logo search
Деловые переговоры

Команда лучше потому, что...

  1. В нее входят люди, сведущие в разных вопросах, что снижает вероятность ошибок.

  2. Обеспечивается обмен мнениями, появляется возможность за­ ранее планировать свои действия.

  3. Команда создает более сильную оппозицию противоположной стороне. Опытный специалист по переговорам может выставлять членов своей команды в качестве предлога для получения уступок или оправдания "невозможности" идти на уступки ("Я должен счи­таться с мнением коллег...").

Обстоятельства, условия и методы работы - вот основные факто­ры, которые определяют ваше решение и выбор лидера.

Прежде чем приступить к переговорам, необходимо организовать постоянные консультации с высшим должностным лицом, а также обеспечить умение членов команды понимать больше, чем говорит­ся (заранее договорившись, как подать друг другу знак, например, если участник команды говорит лишнее. Пусть кто-то выступит в роли наблюдателя: со стороны виднее. В качестве сигнала может служить, например, предложение конфет или стакана воды.

Вопросы, на которые нужно заранее подготовить ответы

  1. Почему именно эта фирма пригласила вас для переговоров? Какова причина приглашения?

2. Каковы цели этой фирмы: стратегические, тактические?

3. Каковы основные характеристики фирмы: профессиональные, социальные, экономические, демографические и т. п.?

4. Кто из сотрудников вашей организации ранее проводил пере­говоры с данной фирмой и каково впечатление от переговоров?

5. Кто сегодня является лидером данной фирмы, будет ли он сам участвовать в переговорах, если да, то как достичь положительных результатов в переговорах с ним?

6. Каковы особенности предстоящих переговоров, предрасполо­жены ли к юмору будущие контрагенты, каковы запретные темы?

7. Кто представит вас на переговорах с данной фирмой, каково отношение представляющего вас лица к вам лично, какие положи­тельные черты могут быть отмечены вами в этом человеке?

8. На все ли ваши вопросы будут получены ответы и каковы во­просы, которые предположительно могут задать вам, какие темы могут вызвать отрицательные эмоции у вашего контрагента?

9. Какой вид сообщения (информации) окажется самым доходчи­вым для вашего партнера и самым ценным для фирмы-контрагента, должны ли вы представить какие-либо документы (рекламные про­спекты, чертежи, схемы, отчеты, таблицы и пр.)?

10. Есть ли у вашего предприятия "свой человек", который помог бы вам подготовиться к переговорам так, чтобы обеспечить обрат­ную связь между вами и вашими партнерами?

Известный американский менеджер Харви Маккей в книге "Как плавать среди акул и не быть заживо съеденным" составил эти во­просы и убежден, что предварительная их проработка позволит ус­пешно провести переговоры.

Предварительная подготовка включает в себя не только сбор ин­формации, но и ее анализ, размышления о ней. Здесь особенно важ­но помнить принцип: "Удваивай усилия, достигнув определенного успеха". Как известно, еще древнегреческий философ Гераклит го­ворил, что многознание не научает мудрости. Мудрость - в знании оснований и причин. Именно они обеспечивают логическое обосно­вание принимаемых решений. Для человека, ведущего переговоры, умение рассуждать является одним из главных.

В то же время практика рассуждения при всей ее необходимости и важности неспособна сама по себе привести к необходимому знанию. "Все наше достоинство заключено в мысли, - писал французский мате­матик и философ XVII века В. Паскаль. - Не пространство и не время, которых мы не можем заполнить, возвышают нас, а именно она, наша мысль. Будем же учиться хорошо мыслить..." Для ведущего перегово­ры это не призыв, а руководство к действию, так как предмет спора и позиции сторон необходимо выявить на стадии анализа информации.