует учесть, что каждый плановый период должен определяться на основе данных прогноза объемов продаж.

Таблица 5