logo
Бизнес-планирование (курс лекций)

Раздел 3. Оценка конкурентов

Этот раздел необходимо посвятить анализу рыночной конъюнктуры, характеристике конкурентов, их стратегии и тактике.

При изучении конкурентов сталкиваются с двумя проблемами:

- часто наблюдение ведется не за теми конкурентами;

- сложно оценить потенциальных конкурентов из-за недостатка информации и знаний.

Можно рекомендовать следующую схему изучения конкурентов:

1. Обследование конкурентов, владеющих наибольшей долей рынка (3-4 фирмы):

2. Выявление наиболее динамично развивающихся предприятий на дан­ном рынке (2-3 фирмы).

3. Установление торговых марок и знаков конкурентов.

4. Определение особенностей товаров (продукции) конкурентов, по которым их предпочитают покупатели.

5. Изучение форм и методов сбытовой деятельности конкурентов, используемых каналов товародвижения.

6. Установление ценовой политики конкурентов.

7. Оценка сильных и слабых сторон конкурентов в различных областях и сферах деятельности.

Лучше оценивать конкурентов предельно точно. Необходимо указывать те пробелы в их стратегии или качественных характеристиках товаров, которые открывают для вашего предприятия реальный шанс добиться успеха. Полная осведомленность о конкурентах поможет вам создать новый или улучшенный продукт или добиться выгодного положения на рынке.

Конкуренты продукции предприятия

Наименование

конкурента

Цена за 1 ед. аналогичного товара, руб.

Основные цели

Вероятные шаги по изменению существующего положения на рынке

Конкурентная стратегия

По результатам анализа внешней среды предприятия следует проверить вероятность проявления ключевых факторов внешней среды, составив матрицы угроз и возможностей для анализируемого предприятия. Примеры матриц угроз и возможностей для предприятия представлены на рис. 6, 7:

Сильное влияние возможностей на предприятие

Умеренное влияние возможностей на предприятие

Малое влияние возможностей на предприятие

Высокая вероятность реализации возможностей

Оптимизация бизнес – портфеля путем реализации новых товаров

Увеличение ассортимента имеющейся продукции

Наличие высококвалифицированных специалистов на рынке труда

Средняя вероятность реализации возможностей

Увеличение платежеспособного спроса населения

Лояльность поставщиков

Ослабление экономической нестабильности

Низкая вероятность реализации возможностей

Увеличение доли рынка

Увеличение объема государственных трансфертов

Снижение себестоимости продукции за счет более дешевого заграничного сырья

Условные обозначения:

-наиболее важное для анализа поле матрицы

  1. Матрица возможностей для предприятия

Влияние угроз на предприятие

Разрушение

Критическое состояние

Тяжелое состояние

«Легкие ушибы»

Высокая вероятность реализации угроз

Отказ банков в выдаче кредитов

Проникновение на рынок потенциальных конкурентов

Приватизация предприятия

Проведение муниципальной реформы

Средняя вероятность реализации угроз

Общее насыщение

рынка

Высокий уровень инфляции

Увеличение цен на российское сырье

Низкий уровень научно-технического прогресса

Низкая вероятность реализации угроз

Агрессивная политика действующих конкурентов

Сокращение заказов от государственных учреждений

Рост структурной безработицы

Повышение уровня требований потребителей к качеству товара

Условные обозначения:

-наиболее важное для анализа поле матрицы

  1. Матрица угроз для предприятия