logo
Пильник

53. Корпоративная культура и поведение организации

Корпоративная,, организационная куль­тура относится к факторам внутренней среды организации: это образ жизни, мышления, действия и существования. Речь может идти, на­пример, о порядке принятия решений или о том, как поощряются или наказываются сотрудники организации. Корпоративная культура обычно отличает конкретную организацию от других. Она ориентирует всех работников на то, что является для организации ценным и важным, указывает, какое поведение считает­ся допустимым. Составляющие корпоративной культуры - Два основных подхода к определению понятия «кор­поративная культура». 1.Корпоративная культура — совокупность различных элементов, включающих ценности, нормы и правила поведения, философ­ские убеждения, зпаково-символическую систему (мифы, ритуа­лы, обряды, верования). 2.Корпоративная культура — процесс постановки и ведения дел, способ их реализации. В этом случае раскрывающим понятием является культура постановки и разработки нелеп, задач и стра­тегии развития организации, а также способы их достижения. Корпоративная культура представляет собой композицию базовых постулатов, положений, принимаемых и разде­ляемых членами организации. Часто корпоративная культура - как идеология, фи­лософия управления, основу которой формируют ценностные ориен­тации, верования и нормы поведения работников. Система ценностей — основные философские положения и идеи, принятые в организации. Они являются ядром культуры и определя­ют направление деятельности работников, обеспечивающее достиже­ние успеха. Ценности, как правило, передаются не путем формальных письменных процедур, а более тонкими методами, например, с помо­щью историй, мифов, метафор. Организации с сильной культурой име­ют богатые и сложные системы ценностей, принятые всеми сотруд­никами. Герои — люди, воплощающие культурные ценности и служащие при­мером для подражания. Организации с сильной культурой имеют не­мало героев, которые оказывают заметное влияние на корпоративную культуру. Церемонии и ритуалы — символические мероприятия, включенные в спланированную повседневную жизнь организации. Они отражают уникальность культуры каждой организации и особенности внут­рифирменного управления. Эффективно действующие в одной орга­низации, они могут быть неэффективными в другой. Культурная сеть организации — скрытая иерархия власти в орга­низации, независимая от титулов и должностей и состоящая из ролей, выполняемых сотрудниками организации. В определенной степени ее можно идентифицировать с неформальной структурой. Служит не­официальным средством связи внутри организации и носителем сис­темы ценностей и мифологии. Свойства Корпоративной культуры - : 1)всеобщность — пронизывает все виды отношений как внутри орга­низации, так и при взаимоотношении с внешней средой; 2)не формальность — строится параллельно организационной струк­туре управления, иногда подменяя даже властные структуры; 3)устойчивость—базируется на традициях. Уровни культуры - На поверхности корпоративной культуры мы имеем дело с артефактами. Этот уровень включает все те явления, которые индивид чувствует, видит, слышит, сталкиваясь с незнакомой для себя культурой. Ар­тефакты могу!' включать в себя видимые результаты деятельности группы: язык, манера общения, ритуалы, церемонии и т. п. Артефакты часто включают неоднозначное толкование, и индивид может проверить, что могло бы значить то или иное явление, только в том случае, если он узнает эту культуру на более высоких уровнях, т. е. погрузится в нее.