9.5.Факторы, вызывающие стрессы
Существует ряд причин, вызывающих стрессы личности в организациях. К ним относятся организационные, внеорганизационные, личностные факторы. Организационные факторы, вызывающие стресс, определяются позицией индивида в организации. Примеры: «Трудовая деятельность индивида — ограничения, вызываемые режимом, сменностью работы в организации, внедряемые организационные изменения, новые технологии, которые индивиду приходится постоянно осваивать. »Взаимоотношения в организации — построение и поддержание хороших отношений с начальником, коллегами, подчиненными. Эта причина является одной из наиболее стрессовых для работников. »Недостаточно ясное понимание работником своих роли и места в производственном процессе, коллективе. Такая ситуация бывает вызвана отсутствием четко установленных прав и обязанностей специалиста, неясностью задания, отсутствием перспектив роста. »Недостаточная нагрузка сотрудника, при которой работнику не представляется возможности продемонстрировать свою квалификацию в полной мере. »Необходимость одновременного выполнения разнородных заданий, несвязанных между собой и одинаково срочных. Данная причина характерна для руководителей среднего звена в организации при отсутствии разграничения функций между подразделениями и уровнями управления. «Неучастие работников в управлении организацией, принятии решений по дальнейшему развитию ее деятельности, особенно в период резкого изменения направлений работы. Такое положение характерно для крупных отечественных предприятий, где не налажена система управления персоналом и рядовые сотрудники оторваны от процесса выработки решений. «Карьерное продвижение — достижение индивидом карьерного потолка или же чрезмерно быстрое карьерное продвижение. »Физические условия труда — слишком высокая или низкая температура в рабочем помещении, сильные запахи, недостаточная освещенность, повышенный уровень шума. Внеорганизационные факторы вызывают стрессы в результате действия следующих обстоятельств: » отсутствия работы или длительного ее поиска; » конкуренции на рынке труди; » кризисного состояния экономики страны и, в частности, региона. Личностные факторы, вызывающие стрессовые состояния, формируются под воздействием состояния здоровья, семейных проблем, эмоциональной неустойчивости, заниженной пли завышенной самооценки. В результате действия перечисленных причин возможны следующие последствия стресса: субъективные, поведенческие, физиологические. Субъективные последствия предполагают возникновение у человека чувства беспокойства, тревоги, повышенную утомляемость. При проявлениях стресса у индивида усиливаются негативные поведенческие последствия в организации в виде прогулов, неудовлетворенности работой, распространении слухов, сплетен. Физиологические последствия проявляются как повышение артериального давления, сердечно-сосудистые заболевания, нарушение сна, апатия. 9.4.4. Управление стрессом - Потери организаций от стрессов становятся все значительнее во всех индустриально развитых странах. В США менеджеры считают причинами стрессов недостаток власти, некомпетентность отдельных руководителей, конфликт доверия в рамках организации. Японские менеджеры на первое место среди причин стрессов выдвигают напряжение, связанное с организационными изменениями, необходимостью освоения новых технологии. Немецкие менеджеры жалуются на давление со стороны растущего темпа работы, объясняют стресс недостаточной подготовленностью персонала. Все эти причины, а также потери работодателей, вызванные стрессами работников, заставляют организации разрабатывать программы управления стрессами, отрабатывать и внедрять способы адаптации личности к стрессовой нагрузке. Управление индивидуальными стрессами представляет собой способы адаптации личности к стрессовой ситуации. Существует несколько уровней управления стрессами. Первый — на уровне организации, в результате изменений в политике, структуре производства, выработке четких требований к сотрудникам, оценке их деятельности. В некоторых организациях, преимущественно в зарубежных компаниях и в отдельных отечественных банковских структурах, проводят тренинги релаксации (после работы, 2-3 раза в неделю) под руководством психолога. Проводятся также тренинги для развития коммуникативной культуры сотрудников, обучения навыкам сброса напряжения, выездные игровые тренинги с целью снятия напряжения в коллективах, укрепления связей между сотрудниками. Они помогают человеку чувствовать себя лучше, расслабиться, восстановить силы. Подобные программы существуют и применяются на уровне всей организации, особенно много их разработано па предприятиях стран Западной Европы и в США. Второй уровень управления стрессом — для отдельной личности. Предназначен для того, чтобы уметь справляться со стрессами индивидуально, используя рекомендации и специальные программы по нейтрализации стрессов. Такие программы включают медитацию, тренинг, (физические упражнения, диету и иногда даже молитву. Они помогают человеку почувствовать себя лучше, расслабиться. 1.Учитесь правильно распоряжаться своим временем. 2.Умейте переключать свою деятельность. 3.Заставьте стресс работать на вас. 4.Посмотрите на ситуацию со стороны. 5.Все проходит, пройдет и это. Приемы индивидуальной борьбы со стрессом: Умение правильно организовать свое время — важное средство снятия или предупреждения стресса. Вот несколько простых правил: 1.при составлении списка необходимых дел перечисляйте в нем, кроме необходимых, такие, какие хотелось бы вам сделать именно сегодня. Регулярно отмечая, что удалось сделать, получаете приятное чувство удовлетворения; 2.все дела разносите но категориям: главные и те, что можно сделать позже; важно уметь ставить цели и расставлять приоритеты. Эта рекомендация при всей ее простоте достаточно сложна для осуществления: она включает умение говорить «нет», ограничивать себя, планировать свою деятельность на каждый денье учетом цели, поставленной па длительны и период; 3.избегайте лишних обещаний; это приводит к дополнительной нагрузке па нервную систему, когда вы не можете выполнить обещанного; 4.четко уточните для себя разницу между активностью и продуктивностью: активность — проявление внешней большой анергии, не всегда идущей на пользу дела; иногда это суетливость, много, а мало результатов; продуктивность — выполнение намеченного, постепенное приближение к поставленной цели; 5.проаналнзнруйте причины потери времени: длительные разговоры по телефону, ожидание в очереди, выполнение незапланированных дел. Существует множество технических средств для ежедневного планирования дел и проведения анализа потерь времени: ежедневники, органайзеры, офисные программы персональных компьютеров и пр. 6.умейте переключать свою деятельность. Чтобы уйти от напряжения, необходимо найти адекватное по интенсивности замещение выполняемой работе, другой вид деятельности. Это может быть другая работа или физические упражнения, спорт. 7.Заставьте стресс работать на вас. Если неприятностей нельзя избежать, то целесообразно попытаться извлечь из них, но возможности, пользу: * постарайтесь принять негативное событие как позитивное (потерю работы как возможность найти лучшую); * отнеситесь к стрессу как источнику энергии; * воспринимайте проблему как вызов; * не думайте о прошлых событиях как о поражении; * вы не можете отвечать за поступки других людей, а можете только контролировать свою реакцию на них. Главное — победа над эмоциями.
- 5.2Понятие группы. Классификация групп
- 35. 5.3Причины создания групп
- 5.4Стадии развития групп
- 36. 5.5Характеристики группы
- 5.6Основные характеристики группы
- 5.7Ситуационные характеристики группы
- 5.8Групповая сплоченность
- 37. 5.9Формальные и неформальные группы, их взаимодействие в организации
- 5.10Неформальные группы
- 38. .11Потенциальные преимущества и недостатки работы в группе
- 5.12Основные потенциальные недостатки работы в группе
- 39. Рабочая группа и команда: сходство и различие
- 5.14Модель развития команды
- 5.15Самоуправляемая команда
- 5.16Управленческая команда (команда менеджеров высшего уровня управления
- 5.17Условия и факторы эффективности групповой работы
- 5.18Условия деятельности организации
- 5.19Поддерживающее окружение
- 5.20Личностные характеристики сотрудников, входящих в группу
- 5.21Управление межгрупповыми конфликтами
- 5.22Особенности и причины межгрупповых конфликтов
- 5.23Причины межгрупповых конфликтов
- 5.24Управление межгрупповыми конфликтами
- 53. Корпоративная культура и поведение организации
- 54 Факторы, влияющие на формирование корпоративной культуры
- 55. Формирование и поддержание корпоративной культуры
- 56. Формирование репутации организации
- 2Поведенческий подход
- 6.3Ситуационные теории
- 59. 5Властный аспект организационного лидерства
- 60. 6Управленческий аспект лидерства
- 61. 7Делегирование полномочий и ответственности
- 62. 9Современные оценки феномена лидерства
- 63. Социализация индивида в организации
- 10.1Сущность процесса социализации
- 10.2Обучение при вхождении в организацию
- 64. 3Методологическое представление социализации личности в организации
- 65. 4Проблематика организационной социализации
- 66. 5Факторы, способствующие девиации
- 10.6Классификация преступлений и девиаций на работе
- 67. 7Взаимодействие человека и организационного окружения
- 9.4.Динамика стресса
- 9.5.Факторы, вызывающие стрессы
- 78. 1Поведенческий маркетинг
- 79. 2Компетенция персонала
- 80. 3Управление поведением индивидов внутри организации
- 1Факторы международной среды, влияющие на организационное поведение и организационную культуру компаний
- 12.2Модель ценностной ориентации а. Клукхона и ф. Стродтбека
- 12.3Выделение групп стран по признаку сходства культурных ценностей
- 12.4Модель изучения культурных ценностей г. Хофстеде.
- 12.5Адаптация организаций в межкультурной среде