4.3.3. Отчеты предприятий как источник аналитической информации о ситуации
В аналитической работе нельзя ограничиваться знакомством лишь с опубликованными материалами. Отчеты, составляемые на предприятиях, содержат существенные сведения, включая аналоги данной хозяйственной ситуации. Для тех случаев, когда публикации не представляют исключительной ценности, ознакомление с отчетами создает общую хозяйственную картину, необходимую для правильного анализа и для удачной разработки плана исследования.
Обстоятельность и характер этих отчетов всецело зависят от особенностей предприятия, и поэтому подробное следование этим источникам исключается, но полезные материалы, особенно общего характера, в них имеются.
Все предприятия обязаны публиковать годовые отчеты. Воспользуемся ими в качестве примера, чтобы показать, какого рода информацию можно получить из отчетов предприятия и как она может быть использована.
Отчеты, содержащие данные о продажах, являются ценным источником сведений о спросе на товар, а всякое как производственное, так и торговое предприятие продает какой либо товар, будь то вещь или услуга. В большинстве случаев сведения о сбыте приводятся по отдельным группам товаров.
Зная данные о сбыте по отдельным группам товаров, можно учесть вероятный спрос в будущем, что имеет громадное значение для удачного составления плана закупок на торговом предприятии и плана производства на промышленном. Кроме того, грамотный анализ отчетов позволяет рекомендовать сократить или совершенно
исключить производство товаров, не пользующихся спросом.
Например, одно промышленное предприятие при непропорционально большом запасе готовой продукции никак не могло расширить производство настолько, чтобы оно отвечало спросу торгового сектора. Полагая, что необходимо улучшить организацию производства, администрация пригласила для этой цели специалиста-аналитика. Начав работу с анализа отчетов по продажам и тщательно проработав заключавшиеся в них данные, он обнаружил, что склад был завален огромными партиями малоходового товара, и что намеченный ассортимент продукции текущего производства способствовал увеличению этих залежей. По его совету устаревшие изделия были распроданы по сниженным ценам, а имеющиеся заказы на их производство аннулированы. Результаты проведенной аналитической проверки выразились в экономии 40 млн. рублей за первый же год работы.
Знание статистики продаж в торговом предприятии имеет огромное значение для составления плана закупок, для организации рекламы, составления прейскурантов и т.д. Приведенные соображения достаточно ясно показывают, какие ценные источники сведений могут быть найдены в отчетах любого предприятия.
К сожалению, на многих предприятиях точных отчетов не существует, а те, которые имеются, составлены настолько небрежно, что не представляют никакой ценности.
При этих условиях первый шаг в исследовании производства должен заключаться в построении системы точного учета, который дал бы возможность на основе сравнения показателей составить объективную картину. Имея реальные учетные данные за определенное время, исследователь может в результате анализа вскрыть множество возможностей улучшения работы, ведущих к росту объемов производства, сокращению брака, снижению себестоимости продукции и т.д.
Для большей части исследований не меньшее значение, чем отчетность о производстве и продажах, имеет учет расходов, который следует подвергнуть самому точному исследованию и анализу. Полный отчет о расходах содержит почти неисчерпаемый источник полезных сведений. Отчеты эти дают аналитику важные сведения о стоимости отдельных продуктов, о браке и себестоимости, о чрезмерных расходах и т.п. Устранение обнаруженных недостатков позволяет повысить производительность труда и, тем самым, обеспечить дальнейшее сокращение затрат.
- Бизнес - планирование
- 1. Современная концепция делового планирования
- 1.2. Функции по осуществлению бизнес – планирования и его участники
- 1.3.Планирование и управление проектами в России
- 2. Цикл делового проекта
- 2.1. Анализ на осуществимость делового проекта
- 2.1. Анализ на осуществимость делового проекта
- 2.2. Место бизнес – проекта в жизненном цикле компании
- 2.3. Типичные ошибки и недостатки при осуществлении бизнес – планирования
- 3. Введение в бизнес-план
- 3.1. Место бизнес-плана в бизнес–проекте
- 3.2. Требования к бизнес-плану и его макет
- Раздел 1. Описание продукции (товаров, услуг).
- 3.3. Методические подходы к бизнесу и его планированию в разных странах
- 4. Методы ситуационного анализа бизнеса
- 4.1. Классификация методов анализа деловых ситуаций
- 4.2. Анализ ситуации путем личного наблюдения и проведения эксперимента
- 4.3. Анализ ситуации на основе имеющегося опыта и аналогов
- 4.3.1. Значение деловой литературы в аналитической работе
- 4.3.2. Как лучше организовать поиск информации в деловой литературе
- 4.3.3. Отчеты предприятий как источник аналитической информации о ситуации
- 4.4. Анализ деловой ситуации на основании информации, полученной анкетированием
- 4.5. Анализ деловой ситуации с использованием внешнего аудита и консалтинга
- 4.5.1. Аудит как метод анализа деловых ситуаций
- 4.5.2. Консалтинг как метод анализа деловых ситуаций
- 5. Содержание бизнес – плана
- Раздел 1. Описание продукции (товаров, услуг)
- Калькуляция себестоимости 1единици продукта (работы, услуги)
- Раздел 2. Оценка рынка сбыта
- Раздел 3. Оценка конкурентов
- Раздел 4. Стратегия и план маркетинга
- Раздел 5. Прогноз объемов продаж
- Раздел 6. План производства
- Расчет себестоимости всего объема продаж
- Раздел 7. Организационный план
- Раздел 8. Юридический план
- Раздел 9. Оценка риска
- Раздел 10. Финансовый план
- Финансовые результаты
- Движения денежных средств
- Прогнозный баланс
- Раздел 11. Стратегия финансирования
- Особенности составления бизнес-планов
- 6.1. Особенности бизнес-плана инновационного проекта
- 6.2. Особенности проработки финансовых вопросов в проектах бизнес- планов предприятий
- 6.3. Особенности использования бизнес-плана в деятельности региональных органов управления
- 6.4. Бизнес-план финансового оздоровления