Процессы управления проектами. Планирование проекта: основные и вспомогательные процессы планирования. Уровни планирования и виды планов.
Сущность планирования состоит в определении целей и способов их достижения на основе формирования комплекса работ, которые дб выполнены, выборе нужных для этого методов и средств, а также ресурсов и согласовании действий организаций – участников проекта.
Планирование – постоянный процесс с момента появления идеи проекта до момента его завершения. Необходимы постоянные корректировки, обусловленные изменениями внешней и внутренней среды. Основная цель планирования – обеспечить достижение целей проекта.
Инструмент – модель реализации проекта.
Планирование включает:
1. определение работ по проекту
2. определение ресурсов (материальных, трудовых, финансовых)
3. определение времени
4. назначение ответственных за выполнение работ
5. организационную структуру
6. составление календарных нрафиков выполнения работ
7. составление бюджета проекта
8. регулирование и контроль.
Этапы носят циклический характер.
Существуют основные и вспомогательные процессы планирования.
Основные процессы планирования могут повторяться несколько раз в течение как всего проекта, так и его отдельных фаз. К ним относят:
• планирование содержания проекта и его документирование;
• описание содержания проекта, определение основных этапов его реализации, декомпозицию их на более мелкие и управляемые элементы;
• составление сметы, оценку стоимости ресурсов, необходимых для выполнения работ;
• определение работ, обеспечивающих достижение целей проекта, формирование их конкретного списка;
• последовательность работ, определение и документирование технологических зависимостей и ограничений на работы;
• оценку продолжительности работ, трудозатрат и других необходимых ресурсов;
• расчет расписания, анализ технологических зависимостей выполнения работ, их длительности и требований к ресурсам;
• планирование ресурсов, определение того, какие ресурсы (люди, оборудование, материалы) и в каких количествах потребуются для проекта. Определение сроков работ с учетом ограниченности ресурсов;
• составление бюджета, привязка сметных затрат к конкретным видам деятельности;
• создание (разработку) плана проекта: объединение результатов всех процессов планирования в общий документ.
Вспомогательные процессы выполняются по мере необходимости. К ним относят:
-
планирование качества, определение стандартов качества, соответствующих данному проекту, и поиск путей их достижения;
-
организационное планирование (проектирование), определение, обследование, документирование и распределение проектных ролей, ответственности и отношений подчиненности;
-
подбор кадров, формирование команды проекта на всех стадиях его жизненного цикла;
-
планирование коммуникаций, определение информационных и коммуникационных потребностей участников проекта: кому и какая информация необходима, когда и как она должна быть доставлена;
-
идентификация и оценку рисков, анализ фактора неопределенности и его влияния на ход реализации проекта, определение благоприятного и неблагоприятного сценариев реализации, документирование рисков;
-
планирование поставок: что, каким образом, когда и с помощью кого закупать и поставлять;
-
планирование предложений, документирование товарных требований и определение потенциальных поставщиков.
Определение уровней планирования проводится для каждого конкретного проекта с учетом его специфики, масштабов, географии, сроков и т.д. В ходе этого процесса выявляются вид и число уровней планирования, соответствующих выделенным пакетам работ по проекту, их содержательные и временные взаимосвязи.
Планы (графики, сети) как результаты процессов планирования должны образовывать в совокупности некоторую пирамидальную структуру, обладающую свойствами агрегирования информации,
дифференцированной по уровням управления, эшелонироваться по срокам разработки (краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные).
Уровни планирования и система планов должны строиться с использованием принципов «обратной связи», обеспечивающих постоянное сравнение плановых данных с фактическими, и обладать большой гибкостью, актуальностью и эффективностью.
Агрегирование календарно-сетевых планов (графиков) — важный и весьма эффективный инструмент, позволяющий управлять сложными проектами. С помощью этого инструмента участники проекта могут получать сетевые планы различной степени агрегирования, в объеме и по содержанию соответствующие их правам и обязанностям по проекту. Упрощенно агрегирование сетевых планов для трех уровней может быть представлено в виде некоторой информационной пирамиды, изображенной на рис. Здесь на основании детального сетевого плана (внизу пирамиды) на следующий уровень управления передается план только с ключевыми этапами (вехами).
Обычно выделяют три вида планов:
1) концептуальный;
2) стратегический;
3) тактический (детальный, оперативный).
Концептуальное планирование представляет собой процесс разработки основной документации по проекту, технических требований, оценок, укрупненных календарных планов, процедур контроля и управления. Концептуальное планирование проводится в начальный период жизненного цикла проекта.
Стратегическое планирование представляет собой процесс разработки стратегических, укрупненных, долгосрочных планов.
Детальное (оперативное, тактическое) планирование связано с разработкой тактических, детальных планов (графиков) для оперативного управления на уровне ответственных исполнителей.
- Концепция проектного управления: возникновение, этапы развития, современные подходы к определению содержания управления проектами.
- Международные стандарты и сертификации в области управления проектами.
- Определение проекта. Классификация проектов.
- Миссия и стратегия проекта. Процедуры разработки стратегии и их характеристика.
- Управляемые параметры проекта и результаты проекта.
- Среда (окружение) проекта.
- Участники проекта.
- Жизненный цикл проекта.
- Функции, подсистемы и методы управления проектами.
- Организационные структуры управления проектами.
- Основные фазы управления проектами. Прединвестиционная фаза проекта.
- Проектный анализ. Виды проектного анализа. Задачи проектного анализа на этапе разработки тэо проекта.
- Бизнес-план: его назначение и содержание.
- Маркетинг проекта: современная концепция маркетинга в управлении проектом. Разработка программы маркетинга проекта.
- Понятие и значение инвестиций. Классификация инвестиций.
- Источники финансирования проектов: сущность и классификация.
- Средняя взвешенная стоимость капитала: понятие; методика расчета; использование в инвестиционном проектировании.
- Правила инвестирования.
- Организационные формы финансирования проектов.
- Проектное финансирование: понятие, формы проектного финансирования.
- Организация проектного финансирования.
- Оценка эффективности инвестиционных проектов. Определение и виды эффективности инвестиционных проектов.
- Глава 10. Оценка эффективности инвестиционных проектов
- Основные принципы оценки эффективности проектов.
- Общая схема оценки эффективности: этапы и их характеристика.
- Учет стоимости финансовых ресурсов во времени или дисконтирование. Норма дисконта. Виды нормы дисконта. Коэффициент дисконтирования.
- Денежный поток от инвестиционной деятельности: понятие, исходные данные и методика расчета. Расчет ликвидационной стоимости оборудования.
- Денежный поток от операционной деятельности: понятие, исходные данные и методика расчета.
- Денежный поток от финансовой деятельности: понятие, исходные данные и методика расчета.
- Показатели эффективности проекта и методы их расчета. Критерии оценки эффективности проекта.
- Понятие коммерческой эффективности проекта и методика расчета.
- Понятие бюджетной эффективности проекта и методика расчета.
- Учет рисков и инфляции в оценке эффективности инвестиционных проектов.
- Процессы управления проектами. Планирование проекта: основные и вспомогательные процессы планирования. Уровни планирования и виды планов.
- Структура разбиения работ или декомпозиция работ.
- Структурная схема организации и матрица ответственности.
- Графики Гантта и их использование в планировании и управлении временем проекта.
- Сетевое планирование в управлении проектами: метод критического пути, метод pert.
- Ресурсное планирование. Классификация ресурсов. Этапы ресурсного планирования. Ресурсное планирование при ограничении по времени; при ограниченных ресурсах.
- Контроль и регулирование проекта. Завершение проекта.
- Управление рисками: понятие риска и классификация рисков.
- Методы анализа и оценки проектных рисков.
- Методы снижения рисков. Организация работ по управлению рисками.
- Управление командой проекта: характеристика команды проекта, принципы и методы ее формирования.
- Функции проектного менеджера.
- Управление коммуникациями проекта.
- Информационные системы и технологии управления проектами.
- Управление инновационными проектами.
- Управление антикризисными проектами.
- Управление программами.