Раздел 5. Прогноз объемов продаж
Прогнозирование продаж является начальной точкой финансовых расчетов в бизнес-плане. Это чрезвычайно важный момент, поэтому здесь следует обратить внимание на реалистичность оценок.
Возможный объем продаж продукции предприятия оценить довольно сложно, поскольку эта величина зависит от многих переменных (периода выпуска продукции, границы цен, затрат на рекламу и продвижение товара на рынок, коммерческого успеха и многих других факторов, контролируемых и неконтролируемых предприятием).
Для составления прогноза объема продаж используются материалы предыдущих разделов бизнес-плана. Необходимо определить рыночный спрос на продукцию, емкость рынка, потенциальную емкость рынка и потенциальный объем продаж на каждом целевом рынке. Данная информация позволяет прогнозировать реальный объем продаж предприятия.
Рекомендуется при составлении прогноза объема продаж отразить следующие основные моменты:
1. Объем продаж по периодам, обычно на календарный год с разбивкой по месяцам или кварталам, на последующие три года или пять лет и т. п. Чем больше период прогноза, тем труднее его сделать с необходимой точностью.
Полезным оказываются множественные прогнозы объемов продаж, когда даются консервативные, средние, то есть наиболее вероятные, и оптимистические прогнозы. Все они должны выглядеть рациональными, иначе может быть поставлена под сомнение обоснованность самого бизнес-плана.
2. Объемы продаж по видам продукции. Если предполагается производить несколько видов продукции, то следует показать объемы продаж по каждому наименованию в отдельности. Такое разложение на составляющие полезно, когда требуется отразить сравнительную важность каждого продукта предприятия.
3. Объемы продаж по группам потребителей. Если в бизнес-плане представлены контракты или письма о намерениях, тогда прогноз сбыта вызовет больше доверия.
4. Доля рынка, то есть процент от общего объема продаж на рынке, который предприятие предполагает обеспечить для себя. После тщательного установления соответствующего рынка и уровня конкуренции на нем такое измерение становится важным.
Прогноз объемов продаж рекомендуется представить в виде таблиц и графиков, в которых обязательно должны быть отражены следующие данные:
- объем продаж в натуральном выражении;
- стоимость продаж;
- продажные цены собственной продукции и продукции конкурентов.
Таблица 2
Прогноз объемов продаж (в натуральных единицах)
Наименование продукта (работы, услуги) | Цена (1 ед. продукта) | Плановый период | ||
1 | 2 | 3 | ||
Продукт 1 |
|
|
|
|
Продукт 2 |
|
|
|
|
. . . |
|
|
|
|
- Бизнес - планирование
- 1. Современная концепция делового планирования
- 1.2. Функции по осуществлению бизнес – планирования и его участники
- 1.3.Планирование и управление проектами в России
- 2. Цикл делового проекта
- 2.1. Анализ на осуществимость делового проекта
- 2.1. Анализ на осуществимость делового проекта
- 2.2. Место бизнес – проекта в жизненном цикле компании
- 2.3. Типичные ошибки и недостатки при осуществлении бизнес – планирования
- 3. Введение в бизнес-план
- 3.1. Место бизнес-плана в бизнес–проекте
- 3.2. Требования к бизнес-плану и его макет
- Раздел 1. Описание продукции (товаров, услуг).
- 3.3. Методические подходы к бизнесу и его планированию в разных странах
- 4. Методы ситуационного анализа бизнеса
- 4.1. Классификация методов анализа деловых ситуаций
- 4.2. Анализ ситуации путем личного наблюдения и проведения эксперимента
- 4.3. Анализ ситуации на основе имеющегося опыта и аналогов
- 4.3.1. Значение деловой литературы в аналитической работе
- 4.3.2. Как лучше организовать поиск информации в деловой литературе
- 4.3.3. Отчеты предприятий как источник аналитической информации о ситуации
- 4.4. Анализ деловой ситуации на основании информации, полученной анкетированием
- 4.5. Анализ деловой ситуации с использованием внешнего аудита и консалтинга
- 4.5.1. Аудит как метод анализа деловых ситуаций
- 4.5.2. Консалтинг как метод анализа деловых ситуаций
- 5. Содержание бизнес – плана
- Раздел 1. Описание продукции (товаров, услуг)
- Калькуляция себестоимости 1единици продукта (работы, услуги)
- Раздел 2. Оценка рынка сбыта
- Раздел 3. Оценка конкурентов
- Раздел 4. Стратегия и план маркетинга
- Раздел 5. Прогноз объемов продаж
- Раздел 6. План производства
- Расчет себестоимости всего объема продаж
- Раздел 7. Организационный план
- Раздел 8. Юридический план
- Раздел 9. Оценка риска
- Раздел 10. Финансовый план
- Финансовые результаты
- Движения денежных средств
- Прогнозный баланс
- Раздел 11. Стратегия финансирования
- Особенности составления бизнес-планов
- 6.1. Особенности бизнес-плана инновационного проекта
- 6.2. Особенности проработки финансовых вопросов в проектах бизнес- планов предприятий
- 6.3. Особенности использования бизнес-плана в деятельности региональных органов управления
- 6.4. Бизнес-план финансового оздоровления