logo
Пильник

39. Рабочая группа и команда: сходство и различие

Развитие информационных технологий, процессов организаци­онного научения, усиление внимания к системе комплексного управле­ния качеством привели к тому, что в центре внимания в организации стало не поведение индивида (менеджера и рабочего), а деятельность многофункциональных управленческих команд и рабочих групп, ко­торая направлена на решение комплексных проблем и заданий. Кроме того, растет самосознание работников, уровень их образования и ква­лификации. Их уже не устраивает роль простых винтиков в трудовом процессе. У них усиливается потребность в причастности к делам орга­низации, потребность в использовании своего творческого потенциа­ла. Наилучшие условия для этого создаются при совместной группо­вой работе. Опыт зарубежных организаций, которые добились существенных успехов в предпринимательской и инновационной деятельности, по­казывает, что основную роль в них играют не личности, а группы. Менеджмент должен использовать возможности и преимущества команд, их роль в решении проблем современных организаций. Одни исследователи отождествляют понятия «рабочая группа» и «ко­манда», другие находят между ними различия, главное из которых со­стоит в том, что команды достигают более высоких результатов, при­обретая коллективный синергетический эффект. Превращение группы в команду происходит, когда: » все ее члены рассматривают достигнутый успех как общий; » доверие друг к другу и к руководителю постоянно растет; « культивируется и усиливается чувство принадлежности к команде; » принадлежность к команде считается престижным состоянием; » цели команды постоянно реализуются. Таким образом, команду можно рассматривать как вид группы в организации, находящейся на более высокой ступени развития.