logo
Бизнес-планирование (курс лекций)

5. Содержание бизнес – плана

Структура основных разделов бизнес-плана в зависимости от его целей, видов деятельности и других обстоятельств может быть весьма разнообразной. Можно рекомендовать следующий наиболее типовой вариант структуры бизнес-плана:

Резюме.

Раздел 1. Описание продукции (товаров, услуг).

Раздел 2. Оценка рынка сбыта.

Раздел 3. Оценка конкурентов.

Раздел 4. Стратегия и план маркетинга.

Раздел 5. Прогноз объемов продаж.

Раздел 6. План производства.

Раздел 7. Организационный план.

Раздел 8. Юридический план.

Раздел 9. Оценка риска.

Раздел 10. Финансовый план.

Раздел 11. Стратегия финансирования.

Бизнес-план должен быть соответствующим образом оформлен.

Титульный лист бизнес-плана должен отражать: название и адрес предприятия, суть предлагаемого проекта и его стоимость, а также ссылку на секретность. Бизнес-план может иметь приложения, объем которых не ограничивается.

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНА

Исходные данные для бизнес-плана можно формировать на базе действующего коммерческого предприятия.

Первоначально следует определиться, на производство какой продукции (работ, услуг) будет разрабатываться бизнес-план. Как правило, имеющиеся варианты продукции нужно рассматривать с точки зрения их актуальности для предприятия и способности приносить достаточно высокий доход.

Далее требуется собрать данные об инвестиционных затратах на органи­зацию производства нового продукта (работ, услуг). При этом инвестицион­ные затраты подразделяются на две группы:

- инвестиции в основной капитал (потребность в производственных мощнос­тях, основных фондах, нематериальных активах и др.);

- инвестиции в оборотный капитал (потребность в сырье, материалах, комп­лектующих, денежных средствах и пр.).

Следующим этапом является сбор данных о производственных и марке­тинговых затратах новой продукции (работ, услуг). С этой целью рекоменду­ется в качестве исходных данных использовать калькуляцию стоимости еди­ницы продукции, на которую предполагается разрабатывать бизнес-план.

Одновременно следует уточнить затраты общего характера, которые об­разуют группу постоянных расходов предприятия. К ним относятся: затраты, связанные с управлением, амортизационные отчисления, расходы на аренду, коммерческие расходы и др.

Кроме того, требуется собрать информацию для выполнения анализа рын­ка новой продукции. Необходимо выявить продукцию аналогичного харак­тера уже имеющуюся на рынке и сопоставить ее с новой предлагаемой продукцией по основным характеристикам. Далее следует изучить рынок новой продукции в разрезе покупателей и конкурентов, а также оценить ем­кость данного рынка и определиться с тенденциями его развития на ближайшую перспективу.

РЕЗЮМЕ

Резюме представляет собой краткий обзор бизнес-плана.

Резюме должно готовиться в самом конце работы, когда выполнены все остальные разделы бизнес-плана. Работа над резюме чрезвычайно важна, поскольку именно первое знакомство потенциального инвестора с планом является определяющим для судьбы проекта и поэтому резюме должно быть проработано таким образом, чтобы вызвать к нему интерес.

Объем данного раздела не должен превышать нескольких страниц и содержит описание следующих ключевых моментов: суть предлагаемого проекта и основные результаты реализации; краткую характеристику конъюнктуры рынка; совокупную стоимость проекта и потребность в финансировании с описанием условий кредитования, гарантии по возврату кредита; оценку эффективности инвестиций и срок их окупаемости; факторы риска проекта и оценку степени его устойчивости.