6.3. Особенности использования бизнес-плана в деятельности региональных органов управления
В традиционном смысле основой разработки бизнес-плана является либо уже находящийся в проработке конкретный проект, либо некий замысел, не имеющий однозначного решения по расширению действующих или созданию новых производств (объектов). Поэтому основными заказчиками таких работ становятся руководители предприятий или группы предпринимателей, готовые профинансировать эти работы. Однако использование элементов бизнес-плана вполне соответствует специфике положения отечественных региональных органов власти. Это связано с тем, что в ходе проводимых реформ их роль в управлении экономическими процессами хотя иизменилась, но влияние по-прежнему остается весьма существенным.
Оставив в прошлом методы прямого административного распоряжения региональной частью общегосударственной собственности, государственные региональные органы власти ведут активную работу по созданию и поддержанию организационно-правового механизма гибкого реагирования на социально-экономическую ситуацию, которая складывается в результате хозяйственной деятельности самостоятельных субъектов различных форм собственности. На этой основе развиваются тесные качественно новые взаимоотношения с товаропроизводителями, что выражается в специфическом участии региональной администрации в бизнес-планировании.
Одновременно с этим региональные органы власти ответственны за развитие значительной части объектов, находящихся на бюджетном финансировании. По каждому из таких объектов разработка бизнес-плана является единственным способом найти рациональный путь их развития в системе рыночных отношений. Такие бизнес-планы должны учитывать отраслевой профиль фирмы, перспективы развития регионального потребительского рынка, динамику уровня доходов и необходимость изменений материально-технической базы соответствующего вида деятельности, чтобы поддержать конкурентоспособный уровень предлагаемых работ и услуг.
Разнообразие отраслей, в развитии которых региональные органы власти принимают непосредственное участие (в частности, заказ на разработку бизнес-плана не может быть оформлен, если финансирование последнего не предусмотрено в смете расходов и не согласовано с местной администрацией), требует дифференцированного подхода и специфического подбора финансовой, технико-экономической и социально-экономической информации.
Здесь предлагается один из аспектов разработки бизнес-плана по региональному заказу, а именно по организации регионального рынка продуктов питания.
При разработке подобного документа особое внимание должно уделяться маркетинговым исследованиям состояния регионального рынка по каждому из рассматриваемых продуктов и перспективных путей его наполнения.
В этом разделе бизнес-плана рассматриваются характеристики основных производителей, действующих или способных выйти на региональный рынок продукции. При этом дается оценка как тех товаропроизводителей, которые находятся в данном регионе, так и тех, кто занимается соответствующей деятельностью за его пределами. Эти данные в бизнес-плане могут быть приведены в таблице 1.
Указанные данные собираются для поставщиков, с которыми имеются традиционно налаженные связи и степень риска срыва договоров ниже среднего уровня.
Таблица 11 Характеристика отечественных товаропроизводителей
-
Район, предприятие
Объем производства, руб.
Объем поставок на рынок района, руб.
Производственные мощности, руб.
Кооэффициент загрузки, в%
Себестоимость, руб.
Отпускная цена, руб.
Район 1
Район 2
…..
Итого
Для посреднических организаций по аналогичному виду продукции данные собираются исходя из накопленного опыта совместной работы с выделением основных крупных организаций (10-15) и группы прочих, объем поставок которых в сумме ориентировочно должен составлять не более 10-12% общего объема товарооборота данного продукта в регионе. Для этих организаций данные собираются по таблице 12.
Таблица Характеристика поставок продукции посредническими организациями за 20_г.
-
Место регистрации предприятия
Объем поставок, руб.
Место производства продукции
Наличие сертификата качества
Оптовая цена, руб.
С какого времени является постоянным участником рынка
1.
2.
…
Итого
Средневзвешенные показатели
По аналогичной таблице собираются данные о наличии на региональном рынке соответствующей продукции импортного производства (при этом в бизнес-плане должны быть учтены условия взаимных расчетов, предусмотренные в межгосударственных соглашениях, особенности законодательства стран-экспортеров в части, касающейся производства и вывоза данной продукции).
Суммируя соответствующие показатели объема продукции, получаем характеристику наполнения регионального рынка как исходный пункт для определения продовольственной политики в регионе и выработки стратегии администрации по укреплению и повышению надежности снабжения населения (прежде всего городского) продуктами питания.
На основании маркетинговых исследований прово-дится анализ перспективности сотрудничества с теми или иными товаропроизводителями и поставщиками.
Кроме того, в рамках этих исследований дается оценка общего социально-экономического положения в регионе и через мультипликаторы спроса и доходов определяется возможный объем потенциального спроса, а также рассматриваются традиции и сложившиеся в регионе особенности потребления соответствующего продукта, что позволяет разработчикам бизнес-плана сделать своевременной и действенной рекламную кампанию, уточнить условия и провести дополнительные переговоры с участниками рынка.
При поставках продукции из других регионов специальный анализ проводится по вопросам транспортной составляющей цены соответствующей продукции. В бизнес-плане предусматривается отдельный раздел, который обосновывает схему эффективной организации перевозок, обеспечивающую минимизацию транспортных расходов и бесперебойную доставку продукции. При использовании собственного транспорта в бизнес-плане должно быть отражено состояние парка и даны перспективы его развития. При необходимости осуществления больших объемов перевозок из районов с неразвитой транспортной инфраструктурой вопросы доставки продукции могут стать определяющими для выработки совместных межрегиональных решений по преодолению данного "узкого места".
В отдельном разделе бизнес-плана обосновывается выбор форм взаимодействия и степень участия в реализации проекта иностранных партнеров; оценивается возможность организации импортозамещающего производства в регионе, в том числе и с участием иностранных фирм.
В рамках разработки бизнес-плана создания регионального рынка продуктов специальное внимание отводится вопросам организации самого процесса торговли данной продукцией, оценке возможности приспособления существующей торговой сети к требованиям проекта и условий создания новых торговых точек. В данном разделе рассматриваются варианты оптимального соотношения оптовой (через постоянно действующие или периодические открытые аукционы) и розничной торговли; определяется степень необходимого участия региональной администрации в различных звеньях продовольственного рынка. С особо надежными партнерами рассматривается возможность и целесообразность создания фирменных магазинов.
Успешная реализация проекта во многом зависит от правильной организации рекламной кампании, учитывающей местную специфику, возможности средств массовой информации и готовности населения поддержать некоторые новые для данного региона формы реализации продукции.
Важной частью бизнес-плана является разъяснение вопросов, связанных со взаимоотношениями организаторов проекта и органов региональной власти. В случае особой актуальности проблемы высокая заинтересованность последних в реализации проекта требует более разнообразного и глубокого их участия в его осуществлении; в случае меньшей заинтересованности участие может ограничиваться общими организационными вопросами. В бизнес-плане обязательно отражаются принятые или разрабатываемые местными властями законодательные акты, постановления, распоряжения, инструкции и т.д., способствующие созданию соответствующего товарного рынка. При необходимости развития производственных связей с другими регионами в бизнес-плане предусматривается заключение межрегиональных договоров и соглашений, способствующих облегчению связей.
Особенностью бизнес-плана организации
регионального рынка продукции является необходимость более полного расчета бюджетной эффективности проекта, который выделяется в самостоятельный раздел. В нем определяется состав доходов и расходов бюджета (или средств внебюджетных фондов) региона в связи с осуществлением данного проекта, их соотношение с общим объемом финансирования, сроки и условия возврата средств, косвенные результаты реализации.
В составе доходов бюджета учитываются:
все налоговые поступления и платежи юридических лиц в региональный бюджет (внебюджетные фонды), непосредственно связанные с реализацией проекта;
подоходный налог с заработной платы, начисленной за выполнение предусмотренных проектом работ и услуг;
прирост налоговых поступлений от предприятий, связанный с влиянием реализации проекта на их финансовое положение.
Возможные налоговые поступления в региональный бюджет приводятся в таблице 13 на каждый год осуществления проекта, а также на период после окончания его реализации.
Таблица 13
Ежегодное поступление налогов в региональный бюджет
-
Показатели
В период после реализации
В среднем за год
1
2
…
N
НДС
Налог на прибыль
Налог на имущество
НДФЛ
Отчисления на соц. нужды
Дополнительные налоговые поступления
…..
Итого налогов и сборов
Расчет поступлений в бюджет выполняется в соответствии с действующей на момент разработки проекта нормативной базой. Основным показателем бюджетной эффективности является бюджетный эффект Бt для t-ого шага осуществления проекта, определяемый как превышение доходов бюджета над расходами.
Интегральный бюджетный эффект Бинт рассчитывается как сумма дисконтированных годовых бюджетных эффектов по формуле:
Бинт = Бt * 1 / (1+ Е) t
где t - номер шага расчета (t = 0, 1, 2,… ,Т);
Т - горизонт расчета;
Е - норма дисконта.
При оценке бюджетной эффективности норма дисконта отражает не только финансовые интересы региона, но и учитывает социальный эффект от реализации проекта.
В случае участия региональных органов управления в прямом бюджетном финансировании проекта в полном объеме бюджетная эффективность определяется суммарными поступлениями от налоговых и иных выплат, а также остающейся в распоряжении предприятий чистой прибылью, при этом в состав расходов включаются все инвестиционные затраты по проекту.
Для разработки финансовых схем реализации других вопросов социально-экономического развития региона (жилищной, экологической проблемы и т.п.) используются несколько иные подходы, но методической основой остается бизнес-план.
Иная роль отводится региональным (местным) органам управления в организации разработки бизнес-планов на самостоятельных производственных предприятиях.
Одним из важнейших направлений формирования современного экономического механизма на уровне региона является активная работа региональных и местных органов власти по выработке рыночных подходов к инвестиционной деятельности на предприятиях и организациях. Дело в том, что спектр внешних и внутренних факторов (как современных, так и сохранившихся от традиций прошлого периода) определяет особенности поведения управленческих звеньев независимых организаций - товаропроизводителей. Это связано с отсутствием навыков разумного риска; весьма скромным опытом работы с коммерческими кредитными ресурсами, эмиссией и обращением собственных ценных бумаг; с непоследовательностью в формировании своей сбалансированной политики потребления и накопления. Поэтому для средних (и особенно малых) предприятий теснота общения с местными органами власти зачастую полностью определяет перспективы их существования и возможности привлечения инвестиций.
На уровне областей, районов, городов специфика отношений между хозяйственными структурами (самостоятельными товаропроизводителями) и местными органами власти определяется тем, что за последними признаются дополнительные возможности защищать экономические интересы производителей на вышестоящих уровнях. И эти возможности объективно опираются на активные административно-правовые связи и личные контакты с представителями финансовых и правительственных структур (как отечественных, так и зарубежных); на более прогрессивные взгляды, увязанные с текущим и перспективным нормативно-правовым процессом; а также на единство целей местных органов власти и предпринимательских структур в части создания благоприятных условий для устойчивого социально-экономического развития региона (области, района, города).
Подготовка бизнес-плана требует разработки таких вопросов, как анализ условий реализации производимой продукции и возможностей формирования соответствующего рыночного сектора (маркетинговые исследования); обоснование графика расчетов с кредиторами; разработка схемы привлечения финансовых ресурсов и выбор варианта подбора инвесторов; расчет финансовых и производственных рисков на всех стадиях реализации проекта и последующего использования создаваемых объектов собственности и некоторых других проблем. Для этого требуется привлечение высококвалифицированных специалистов, проведение довольно больших объемов расчетных работ, что и делает в целом разработку бизнес-плана достаточно дорогостоящим мероприятием.
Не всякие руководители морально и финансово готовы сделать подобный шаг, хотя и понимают в целом необходимость проведения таких работ.
Предприятия, расположенные в малых и средних городах и не являющиеся производствами республиканского или регионального значения, как правило, ищут прямую поддержку местных властей для осуществления подобных начинаний. Однако перед последними неизбежно встает вопрос выбора: какие предприятия и в какой форме поддерживать; в какой последовательности и каким образом принимать участие в их деятельности; как сформулировать и защищать интересы региона на вышестоящем уровне.
Основной объединяющей их задачей становится формирование инвестиционного климата, соответствующего рыночным стандартам организации воспроизводственных процессов, с одной стороны, и максимально учитывающего разнообразие региональных особенностей хозяйственной деятельности - с другой.
Практика работы с региональными и местными органами власти показывает, что для правильного использования ими такого инструмента инвестирования, как бизнес-план производственного предприятия, необходимо уточнить место последнего в общей схеме инвестиционной политики региона (включая районы, города).
С точки зрения региональной (местной) администрации исходным условием поддержки того или иного существующего предприятия является комплексный анализ всех инвестиционных проектов, которые могут быть реализованы в данном регионе. При этом в зависимости от глубины проработки и масштаба рассматриваемого хозяйственного проекта по заказу администрации готовятся четыре типа документов, характеризующих инвестиционную привлекательность и готовность в регионе.
Первый и наиболее обобщающий документ - это характеристика инвестиционного климата в регионе в целом. Данный материал может опираться на анкетный опрос специально отобранных групп экспертов. По заданной шкале проставляется оценка 60 - 70 факторов, определяющих уровень экономического потенциала по основным элементам производства (включая земельные и природные ресурсы, научно-технический потенциал, кадровое обеспечение и т.д.), инженерной и социальной инфраструктуры; организационно-правовой атмосферы и социокультурной и политической среды; а также по уровню развития элементов рыночных отношений и собственного финансового потенциала.
В результате такого исследования определяется рейтинг рассматриваемых регионов и выделяются наиболее сильные и слабые стороны каждого из них.
Подобная работа проводится, как правило, на уровне субъектов РФ и фактически показывает готовность администрации и предпринимателей к коммерческому освоению инвестиционных ресурсов.
Второй тип документов - это сравнительный (иногда называемый "структурным") анализ экономики региона (области, района, города). Подготовка этих материалов опирается на обработку статистической информации о состоянии и динамике развития отраслей в целом и отдельных предприятий, которые действуют на соответствующей территории. В результате исследований формируется перечень приоритетных объектов инвестирования. По мере уточнения информации о проектах-заявках на новое строительство со стороны предпринимательских кругов (а подобная информация может концентрироваться только у местной администрации) - перечень объектов к инвестированию с прямой или косвенной поддержкой со стороны региональной (местной) администрации составляется уже с учетом как коммерческой, так и региональной социально-экономической значимости. На этом этапе фактически определяется уровень заинтересованности местных органов власти в реализации проекта.
Третий тип документов - пилотный проект бизнес-плана. На данной стадии по ограниченному кругу показателей разрабатывается сокращенный вариант бизнес-плана для каждого проекта, претендующего на поддержку администрации в получении инвестиций. Заказчиками таких проработок являются уже те организаторы проекта, которые его ведут и которым принадлежит задуманная идея. Одной из основных составляющих пилотного проекта бизнес-плана является раздел с вариантами схем финансирования проекта и определением условий возврата и использования привлекаемых финансовых средств, оценка степени риска на различных стадиях осуществления проекта, готовность и подготовленность организаторов к полной реализации проекта и т.д.
Для региональной (местной) администрации встает задача организации экспертизы соответствующих проектов и принятие необходимых решений для их реализации. При этом форма участия определяется, исходя из специфики рассматриваемых проектов и необходимости обеспечения максимально эффективного использования как финансовых средств, так и материально-вещественных факторов производства (земли, производственных зданий и площадей, нежилых помещений, объектов транспортной и инженерной инфраструктуры и т.д.).
И, наконец, четвертый тип документов - это полный бизнес-план по конкретным проектам.
Роль региональной (местной) администрации в подготовке и финансировании проекта входит в качестве составной части бизнес-плана, и глубина этого участия определяется степенью заинтересованности региона в быстрой реализации проекта.
Практика показывает, что для реальных коммерчески привлекательных проектов наиболее оптимальной формой участия администрации в его продвижении является совместная работа с непосредственными предпринимателями в части выбора реальной схемы привлечения инвестиций не столько из "дальних" (включая иностранные), сколько организация работы по привлечению средств населения и юридических лиц, проживающих и размещающихся в регионе.
Получение иностранных кредитов, а уж тем более продажа контрольного пакета акций внерегиональным (в том числе зарубежным) партнерам в каждом втором случае ставит вопрос о смене руководства, выдвижении на первый план коммерческих интересов, смене (или сокращении) определенной части занятого персонала и т.д. Иными словами наряду с преимуществами подобное предприятие получает (иногда и не ожидая) набор дополнительных проблем.
Разработка реальных бизнес-планов при совместной с местной администрацией деятельности позволяет предвосхищать подобные ситуации, не доводя их до острого состояния, и в то же время ориентируясь на коммерческое использование региональных и производственных ресурсов.
- Бизнес - планирование
- 1. Современная концепция делового планирования
- 1.2. Функции по осуществлению бизнес – планирования и его участники
- 1.3.Планирование и управление проектами в России
- 2. Цикл делового проекта
- 2.1. Анализ на осуществимость делового проекта
- 2.1. Анализ на осуществимость делового проекта
- 2.2. Место бизнес – проекта в жизненном цикле компании
- 2.3. Типичные ошибки и недостатки при осуществлении бизнес – планирования
- 3. Введение в бизнес-план
- 3.1. Место бизнес-плана в бизнес–проекте
- 3.2. Требования к бизнес-плану и его макет
- Раздел 1. Описание продукции (товаров, услуг).
- 3.3. Методические подходы к бизнесу и его планированию в разных странах
- 4. Методы ситуационного анализа бизнеса
- 4.1. Классификация методов анализа деловых ситуаций
- 4.2. Анализ ситуации путем личного наблюдения и проведения эксперимента
- 4.3. Анализ ситуации на основе имеющегося опыта и аналогов
- 4.3.1. Значение деловой литературы в аналитической работе
- 4.3.2. Как лучше организовать поиск информации в деловой литературе
- 4.3.3. Отчеты предприятий как источник аналитической информации о ситуации
- 4.4. Анализ деловой ситуации на основании информации, полученной анкетированием
- 4.5. Анализ деловой ситуации с использованием внешнего аудита и консалтинга
- 4.5.1. Аудит как метод анализа деловых ситуаций
- 4.5.2. Консалтинг как метод анализа деловых ситуаций
- 5. Содержание бизнес – плана
- Раздел 1. Описание продукции (товаров, услуг)
- Калькуляция себестоимости 1единици продукта (работы, услуги)
- Раздел 2. Оценка рынка сбыта
- Раздел 3. Оценка конкурентов
- Раздел 4. Стратегия и план маркетинга
- Раздел 5. Прогноз объемов продаж
- Раздел 6. План производства
- Расчет себестоимости всего объема продаж
- Раздел 7. Организационный план
- Раздел 8. Юридический план
- Раздел 9. Оценка риска
- Раздел 10. Финансовый план
- Финансовые результаты
- Движения денежных средств
- Прогнозный баланс
- Раздел 11. Стратегия финансирования
- Особенности составления бизнес-планов
- 6.1. Особенности бизнес-плана инновационного проекта
- 6.2. Особенности проработки финансовых вопросов в проектах бизнес- планов предприятий
- 6.3. Особенности использования бизнес-плана в деятельности региональных органов управления
- 6.4. Бизнес-план финансового оздоровления