logo search
teoria_menedzhment_1

6. Поведінкова школа управління.

-представники: А. Маслоу,Ч. Барнард Д. Макгрегор Ф. Герцберг Р. Лайкерт - изучили разлиные аспекты социального взаимодействия,мотивации,характера власти и авторитета,коммуникаций в организациях,лидерства. В.Врум, Л.Портер и Э.Лоулер.

-положения теории «х»: Дэвид МакГрегор в 1960 г. опубликовал книгу “Человеческая сторона организации”. В ней он исследовал проблемы лидерства и основные концепции оказания влияния на людей в организации. В основе его теории лежало два подхода к поведения человека, концепция “X” и концепция “Y”. Первая из них, соответствовала традиционному воззрению на психологию поведения обычного человека: 1) человеку присуще внутреннее неприятие труда, он старается избежать его любыми путями. Поэтому человека необходимо принуждать к труду, заставляя его прилагать соответствующие усилия для достижения целей организации;2) рядовой человек предпочитает быть контролируемым и стремится избежать ответственности, ему свойственны лишь незначительные амбиции и он главным образом нуждается в защите.

-положения теории «у». Предпосылки 2концепции, правомерность которой собственно и отстаивал Дэвид МакГрегор, прямо противоположны:1)затраты физических и интеллектуальных сил в труде столь же естественны для человека, как в игра или на отдыхе; 2)внешний контроль и угроза наказания не являются абсолютно необходимыми, человек в состоянии осуществлять самоконтроль и самоуправление при выполнении порученных ему задач;3)вознаграждение должно стать неотъемлемой частью успешного завершения любого рабочего задания;4)обычный человек при соответствующих условиях учится не только принимать на себя определенную ответственность, но и даже ищет ее;5)обыкновенный человек способен продемонстрировать высокую степень воображения, оригинальности и творчества при решении самостоятельных задач;6)в настоящее время физические и интеллектуальные возможности человека используются лишь частично.Дэвид МакГрегор, помимо материальных и социальных потребностей человека, выделял также “эгоистические потребности”. К ним он относил потребности двух видов: потребности в самооценке, такие как самоуважение, чувство собственного достоинства, компетентность и др.; потребности в репутации, такие как престижная профессия, высокий социальный статус, признание окружающих и др.