Миссия и стратегия проекта. Процедуры разработки стратегии и их характеристика.
Миссия – главная, генеральная цель проекта, чётко выраженная причина его существования.
Миссия детализирует статус проекта, обеспечивает ориентиры для определения целей следующих уровней, а также стратегий на различных организационных уровнях.
Стратегия проекта – центральное звено в выработке направлений действий с целью получения обозначенных миссией результатов проекта. Подготовку стратегии проекта можно условно разделить на три последовательные процедуры:
I. стратегический анализ;
II. разработку и выбор стратегии;
III. реализацию стратегии.
I. стратегический анализ;
Стратегический анализ – анализ внутренней и внешней среды проекта. Со стороны внешней среды можно ожидать либо угрозы, либо возможности для реализации проекта (метод SWOT-анализа).
Процесс стратегического анализа предполагает
-
идентифицирующие факторы, имеющие отношений к проекту;
-
владение информацией, позволяющей дать качественную и количественную оценку факторов;
-
знание методов анализа.
Факторы, характеризующие внешнюю среду:
-
Технические
-
Технологические (уровень существующих технологий, наличие новых технологий)
-
Экономические (состояние экономики страны/региона, динамика ВВП, индекс физического объёма промышленного производства, индекс физического объёма ВРП (состояние региональной экономики), уровень безработицы/занятости, инфляция (индекс потребительских цен на товары и услуги, индекс дефлятор ВВП), процентные ставки по кредитам, курсы валют (их динамика и соотношение), налоги)
-
Политические (внешняя, внутренняя, экономическая политика)
-
Социальные (традиции, вкусы, предпочтения населения)
-
Демографические (численность населения; структура; распределение по полу, возрасту; городские/сельские; плотность размещения населения; рождаемость и смертность; естественное и механическое движение населения; уровень образования; национальность и вероисповедание; состояние в браке, наличие детей)
-
Экологические (уровень загрязнения, мероприятия по охране окружающей среды)
-
Государственное регулирование (правовое обеспечение ведения бизнеса, отраслевые нормативные акты)
-
Конкуренты (количество, возможности)
Рассмотрим внутреннюю среду организации, она включает:
-
Анализ рынка (сегмента, для которого предназначен результат проекта; круга потребителей)
-
Маркетинговые исследования (наличие специалистов, бюджет маркетинга)
-
Сбыт (объём продаж, доля рынка, каналы распределения, скидки)
-
Производство (наличие оборудования, технологии, производственных площадей, производственных мощностей)
-
Персонал (наличие, состав и структура, квалификация, мотивация, корпоративная культура)
-
Снабжение (поставщики, условия и системы поставки)
-
НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы)(уровень, бюджет)
-
Финансы (наличие и структура капитала, оборачиваемость, ликвидность, финансовое состояние)
-
Номенклатура продукции (степень диверсификации)
-
Стратегия, разрабатываемая исходя из миссии, целей организации на основе результатов SWOT-анализа
II. Разработка и выбор стратегии
Разработка и выбор стратегии осуществляются на трех организационных уровнях. Различают:
• корпоративную стратегию (общее направление развития организции, т.е. стратегию роста, сохранения или сокращения);
• деловую стратегию (стратегию конкуренции конкретного товара на конкретном рынке). Стратегия проекта разрабатывается в рамках деловой стратегии, т.е. отвечает на вопрос, каким образом продукция проекта будет конкурировать на рынке. Очевидно, что выбор стратегии проекта должен существовать в рамках уже выбранного общего направления развития организации. При разработке деловой стратегии используют три основных подхода:
1) лидерство в издержках,
2) дифференциацию (уникальность по какому-либо направлению),
3) концентрацию на определенных направлениях (группе покупателей, номенклатуре изделий и географии их сбыта);
• функциональную стратегию (разрабатывается для каждого функционального подразделения с целью конкретизации выбранной стратегии проекта).
III. Реализация стратегии
Реализация стратегии подразумевает в первую очередь необходимость определенных изменений в организационной структуре и организационной культуре, поэтому часто требуется создать специальные координационные механизмы в дополнение к имеющейся структуре управления: проектные, межпроектные (программные), венчурные (для проектов с высокими уровнями рисков) группы.
Существенный элемент стратегии – фактор так называемой организационной культуры, включающий:
-
видение (философию) организации;
-
господствующие ценности;
-
нормы и правила поведения;
-
ожидания предстоящих изменений;
-
процедуры и поведенческие ритуалы.
- Концепция проектного управления: возникновение, этапы развития, современные подходы к определению содержания управления проектами.
- Международные стандарты и сертификации в области управления проектами.
- Определение проекта. Классификация проектов.
- Миссия и стратегия проекта. Процедуры разработки стратегии и их характеристика.
- Управляемые параметры проекта и результаты проекта.
- Среда (окружение) проекта.
- Участники проекта.
- Жизненный цикл проекта.
- Функции, подсистемы и методы управления проектами.
- Организационные структуры управления проектами.
- Основные фазы управления проектами. Прединвестиционная фаза проекта.
- Проектный анализ. Виды проектного анализа. Задачи проектного анализа на этапе разработки тэо проекта.
- Бизнес-план: его назначение и содержание.
- Маркетинг проекта: современная концепция маркетинга в управлении проектом. Разработка программы маркетинга проекта.
- Понятие и значение инвестиций. Классификация инвестиций.
- Источники финансирования проектов: сущность и классификация.
- Средняя взвешенная стоимость капитала: понятие; методика расчета; использование в инвестиционном проектировании.
- Правила инвестирования.
- Организационные формы финансирования проектов.
- Проектное финансирование: понятие, формы проектного финансирования.
- Организация проектного финансирования.
- Оценка эффективности инвестиционных проектов. Определение и виды эффективности инвестиционных проектов.
- Глава 10. Оценка эффективности инвестиционных проектов
- Основные принципы оценки эффективности проектов.
- Общая схема оценки эффективности: этапы и их характеристика.
- Учет стоимости финансовых ресурсов во времени или дисконтирование. Норма дисконта. Виды нормы дисконта. Коэффициент дисконтирования.
- Денежный поток от инвестиционной деятельности: понятие, исходные данные и методика расчета. Расчет ликвидационной стоимости оборудования.
- Денежный поток от операционной деятельности: понятие, исходные данные и методика расчета.
- Денежный поток от финансовой деятельности: понятие, исходные данные и методика расчета.
- Показатели эффективности проекта и методы их расчета. Критерии оценки эффективности проекта.
- Понятие коммерческой эффективности проекта и методика расчета.
- Понятие бюджетной эффективности проекта и методика расчета.
- Учет рисков и инфляции в оценке эффективности инвестиционных проектов.
- Процессы управления проектами. Планирование проекта: основные и вспомогательные процессы планирования. Уровни планирования и виды планов.
- Структура разбиения работ или декомпозиция работ.
- Структурная схема организации и матрица ответственности.
- Графики Гантта и их использование в планировании и управлении временем проекта.
- Сетевое планирование в управлении проектами: метод критического пути, метод pert.
- Ресурсное планирование. Классификация ресурсов. Этапы ресурсного планирования. Ресурсное планирование при ограничении по времени; при ограниченных ресурсах.
- Контроль и регулирование проекта. Завершение проекта.
- Управление рисками: понятие риска и классификация рисков.
- Методы анализа и оценки проектных рисков.
- Методы снижения рисков. Организация работ по управлению рисками.
- Управление командой проекта: характеристика команды проекта, принципы и методы ее формирования.
- Функции проектного менеджера.
- Управление коммуникациями проекта.
- Информационные системы и технологии управления проектами.
- Управление инновационными проектами.
- Управление антикризисными проектами.
- Управление программами.