§ 15. Двадцать полезных практических советов
Приходите на переговоры хорошо подготовленным на профессиональном уровне.
Взвесьте, хотите ли вы по тактическим причинам сесть рядом или напротив партнера.
Каждый раз проверяйте ожидания противоположной стороны, устанавливайте с этой целью обратную связь.
Ищите визуальный контакт с партнером, для того чтобы усилить действие своих высказываний.
Последовательно ведите свою линию, придерживайтесь обсуждаемой проблемы.
Одновременно активизируйте разнообразные каналы восприятия информации (показывайте, рассказывайте, вызывайте соответствующие эмоции, привлекайте внимание и пр.).
Используйте технические вспомогательные средства для подтверждения своей аргументации, для демонстрации действия какого-то механизма, предмета, который вы хотите продать и т. п.
Обращайтесь к партнеру всегда по имени и отчеству.
Передавайте информацию кратко, на доступном партнеру языке.
Слушайте внимательно информацию, идущую от партнера, подтверждайте согласие или несогласие, демонстрируйте реакцию, когда это целесообразно, и скрывайте, если в этом есть необходимость.
Избегайте повторений. Вместе с тем, если партнер не понял ваше высказывание, то лучше повторить мысль еще раз, но другими словами.
Не торопитесь высказывать то, в чем вы не уверены, будьте осторожны с высказыванием догадок, непродуманных суждений, интуитивных рефлексий, слухов и пр.
Обеспечьте себе в повестке дня переговоров активную позицию, продумайте ситуации, когда нужно взять инициативу в свои руки и наоборот, когда следует отдать ее партнеру.
Разработайте превентивно альтернативные решения, возможные уступки и способы допустимого нажима на партнера Подготовьте заранее протокол о намерениях, документ о результатах переговоров.
Не подвергайте критике высказывания партнера, не переходите на обсуждение личностных характеристик партнера, строго придерживайтесь предметного разговора, задавайте вопросы на уточнение и на понимание.
Последовательно контролируйте ход переговоров, в случае уклонения от интересующей вас проблемы корректно попросите вернуться на "круги своя".
Реагируйте на критику в ваш адрес спокойно, попросите уточнить предмет критики, назвать факты, аргументировать высказанное замечание или, например, сказать: "Спасибо, я об этом подумаю", "Это можно рассмотреть под иным углом".
Если обстановка на переговорах накалилась, то глубоко дышите, говорите тише, используйте, если это возможно, юмор, сатиру, следите за своей мимикой, чтобы не демонстрировать отрицательные эмоции, в крайнем случае - сделайте перерыв.
Заканчивайте обсуждение выводами, которые бы не задевали вашего партнера, даже в ситуации непринятого решения или необходимых уступок, поблагодарите за участие, налаживайте "мосты" на будущее.
- Деловые переговоры
- § 1. Два подхода к переговорам
- § 2. Цели переговоров
- § 3. Подготовка к переговорам
- Определение задач
- Кто ведет переговоры
- Команда лучше потому, что...
- § 4. Предмет переговоров
- Нужны ли инструкции?
- § 5. На чьем "поле" встречаться
- § 6. Структура переговоров
- § 7. Начало переговоров
- § 8. Намерения и ожидания
- § 9. Некорректные тактические приемы деловых партнеров
- § 10. Примерные тактики реагирования по г. Бройнигу
- § 11. Варианты поведения деловых партнеров
- § 12. Прием "пакетирования"
- § 13. Конструктивные приемы ведения переговоров
- § 14. Типы вопросов для успешных переговоров
- Двадцать пять вопросов для переговоров
- I. Настройка
- II. Получение информации
- III. Передача информации
- IV. Толчок к работе мысли
- V. Принятие решения
- § 15. Двадцать полезных практических советов
- § 16. Речевые клише для эффективной коммуникации
- Речевые штампы
- § 17. После завершения переговоров
- Самомаркетинг