logo
teoria_menedzhment_1

22. Змістовні теорії мотивації.

Содержательные теории мотивации представляют попытки определить и классифицировать потребности людей, побуждающие их к действию. Содержательные теории описывают структуру потребностей, их содержание, а также то, как потребности связаны с мотивацией человека к дияльности.Теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу. Сущность теории сводится к тому, что поведение человека направляется его наиболее сильной в данный момент необходимостью. Пирамида разделена на пять уровней, соответствующих пяти основным категориям:

1. Физиологические потребности являются необходимыми для выживания человека. Они включают в себя внутренние потребности человека, такие как потребность в пище, отдыхе, убежище и т.п.

2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем включают также внутреннюю потребность в защите от физических и психологических опасностей.

3. Социальные потребности называют иногда потребностями в причастности, - это понятие включает в себя принадлежность к чему-либо или кому-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувство социального взаимодействия.

4. Потребности в уважении включают потребности в личных достижениях, самоуважении, уважении со стороны окружающих.

5. Потребности в самовыражении - потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личность независимо от чьих-либо оценок.

Таким образом, теория Маслоу утверждает, что в основе стремления людей к труду лежат многочисленные их потребности.

Теория МакКлеланда. Согласно теории потребности расположены не иерархически и максимум внимания уделено личностным отличиям. Он выделил следующие 3 основных вида потребностей: в успехе (достижениях), т.е. потребность в преимуществах, в превышении установленных стандартов. Потребности в успехе - имеют проявление в стремлении человека выполнять поставленные задачи более эффективно, чем она делала это раньше; во власти, то есть потребность влиять на поведение других людей и быть сильным и влиятельным, "иметь вес"; принадлежности, т.е. потребность в дружеских, плотных (тесных) межличностных отношениях с окружающими. Потребности в принадлежности и во власти тесно связаны с успехом в управлении. В эффективных менеджеров высокая потребность во власти и ниже - в принадлежности.

Теория двух факторов Герцберга.Факторы, которые побуждают человека к высокопроизводительному труду и вызывают удовлетворение от деятельности. Эти факторы были названы «действительными мотиваторами» Признание результатов труда (заслуг работника), содержательность труда (интерес к работе, возможность развития личности), достижения в работе (успех в труде, продвижения по службе, признание результатов труда, возможность творческого и делового роста). Факторы, вызывающие недовольство в процессе деятельности и осуществляют демотивирующее влияние. Эти факторы были названы "гигиеническими" (заработная плата, условия труда). Гигиенические факторы формируют среду, в которой выполняется работа. Удовлетворенность работой вызывают только мотивационные факторы, использование которых повышает удовлетворенность от нейтрального состояния (0) до + Для того, чтобы создать ситуацию мотивации, руководитель должен обеспечить наличие не только гигиенических, но и мотивационных факторов. Вывод из анализа «гигиенических» факторов (за Герцберг) - заработная плата не является мотивирующим фактором.