Методы снижения рисков. Организация работ по управлению рисками.
Избегание риска
Избегание риска предполагает изменение плана проекта таким образом, чтобы исключить угрозу, вызванную негативным риском, – например, увеличить сроки или уменьшить состав работ по проекту. Примером избегания рисков может быть также отказ от проекта, если его реализация не приведет к ожидаемым результатам. Некоторых рисков, возникающих на ранних стадиях проекта, можно избежать после уточнения требований заказчика, детализации плана проекта, тщательной проработки договорной документации.
Передача рисков
Методы передачи риска третьим лицам применяются, если риски весьма вероятны и размер ущерба невелик, либо если вероятность наступления ущерба низка, однако его размер значителен. В этом случае производится сравнение затрат на передачу риска с ожидаемым результатом. Наиболее часто используемым методом этой группы является страхование рисков. В мировой практике страхование рисков активно используется. Российские страховщики тоже предлагают программы страхования технических рисков (сбой сервера, обрыв линий связи и т. п.).
Снижение вероятности
Сутью методов снижения риска является уменьшение вероятности наступления риска и уменьшение объемов возможных потерь. Менеджер на основании данных, полученных на стадии качественного и количественного анализа риска, разрабатывает планы реагирования, позволяющие понизить воздействие риска. В качестве примеров мероприятий по снижению рисков можно привести: внедрение более простых процессов управления проектом, выбор надежного поставщика программного обеспечения, разработку прототипов внедряемых систем, проведение большего количества тестовых испытаний.
«Подушка безопасности»
Очень хорошо зарекомендовал себя метод планирования резервов. Базовые параметры проекта лучше планировать «с запасом». Величина запаса экспертно оценивается в 20% от первоначальной величины. Для эффективного выполнения проекта необходимо создавать резервные фонды управления рисками, которые могут составлять до 10% от общего бюджета управления проектом.
Распределение ответственности
Для снижения рисков также может применяться метод распределения рисков между участниками проекта. В таком случае надежность повышается благодаря постоянному взаимному контролю. Этот вопрос должен решаться еще на этапе организации проекта в ходе заключения договоров. Необходимо максимально предусмотреть соблюдение интересов сторон в случае возникновения как внутренних, так и внешних рисков.
Управление рисками осуществляется на всех фазах жизненного цикла проекта с помощью мониторинга, контроля и необходимых корректирующих воздействий. Модель организации работ по управлению риском приведена на рисунке. Указанные работы организуются и осуществляются проект-менеджером в тесном взаимодействии со всеми участниками проекта.
Процесс управления рисками предполагает проведение определенных шагов, в том числе:
-
выявление предполагаемых рисков;
-
анализ и оценки проектных рисков;
-
выбор методов управления рисками;
-
применение выбранных методов;
-
оценку результатов управления рисками.
Анализ рисков инвестиционного проекта предполагает подход к риску не как к статическому, неизменному, а как к управляемому параметру, на уровень которого возможно и нужно оказывать воздействие. Отсюда следует вывод о необходимости влияния на выявленные риски с целью их минимизации или компенсации. На изучение этих возможностей и связанной с этим методологии направлена так называемая концепция приемлемого риска.
В основе концепции приемлемого риска лежит принцип экономической целесообразности. В данном случае это означает, что управляющий проекта должен осознавать невозможность полного устранения потенциальных причин, могущих привести к нежелательному развитию событий. Однако процесс достижения выбранной цели может происходить на базе принятия таких решений, которые обеспечивают некоторый компромиссный уровень риска, называемый приемлемым. Этот уровень соответствует определенному балансу между ожидаемой выгодой и угрозой потерь. Иными словами, не сто́ит тратить на устранение риска больше средств, чем будет потеряно в результате его реализации. Поиск этого баланса – это и есть основная цель управления рисками, он основан на серьезной аналитической работе и может использовать различные методы.
- Концепция проектного управления: возникновение, этапы развития, современные подходы к определению содержания управления проектами.
- Международные стандарты и сертификации в области управления проектами.
- Определение проекта. Классификация проектов.
- Миссия и стратегия проекта. Процедуры разработки стратегии и их характеристика.
- Управляемые параметры проекта и результаты проекта.
- Среда (окружение) проекта.
- Участники проекта.
- Жизненный цикл проекта.
- Функции, подсистемы и методы управления проектами.
- Организационные структуры управления проектами.
- Основные фазы управления проектами. Прединвестиционная фаза проекта.
- Проектный анализ. Виды проектного анализа. Задачи проектного анализа на этапе разработки тэо проекта.
- Бизнес-план: его назначение и содержание.
- Маркетинг проекта: современная концепция маркетинга в управлении проектом. Разработка программы маркетинга проекта.
- Понятие и значение инвестиций. Классификация инвестиций.
- Источники финансирования проектов: сущность и классификация.
- Средняя взвешенная стоимость капитала: понятие; методика расчета; использование в инвестиционном проектировании.
- Правила инвестирования.
- Организационные формы финансирования проектов.
- Проектное финансирование: понятие, формы проектного финансирования.
- Организация проектного финансирования.
- Оценка эффективности инвестиционных проектов. Определение и виды эффективности инвестиционных проектов.
- Глава 10. Оценка эффективности инвестиционных проектов
- Основные принципы оценки эффективности проектов.
- Общая схема оценки эффективности: этапы и их характеристика.
- Учет стоимости финансовых ресурсов во времени или дисконтирование. Норма дисконта. Виды нормы дисконта. Коэффициент дисконтирования.
- Денежный поток от инвестиционной деятельности: понятие, исходные данные и методика расчета. Расчет ликвидационной стоимости оборудования.
- Денежный поток от операционной деятельности: понятие, исходные данные и методика расчета.
- Денежный поток от финансовой деятельности: понятие, исходные данные и методика расчета.
- Показатели эффективности проекта и методы их расчета. Критерии оценки эффективности проекта.
- Понятие коммерческой эффективности проекта и методика расчета.
- Понятие бюджетной эффективности проекта и методика расчета.
- Учет рисков и инфляции в оценке эффективности инвестиционных проектов.
- Процессы управления проектами. Планирование проекта: основные и вспомогательные процессы планирования. Уровни планирования и виды планов.
- Структура разбиения работ или декомпозиция работ.
- Структурная схема организации и матрица ответственности.
- Графики Гантта и их использование в планировании и управлении временем проекта.
- Сетевое планирование в управлении проектами: метод критического пути, метод pert.
- Ресурсное планирование. Классификация ресурсов. Этапы ресурсного планирования. Ресурсное планирование при ограничении по времени; при ограниченных ресурсах.
- Контроль и регулирование проекта. Завершение проекта.
- Управление рисками: понятие риска и классификация рисков.
- Методы анализа и оценки проектных рисков.
- Методы снижения рисков. Организация работ по управлению рисками.
- Управление командой проекта: характеристика команды проекта, принципы и методы ее формирования.
- Функции проектного менеджера.
- Управление коммуникациями проекта.
- Информационные системы и технологии управления проектами.
- Управление инновационными проектами.
- Управление антикризисными проектами.
- Управление программами.