80. 3Управление поведением индивидов внутри организации
Реализация целей деятельности организации предполагает разработку определенной системы воздействия па сотрудников, т. е. управление их поведением. Управление поведением — система мер для формирования принципов, норм поведения людей в организации, которая позволяет организации достичь поставленных целей в заданные сроки и с допустимыми затратами. Модели поведения персонала — формы (образ) поведения сотрудников для достижения организацией поставленных целей. Управление поведением осуществляется в несколько этапов. На первом этапе осуществляется выявление форм поведения, связанных с трудовой деятельностью, необходимых для реализации принятой стратегии деятельности: определяются ключевые формы поведения, которые оказывают существенное воздействие на деятельность организации. Модели аффективного поведения создаются в соответствии с принятой стратегией управления организацией. Анализ целей деятельности организации, способов их реализации, возможностей персонала позволяет сформулировать модели привлекательного поведения. Второй этап — аудит поведения. Поведенческий аудит — анализ каждого вида деятельности по количественным и качественным составляющим элементам. Рассматриваются только те формы поведения индивида, которые напрямую связаны с его трудовой деятельностью: медлительность пли сноровка, отсутствие на рабочем месте или активная деятельность; конструктивные предложения или жалобы и др. Личностные характеристики не рассматриваются. Цель этапа — предоставить объективную информацию о ключевом поведении, наличии функциональных форм поведения, частоте появления дисфункционального поведения. Функциональные виды поведения требуют положительного подкрепления, а дисфункциональные -- негативного подкрепления пли наказания. Выявляются ключевые элементы поведения, характерные для конкретного вида деятельности (например, навыки продаж, уровень владения компьютером). Дисфункциональные виды поведения — формы поведения, которые не способствуют эффективной деятельности организации, предполагают воздействия на работников для их предотвращения (например, количество допустимых ошибок при составлении документов, длительность отсутствия па рабочем месте. Измерение поведенческих элементов у сотрудников, выполняющих соответствующие виды деятельности — определение величины поведенческих элементов. В поведении выделяют элементы, которые можно измерить, оценить количественно: выполнение определенных операций, отсутствие на рабочем месте, задержка на перерыве, перекуры, разговоры с коллегами. На третьем этапе осуществляется разработка стратегии интервенции, т. е. разрабатывается перспективный план формирования требуемого поведения сотрудников. Задачей интервенции является упрочение и повышение частоты функциональных форм поведения и уменьшение дисфункциональных. Комплексное воздействие на сотрудников включает систему мер воздействия, которые раскрыты более подробно в других главах этого учебника: * способы изменения установок личности; * применение различных систем мотивации; * методы воздействия на поведение групп; * проведение всевозможных тренингов для отработки навыков работ у специалистов и руководителей; * управление карьерой специалиста — система перемещения специалиста в организации в соответствии с его целями, способностями и желаниями и с учетом целей, задач организации; * организационное регламентирование — четкое формулирование должностных обязанностей и др. Обобщающим способом воздействия на сотрудника выступает возможность предоставления ему большего доверия как ос новы создания системы ценностей в организации. Регламентация деятельности личности осуществляется рядом документов, основными из которых являются должностная инструкция, контракт. В примере «Теремок» аудит поведения сотрудников осуществляется ежедневно, иногда по нескольку раз в день. В результате осуществляется подкрепление функциональных форм поведения в виде повышения разряда поваров, выплаты процентов от выручки буфета. Практикуется и негативное подкрепление в виде предупреждения при нарушении принятых норм поведения или наказания (увольнение).
81-84
- 5.2Понятие группы. Классификация групп
- 35. 5.3Причины создания групп
- 5.4Стадии развития групп
- 36. 5.5Характеристики группы
- 5.6Основные характеристики группы
- 5.7Ситуационные характеристики группы
- 5.8Групповая сплоченность
- 37. 5.9Формальные и неформальные группы, их взаимодействие в организации
- 5.10Неформальные группы
- 38. .11Потенциальные преимущества и недостатки работы в группе
- 5.12Основные потенциальные недостатки работы в группе
- 39. Рабочая группа и команда: сходство и различие
- 5.14Модель развития команды
- 5.15Самоуправляемая команда
- 5.16Управленческая команда (команда менеджеров высшего уровня управления
- 5.17Условия и факторы эффективности групповой работы
- 5.18Условия деятельности организации
- 5.19Поддерживающее окружение
- 5.20Личностные характеристики сотрудников, входящих в группу
- 5.21Управление межгрупповыми конфликтами
- 5.22Особенности и причины межгрупповых конфликтов
- 5.23Причины межгрупповых конфликтов
- 5.24Управление межгрупповыми конфликтами
- 53. Корпоративная культура и поведение организации
- 54 Факторы, влияющие на формирование корпоративной культуры
- 55. Формирование и поддержание корпоративной культуры
- 56. Формирование репутации организации
- 2Поведенческий подход
- 6.3Ситуационные теории
- 59. 5Властный аспект организационного лидерства
- 60. 6Управленческий аспект лидерства
- 61. 7Делегирование полномочий и ответственности
- 62. 9Современные оценки феномена лидерства
- 63. Социализация индивида в организации
- 10.1Сущность процесса социализации
- 10.2Обучение при вхождении в организацию
- 64. 3Методологическое представление социализации личности в организации
- 65. 4Проблематика организационной социализации
- 66. 5Факторы, способствующие девиации
- 10.6Классификация преступлений и девиаций на работе
- 67. 7Взаимодействие человека и организационного окружения
- 9.4.Динамика стресса
- 9.5.Факторы, вызывающие стрессы
- 78. 1Поведенческий маркетинг
- 79. 2Компетенция персонала
- 80. 3Управление поведением индивидов внутри организации
- 1Факторы международной среды, влияющие на организационное поведение и организационную культуру компаний
- 12.2Модель ценностной ориентации а. Клукхона и ф. Стродтбека
- 12.3Выделение групп стран по признаку сходства культурных ценностей
- 12.4Модель изучения культурных ценностей г. Хофстеде.
- 12.5Адаптация организаций в межкультурной среде