logo
Пильник

12.4Модель изучения культурных ценностей г. Хофстеде.

В исследовании различий национальных культур в деятельно­сти дочерних компаний корпорации «Ай-Би-Эм» в 64 странах мира, про­веденном Гертом Хофстеде в 1990 г., сравнивались четыре параметра: дистанция власти, мужественность—женственность, индивидуализм-коллективизм, неприятие неопределенности. Последующее его исследо­вание, проведенное в 23 странах совместно с М. Бондом в 1991 г., позво­лило выделить пятый параметр этой модели — долгосрочная ориентация. Дистанция власти. Дистанция власти определяет, в какой мере члены общества воспринимают различия в положении и статусе от­дельных лиц. В национальных культурах, для которых характерно обо­стренное восприятие различий в статусе, преобладают нормы и цен­ности, основанные на иерархических представлениях. В организаци­онной культуре с большой дистанцией власти люди, обладающие ею, рассчитывают на особые права и привилегии; между руководителями и подчиненными существует много иерархических уровней; чаще встречается авторитарный стиль и централизация управления. В та­ких организациях значительно дифференцирована заработная плата, низка квалификация персонала низшего уровня. В национальных культурах, где не придают такого большого значения различию в положении, руководители более доступны для общения с под­чиненными, выше вероятность децентрализации и участия работников в управлении компанией, значительна степень равенства между рабо­чими и служащими, относительно невелика дифференциация заработ­ной платы, высок уровень квалификации работников низшего уровня. Индивидуализм—коллективизм. Индивидуализм делает упор на до­стижение индивидуальных целей, запросов и успехов. При коллективизме подчеркиваются запросы, удовлетворенность и результативность групп. Если в культуре преобладает индивидуализм, сотрудники избегают вмешательства организации в личную жизнь, отстаивая свою независи­мость. Поощряется индивидуальная инициатива, при оценке и вознаг­раждении учитывается личный вклад, карьерный рост обеспечивается на основе компетенции и «рыночной стоимости» работника, отноше­ния между сотрудниками часто носят формальный деловой характер. В организационной культуре с преобладанием коллективизма работ­ники ожидают, что организация будет защищать интересы сотрудни­ков и заниматься их личными делами. Культивируется чувство долга, лояльности, сплоченности, привязанности к организации. Большую роль играют личностные неформальные отношения. Мужественность—женственность. Этот параметр характеризует распределение ролей в обществе между мужчинами и женщинами и методы решения проблем. Сильное мужское начало в национальной культуре ассоциируется с настойчивостью, соперничеством, незави­симостью, самоутверждением, успехом. Сильное женское начало сви­детельствует о сострадании, эмоциональных суждениях, заботе, помо­щи, теплых отношениях, солидарности. Исследования показали, что в разных странах ценности женщин меньше отличаются друг от друга, чем ценности мужчин, которые имеют более широкий диапазон от чрез­мерной самоуверенности, с одной стороны, до близости к женским цен­ностям — с другой. В организационной культуре мужская роль, предполагающая «жизнь для работы», означает ориентацию на достижение цели, а женская роль — «работа ради жизни» означает ориентацию на выполнение за­дания. В организациях, где преобладает «мужская культура», руково­дители принимают решения на основе рационального мышления, конфликты носят характер открытого и жесткого противостояния. До­минируют такие ценности, как возможность признания, успеха, карь­ерного роста, материального благополучия, реализации амбиций. В компаниях, где доминирует «женский тип» культуры, руководите­ли принимают решения, опираясь на интуицию, уделяют постоянное внимание сотрудникам; большое значение имеет установление хоро­ших отношений, благоприятной атмосферы, ценится качество жизни. Конфликты чаще имеют скрытый характер, а их урегулирование осу­ществляется путем переговоров. Неприятие неопределенности. Эта характеристика демонстрирует, как чувствуют себя люди в неопределенных ситуациях, когда они не спо­собны точно предсказывать будущие события. Поведение представи­телей национальных культур, для которых свойственно значительное неприятие неопределенности, обусловлено тем, что они испытывают дискомфорт, если не уверены в будущем. Люди стремятся уменьшит!) неопределенность с помощью правил, политики, регламентов, так как воспринимают ее как угрозу безопасности. В национальных культу­рах, где не придается большого значения неопределенности, установ­кой является восприятие жизни такой, какая она есть. К странам, для деловой культуры которых характерно избежание неопределенности, относятся, например, Германия и Россия. Однако попытки избежать неопределенности путем разработки законов и пра­вил не всегда означают стремление следовать им. Голландский ученый Ф. Тромиенаарс, исследуя эту особенность, выделил культуры универ­сальных и культуры конкретных истин. Культура универсальных ис­тин отличается высокой степенью законопослушапия. Этот подход характерен, в частности, для Германии, где соблюдается подавляющее большинство существующих законов и правил, так как считается, что законы упорядочивают жизнь и деловые отношения, делают их более защищенными и справедливыми. Нарушителей законов считают не­надежными, даже опасными для общества людьми. Кроме Германии к странам с ярко выраженной культурой универсальных истин относят­ся Канада, США, Великобритания, скандинавские страны. Россия яв­ляется страной с деловой культурой конкретных истин, где законы и правила существуют для того, чтобы их не соблюдать. Для такой куль­туры характерным является поиск причин и моральных оправданий для нарушения правил. Культура конкретных истин распространена в некоторых странах Азии, Латинской Америки, на юге Европы. Для организационной культуры с высокой степенью избегания не­определенности традиционным является неукоснительное соблюдение сотрудниками правил и инструкций, боязнь перемен, сильное сопротивление изменениям. Менеджеры больше ориентированы на выпол­нение заданий, заняты частными вопросами и деталями, не любят при­нимать рискованных решений и принимать на себя ответственность. В организациях с низкой степенью избегания неопределенности руководители занимаются решением стратегических задач, часто свя­занных с высокой степенью риска, преобладают гибкий стиль управле­ния и ориентация на людей. Характерны устойчивая мотивация сотрудников на достижение целей, стремление к положительному ре­зультату и надежда на успех. Соперничество и конкуренция внутри компании рассматривается как нормальное явление, способствующее улучшению ее деятельности. Долгосрочная-краткосрочная ориентация. Преобладание долго­срочной ориентации в национальной культуре означает готовность общества жить во имя будущего. Люди могут отказывать себе в удов­летворении потребностей в настоящем, соглашаясь на инвестирова­ние проектов и программ, которые завершатся при жизни следующих поколений. Они готовы к изменениям и результатам, даже отрицатель­ным. Это означает, что люди могут стойко переносить неудачи, наде­ясь па положительные изменения в будущем, отдаленном от жизни этого поколения. При долгосрочной ориентации допускается существование не од­ной, а нескольких истин в зависимости от существа происходящих со­бытий. Традиции также не являются незыблемыми, они могут приспо­сабливаться к реальной действительности. Взаимоотношения между людьми во многом определяются соблюдаемым статусом. Однако су­ществуют определенные пределы для выполнения обязательств, свя­занных со статусом и социальным положением. В обществе придают значение таким ценностям, как упорство, долготерпение, бережливость, расчетливость, накопление, прагматизм. Долгосрочная ориентация ха­рактерна для национальной культуры стран Востока: Китая, Японии, Гонконга и ряда других. При краткосрочной ориентации высоко ценится прошлое и акцен­тируется внимание на настоящем. Большое значение имеют такие цен­ности, как уважение к традициям, выполнение общественного долга, соблюдение принятых социальных условностей. Из-за постоянного давления со стороны общества ощущается сильное стремление жить не хуже, чем другие, даже если это не по средствам, и никогда не те­рять чувство собственного достоинства. Существует потребность в поиске истины, люди ориентированы на быстрое получение результата. Бережливость не поощряется.