logo search
Пильник

10.2Обучение при вхождении в организацию

Необходимым условием успешного вхождения в организацию является изучение системы ценностей, правил, норм поведенческих стереотипов, характерных для данной организации. Нет необходимости изучать всю совокупность ценностей норм, существующих в органи­зации. Однако необходимо знать те из них, которые являются ключе­выми для первого этапа взаимодействия человека с организационным окружением, т. е. те ценности, без знания которых могут возникнуть неразрешимые конфликты между человеком и окружением. Установ­ление систем такого рода норм и ценностей и соответствующее их описание являются важной задачей руководства, в частности лиц, от­ветственных в организации за кадровую работу. Для вступающего в организацию человека совершенно необходимо осознавать значимость этого обучения и рассматривать его как часть «цены», которую он дол­жен «заплатить» за вхождение в организацию. Он должен понимать, что обучение на этапе вхождения поможет ему существенно сократить «плату» за конфликты, которые будут возникать в будущем между ним и организационным окружением. Основными сторонами жизнедеятельности организации, ценност­ные, поведенческие и нормативные характеристики которых в первую очередь должен изучить человек, входящий в организацию, являются:1. миссия и основные цели организации; 2.допустимые и предпочтительные средства, которые могут быть использованы для достижения целей организации;3.имидж и отличительный образ, который имеет п создает орга­низация;4.принципы, правила и нормы, обеспечивающие отличительные особенности и существование организации как единого организма;5.обязанности, которые должен будет взять па себя человек, всту­пив в определенную роль в организации;6.поведенческие стандарты, которым должен будет следовать чело­век, выполняя заданную работу. Выделяют два принципиально различных подхода к обу­чению. Первый процесс обучения касается человека, представляющего нормы и ценности организации по той причине, что его предыдущий опыт был связан с работой в схожей по ценностям, нормам и поведен­ческим стереотипам организации. В этом случае новому члену органи­зации необходимо в основном сконцентрироваться на уяснении кон­кретных форм проявления знакомых ему норм и принципов поведения и общения для того, чтобы подстроить свое поведение в конкретных ус­ловиях. Необходимые знания и информацию он может получить, наблю­дая поведение отдельных людей, при беседах с коллегами и руководством и путем получения инструктажа со стороны соответствующих лиц.Второй процесс разворачивается тогда, когда входящий в органи­зацию человек приходит из среды с существенно отличными ценно­стями и нормами поведения. В этом случае встает очень серьезная за­дача познания себя как носителя другой системы ценностей и норм и отхода от этих норм и ценностей. И уже только после этого может на­чаться процесс усвоения новых норм и ценностей, которые существуют в организации и которым человек должен следовать, становясь членом повой для себя организации. Второй процесс обучения при вхожде­нии человека в организацию существенно сложнее первого. Он требует не только внимательного изучения того, что делается в организации, как ведут себя ее члены, но и глубокого изучения своего собственного поведения с целью отказа от поведенческих норм, неприемлемых в новой организации, пересмотра отдельных ценностей в соответствии с тем, какие ценности приняты в организации.