§ 17. После завершения переговоров
Обучение искусству ведения переговоров вплоть до недавнего времени шло стихийно. А сегодня уже накоплен богатейший опыт проведения переговоров, написаны сотни книг в виде руководства к действию во время переговоров, но люди, не склонные к размышлению, не всегда могут воспользоваться предлагаемыми советами. Говорят, ошибка сама по себе может стать счастливым шансом, однако это верно лишь для тех, кто умеет анализировать ситуацию и извлекать уроки Кроме того, на обучение влияет и сам тип знания. Существует по меньшей мере два типа знания: перцептуальное (перцепция - восприятие, ощущение) и концептуальное (концепция - теория, идея). Первое - основано на изучении материальных объектов, данных нам в ощущениях. Второе - не может быть проверено посредством органов чувств, необходимо обобщение, которое опирается на анализ.
При ведении переговоров необходимо быть сосредоточенным, это позволит держать ситуацию под контролем, а затем четко проанализировать результаты:
какие действия способствовали успеху (неуспеху) переговоров;
какие возникали трудности, как они преодолевались;
что не было учтено при подготовке к переговорам и почему;
какие возникли неожиданности в ходе ведения переговоров; - почему не удалось диагностировать особенности партнера, его личностные характеристики;
каково было поведение партнера на переговорах, его причины;
какие коммуникативные ошибки были допущены вами и партнером;
какие принципы ведения переговоров возможно и нужно использовать на других переговорах;
какие уроки нужно извлечь на будущее.
- Деловые переговоры
- § 1. Два подхода к переговорам
- § 2. Цели переговоров
- § 3. Подготовка к переговорам
- Определение задач
- Кто ведет переговоры
- Команда лучше потому, что...
- § 4. Предмет переговоров
- Нужны ли инструкции?
- § 5. На чьем "поле" встречаться
- § 6. Структура переговоров
- § 7. Начало переговоров
- § 8. Намерения и ожидания
- § 9. Некорректные тактические приемы деловых партнеров
- § 10. Примерные тактики реагирования по г. Бройнигу
- § 11. Варианты поведения деловых партнеров
- § 12. Прием "пакетирования"
- § 13. Конструктивные приемы ведения переговоров
- § 14. Типы вопросов для успешных переговоров
- Двадцать пять вопросов для переговоров
- I. Настройка
- II. Получение информации
- III. Передача информации
- IV. Толчок к работе мысли
- V. Принятие решения
- § 15. Двадцать полезных практических советов
- § 16. Речевые клише для эффективной коммуникации
- Речевые штампы
- § 17. После завершения переговоров
- Самомаркетинг