logo
Пильник

9.5.Факторы, вызывающие стрессы

Существует ряд причин, вызывающих стрессы личности в орга­низациях. К ним относятся организационные, внеорганизационные, личностные факторы. Организационные факторы, вызывающие стресс, определяются пози­цией индивида в организации. Примеры: «Трудовая деятельность индивида — ограничения, вызываемые ре­жимом, сменностью работы в организации, внедряемые органи­зационные изменения, новые технологии, которые индивиду при­ходится постоянно осваивать. »Взаимоотношения в организации — построение и поддержание хо­роших отношений с начальником, коллегами, подчиненными. Эта причина является одной из наиболее стрессовых для работников. »Недостаточно ясное понимание работником своих роли и места в производственном процессе, коллективе. Такая ситуация быва­ет вызвана отсутствием четко установленных прав и обязанно­стей специалиста, неясностью задания, отсутствием перспектив роста. »Недостаточная нагрузка сотрудника, при которой работнику не представляется возможности продемонстрировать свою квали­фикацию в полной мере. »Необходимость одновременного выполнения разнородных заданий, несвязанных между собой и одинаково срочных. Данная причина характерна для руководителей среднего звена в организации при отсутствии разграничения функций между подразделениями и уровнями управления. «Неучастие работников в управлении организацией, принятии ре­шений по дальнейшему развитию ее деятельности, особенно в пе­риод резкого изменения направлений работы. Такое положение характерно для крупных отечественных предприятий, где не на­лажена система управления персоналом и рядовые сотрудники ото­рваны от процесса выработки решений. «Карьерное продвижение — достижение индивидом карьерного по­толка или же чрезмерно быстрое карьерное продвижение. »Физические условия труда — слишком высокая или низкая темпе­ратура в рабочем помещении, сильные запахи, недостаточная осве­щенность, повышенный уровень шума. Внеорганизационные факторы вызывают стрессы в результате дей­ствия следующих обстоятельств: » отсутствия работы или длительного ее поиска; » конкуренции на рынке труди; » кризисного состояния экономики страны и, в частности, региона. Личностные факторы, вызывающие стрессовые состояния, форми­руются под воздействием состояния здоровья, семейных проблем, эмоциональной неустойчивости, заниженной пли завышенной самооценки. В результате действия перечисленных причин возможны следующие последствия стресса: субъективные, поведенческие, физиологические. Субъективные последствия предполагают возникновение у человека чувства беспокойства, тревоги, повышенную утомляемость. При про­явлениях стресса у индивида усиливаются негативные поведенческие последствия в организации в виде прогулов, неудовлетворенности рабо­той, распространении слухов, сплетен. Физиологические последствия проявляются как повышение артериального давления, сердечно-сосу­дистые заболевания, нарушение сна, апатия. 9.4.4. Управление стрессом - Потери организаций от стрессов становятся все значительнее во всех индустриально развитых странах. В США менеджеры считают причинами стрессов недостаток власти, некомпетентность отдельных руководителей, конфликт доверия в рам­ках организации. Японские менеджеры на первое место среди причин стрессов выдвигают напряжение, связанное с организационными изме­нениями, необходимостью освоения новых технологии. Немецкие ме­неджеры жалуются на давление со стороны растущего темпа работы, объясняют стресс недостаточной подготовленностью персонала. Все эти причины, а также потери работодателей, вызванные стрессами работников, заставляют организации разрабатывать программы управ­ления стрессами, отрабатывать и внедрять способы адаптации личности к стрессовой нагрузке. Управление индивидуальными стрессами представляет собой спосо­бы адаптации личности к стрессовой ситуации. Существует несколько уровней управления стрессами. Первый — на уровне организации, в результате изменений в полити­ке, структуре производства, выработке четких требований к сотрудни­кам, оценке их деятельности. В некоторых организациях, преимущественно в зарубежных компа­ниях и в отдельных отечественных банковских структурах, проводят тренинги релаксации (после работы, 2-3 раза в неделю) под руковод­ством психолога. Проводятся также тренинги для развития коммуникативной куль­туры сотрудников, обучения навыкам сброса напряжения, выездные игровые тренинги с целью снятия напряжения в коллективах, укреп­ления связей между сотрудниками. Они помогают человеку чувство­вать себя лучше, расслабиться, восстановить силы. Подобные про­граммы существуют и применяются на уровне всей организации, осо­бенно много их разработано па предприятиях стран Западной Европы и в США. Второй уровень управления стрессом — для отдельной личности. Предназначен для того, чтобы уметь справляться со стрессами инди­видуально, используя рекомендации и специальные программы по ней­трализации стрессов. Такие программы включают медитацию, тренинг, (физические упражнения, диету и иногда даже молитву. Они помогают человеку почувствовать себя лучше, расслабиться. 1.Учитесь правильно распоряжаться своим временем. 2.Умейте переключать свою деятельность. 3.Заставьте стресс работать на вас. 4.Посмотрите на ситуацию со стороны. 5.Все проходит, пройдет и это. Приемы индивидуальной борьбы со стрессом: Умение правильно организовать свое время — важное средство сня­тия или предупреждения стресса. Вот несколько простых правил: 1.при составлении списка необходимых дел перечисляйте в нем, кро­ме необходимых, такие, какие хотелось бы вам сделать именно се­годня. Регулярно отмечая, что удалось сделать, получаете прият­ное чувство удовлетворения; 2.все дела разносите но категориям: главные и те, что можно сделать позже; важно уметь ставить цели и расставлять приоритеты. Эта рекомендация при всей ее простоте достаточно сложна для осуще­ствления: она включает умение говорить «нет», ограничивать себя, планировать свою деятельность на каждый денье учетом цели, по­ставленной па длительны и период; 3.избегайте лишних обещаний; это приводит к дополнительной на­грузке па нервную систему, когда вы не можете выполнить обещан­ного; 4.четко уточните для себя разницу между активностью и продук­тивностью: активность — проявление внешней большой анергии, не всегда идущей на пользу дела; иногда это суетливость, много, а мало результатов; продуктивность — выполнение на­меченного, постепенное приближение к поставленной цели; 5.проаналнзнруйте причины потери времени: длительные разговоры по телефону, ожидание в очереди, выполнение незапланированных дел. Существует множество технических средств для ежедневного пла­нирования дел и проведения анализа потерь времени: ежедневники, органайзеры, офисные программы персональных компьютеров и пр. 6.умейте переключать свою деятельность. Чтобы уйти от напряжения, необходимо найти адекватное по интен­сивности замещение выполняемой работе, другой вид деятельности. Это может быть другая работа или физические упражнения, спорт. 7.Заставьте стресс работать на вас. Если неприятностей нельзя избежать, то целесообразно попытаться извлечь из них, но возможности, пользу: * постарайтесь принять негативное событие как позитивное (потерю работы как возможность найти лучшую); * отнеситесь к стрессу как источнику энергии; * воспринимайте проблему как вызов; * не думайте о прошлых событиях как о поражении; * вы не можете отвечать за поступки других людей, а можете только контролировать свою реакцию на них. Главное — победа над эмо­циями.