logo
Пильник

64. 3Методологическое представление социализации личности в организации

Российский ученый Г. П. Щедровицкий' сформулировал ори­гинальный подход для обучения специалистов вхождению в должность в новой организации. Процесс вступления в должность сложен, нетри­виален, включает ряд специфических отношений. Для того чтобы рассмотреть эти отношения, было предложено и за­дать одиннадцать планов анализа «Эти отношения сна­чала надо разобрать как бы по одному волоконцу, а потом научиться собирать вместе. Между всеми этими столбцами существуют свои за­висимости. И кроме того, есть еще совершенно другие типы отноше­нии — включение».Изложим кратко представления Г. II. Щедровицкого. Итак, чело­век, вступающий в должность, должен представить себе окружение, с которым будет иметь дело. Окружение имеет две стороны — объек­тивную и субъективную, которые особым образом соединяются друг с другом. Уровней или слоев организации очень много, и первое, что мы дела­ем, — начинаем этот мир, это окружение «растаскивать», мы снимаем с него ряд проекций и кладем их рядом. Так получаются одиннадцать столбцов. Начинаем с пятого столбца и будем двигаться направо и на­лево. Это условная точка в нашем ряду. Пятый столбец — это личность, вступающая в должность. Вот определенный тин личности, с определенными чертами характе­ра, детерминированными семьей (4-й столбец), его общей культурой (5-й столбец), образованием (6-й столбец), происхождением (7-й стол­бец), попадает в определенное место. Эта ситуация рисуется постанов­кой в кружок — место человека, который одной рукой крепко держит­ся за место, а другой помахивает и делает вид, что ему на это место наплевать и он может ходить как угодно. Человек попадает на это место и он должен жить по законам места, с одной стороны, ас другой — за ним стоят его личностные характе­ристики, определенная семья, то ли как оковы, то ли как прикрытие и поддержка, как прочный тыл в плане независимости, — определен­ная культура, определенное происхождение. Итак, это — процедура, когда содержание, заданное в одних столб­цах, как бы вкладывается внутрь другого столбца. При этом возника­ют противоречия и разрывы, рассогласования. Человек раздваивает­ся, он должен вести как бы двойную жизнь, как-то приводить все в соответствие. Таким образом формальная процедура включения на­глядно иллюстрируется тем, что содержание столбцов, с одной сторо­ны, зависит друг от друга, а с другой — одно вкладывается в другое. Итак, человек назначен на должность, он должен войти в нее. Он должен войти в определенные слои. Слой, или слои, в социологической литературе называется «страта». Если мы берем прошлое, то слои, или страты, могут быть постав­лены в отношение к сословиям, а в современном буржуазном обще­стве они еще могут быть поставлены в отношение к классам. Реально этих стран, или слоев, бывает больше, чем содержит основной перечень классов. И когда мы читаем литературу (разную — старую русскую, современную европейскую или американскую, современную отечественную), мы всегда там находим те или иные фиксации страт. Скажем, одно из классических произведений на эту тему — это «Дом на набережной» Юрия Трифонова. Вхождение в определенные слои есть важнейший момент вступления в должность. Это может удивить, особенно в связи с ориентацией на «работу, работу и работу». Подчер­кивается, что это первое условие вступления в должность. Дальше личность сталкивается с группами (7-й столбец). Сначала — с группой руководства. И она (личность) должна войти в группу, наладить с ними групповые взаимоотношения; войти в организацию (8-й столбец), занять там свое место, оказав свое воздействие. А это во многом зависит от поведения личности, ее мышления, мыследеятельности, рефлексии, понимания, т. с. от техник его индивидуальной ра­боты или поведения (9-й столбец). Она должна будет включиться в систему коммуникации (10-й столбец), которая существует в этом учреждении, многое будет зависеть от его самосознания (11-й столбец) и от того, как это самосознание будет меняться. Что говорится этой строчкой? Вот он — Иванов, Петров или Сидо­ров, со своими личностными характеристиками — собирается вступать в должность. И он сталкивается, прежде всего, с проблемами, обозна­ченными столбцами: слои, группы, организация; он должен реализо­вать определенное поведение, мышление, мыследеятельность и все прочее, и от этого зависит успех его работы. Он должен включиться в коммуникацию определенным образом, и соответственно будет пре­терпевать изменение его самосознание. Значимость темы «Вступление и должность» проявляется в принци­пе: последствия наших поступков ждут нас впереди. С того момента, когда начинается вступление руководителя в должность, он задает, часто не осознавая этого, все то, с чем он столкнется и в дальнейшем. Поэтому сам момент вступления в должность является невероятно важным. От того, как будет поначалу поставлено дело, зависит очень многое. Это не значит, что он не может перестраиваться, переучиваться, не может исправить положение. Но вот эти первые шаги являются решающими. Данное представление социализации личности в организации развивается в практике организационно-деятельностных игр (ОДИ), применяется практикующими методологами в бизнес-образовании и консультировании.