Управление коммуникациями проекта.
Управление коммуникациями проекта — группа управленческих процессов, обеспечивающих формирование, сбор, распространение и сохранение информации в рамках проекта в целях его успешной реализации.
Для эффективного УП очень важно определить верный способ передачи информации каждому участнику команды или всей команде, чтобы задания, изменения, идеи и другая информация своевременно доходили до каждого человека в организации. Без эффективного и своевременного обмена информацией между участниками проекта правильное и полное понимание текущей ситуации и задач невозможно, что в свою очередь может привести к срыву проекта. Искажение информации из-за целого ряда факторов может вызвать неудовлетворение работой и неэффективное УП.
Коммуникационные барьеры:
-
удаленность друг от друга отправителя и получателя сообщений;
-
искажение и сокрытие информации;
-
недостаточная или, наоборот, избыточная формализация отчетности и взаимодействия;
-
отсутствие четких, согласованных каналов общения, проблемы своевременного доступа к актуальным документам по проекту;
-
необоснованные предположения (субъективные);
-
реактивное (эмоциональное) поведение участников;
-
скрытые мотивы, личные конфликты между участниками, политические игры.
Основные процессы управления коммуникациями включают их планирование, сбор и распространение информации, отчетность об исполнении работ и проекта в целом.
Планирование коммуникаций — это определение потребностей участников проекта в информации и взаимодействии: кому какая информация нужна, когда она потребуется и каким образом она будет предоставлена.
Планирование коммуникаций включает в себя определение способов общения и информационные потребности лиц, заинтересованных в результатах проекта: кто именно в какой именно информации
нуждается, в какой форме информация должна быть представлена.
Результат коммуникационного планирования — разработанный план, который детализирует структуру всех связей, формат пересылаемой информации, время, когда информация посылается, метод доставки и большинство других параметров, определяемых спецификой проекта.
План коммуникаций может включать следующие элементы:
-
план сбора информации, в котором определяются ее источники, методы получения, регистрации и хранения;
-
план распределения информации, в котором определяются ее потребители и методы ее доставки;
-
детальное описание каждого документа, который должен быть получен или передан, включая формат, содержание, уровень детальности и используемые определения;
-
расписание и частоту взаимодействий;
-
методы доступа к информации между запланированными актами взаимодействия;
-
процедуру внесения изменений в план коммуникаций.
Процедура сбора и распространения информации направлена на своевременное обеспечение участников проекта необходимой информацией. Данная процедура включает исполнение плана коммуникаций, а также порядок реагирования на неожиданные информационные запросы.
Для обеспечения более полной информированности участников проекта необходимо осуществление различных видов коммуникаций, включая:
1) внутренние (внутри команды проекта) и внешние (с руководством компании, заказчиком, внешними организациями, с потребителями, прессой, общественностью и т.д.);
2) формальные (отчеты, запросы, совещания) и неформальные (напоминания, обсуждения);
3) письменные и устные;
4) вертикальные и горизонтальные.
Системы сбора и распределения информации должны обеспечивать потребности различных видов коммуникаций. Для этих целей могут использоваться автоматизированные и неавтоматизированные
методы сбора, обработки и передачи информации.
Неавтоматизированные методы включают сбор и передачу данных на бумажных носителях, проведение совещаний.
Автоматизированные методы предусматривают использование компьютерных технологий и средств связи для повышения эффективности взаимодействия, обеспечивая доступ к электронным базам данных, электронной почте, видеоконференциям и специализированным веб-порталам.
Отчетность об исполнении включает сбор информации и ее распространение участникам проекта. Это информация о текущем состоянии дел, прогноз по исполнению оставшихся работ, об использовании ресурсов, рисках, проблемах, изменениях. Отчетность может включать информацию, описывающую:
• в каком состоянии находится проект (например, соответствие фактических показателей по срокам и бюджету плановым);
• достигнутые результаты или степень достижения целей проекта в соотношении к произведенными затратами, или отношение того, что уже завершено, к тому, что все еще выполняется;
• прогнозы — моделирование будущего состояния и успешности проекта с учетом достигнутых результатов.
Отчетность обычно должна представлять информацию о содержании, расписании, издержках и качестве проекта. Для многих проектов требуется также информация о рисках и поставках. Отчеты могут как
отражать полную информацию по проекту, так и концентрироваться только на отклонениях.
Отчеты о выполнении суммируют и организуют собранную информацию и представляют результаты аналитической работы. Отчеты должны представлять те виды информации и с той степенью подробности, которая требуется различным участникам проекта в соответствии с планом коммуникаций.
Значительное количество отчетов базируется на обработке фактических результатов состояния работ проекта, сравнении их с плановыми показателями, анализе причин отклонений и тенденций к отклонениям в будущем, прогнозировании с учетом тенденций.
В настоящее время на рынке представлено значительное количество программных пакетов, автоматизирующих функции планирования и контроля календарного графика выполнения работ. В основе
данных пакетов лежат методы сетевого планирования и анализа критического пути. Кроме того, существуют специализированные пакеты для планирования и контроля затрат по проекту. Пакеты календарного планирования — основа для создания информационной системы УП.
- Концепция проектного управления: возникновение, этапы развития, современные подходы к определению содержания управления проектами.
- Международные стандарты и сертификации в области управления проектами.
- Определение проекта. Классификация проектов.
- Миссия и стратегия проекта. Процедуры разработки стратегии и их характеристика.
- Управляемые параметры проекта и результаты проекта.
- Среда (окружение) проекта.
- Участники проекта.
- Жизненный цикл проекта.
- Функции, подсистемы и методы управления проектами.
- Организационные структуры управления проектами.
- Основные фазы управления проектами. Прединвестиционная фаза проекта.
- Проектный анализ. Виды проектного анализа. Задачи проектного анализа на этапе разработки тэо проекта.
- Бизнес-план: его назначение и содержание.
- Маркетинг проекта: современная концепция маркетинга в управлении проектом. Разработка программы маркетинга проекта.
- Понятие и значение инвестиций. Классификация инвестиций.
- Источники финансирования проектов: сущность и классификация.
- Средняя взвешенная стоимость капитала: понятие; методика расчета; использование в инвестиционном проектировании.
- Правила инвестирования.
- Организационные формы финансирования проектов.
- Проектное финансирование: понятие, формы проектного финансирования.
- Организация проектного финансирования.
- Оценка эффективности инвестиционных проектов. Определение и виды эффективности инвестиционных проектов.
- Глава 10. Оценка эффективности инвестиционных проектов
- Основные принципы оценки эффективности проектов.
- Общая схема оценки эффективности: этапы и их характеристика.
- Учет стоимости финансовых ресурсов во времени или дисконтирование. Норма дисконта. Виды нормы дисконта. Коэффициент дисконтирования.
- Денежный поток от инвестиционной деятельности: понятие, исходные данные и методика расчета. Расчет ликвидационной стоимости оборудования.
- Денежный поток от операционной деятельности: понятие, исходные данные и методика расчета.
- Денежный поток от финансовой деятельности: понятие, исходные данные и методика расчета.
- Показатели эффективности проекта и методы их расчета. Критерии оценки эффективности проекта.
- Понятие коммерческой эффективности проекта и методика расчета.
- Понятие бюджетной эффективности проекта и методика расчета.
- Учет рисков и инфляции в оценке эффективности инвестиционных проектов.
- Процессы управления проектами. Планирование проекта: основные и вспомогательные процессы планирования. Уровни планирования и виды планов.
- Структура разбиения работ или декомпозиция работ.
- Структурная схема организации и матрица ответственности.
- Графики Гантта и их использование в планировании и управлении временем проекта.
- Сетевое планирование в управлении проектами: метод критического пути, метод pert.
- Ресурсное планирование. Классификация ресурсов. Этапы ресурсного планирования. Ресурсное планирование при ограничении по времени; при ограниченных ресурсах.
- Контроль и регулирование проекта. Завершение проекта.
- Управление рисками: понятие риска и классификация рисков.
- Методы анализа и оценки проектных рисков.
- Методы снижения рисков. Организация работ по управлению рисками.
- Управление командой проекта: характеристика команды проекта, принципы и методы ее формирования.
- Функции проектного менеджера.
- Управление коммуникациями проекта.
- Информационные системы и технологии управления проектами.
- Управление инновационными проектами.
- Управление антикризисными проектами.
- Управление программами.