logo
teoria_menedzhment_1

3. Школи управління

Школы управления:

Школа научного управления (1885-1920 гг.);

Классическая (административная) школа управ-ия (1920-1955 гг.);

Психологическая школа управ-ия: Школа человеческих отнош-й (1930-1950 гг.), Поведенческие науки (1950-по наше время);

Наука управления или количественный подход (1950-по наст.время)

Процессный подход (1985-по наст.время);

Системный подход (1960-по наст.время);

Ситуационный подход (1960-по наст.время).

Краткая хар-ка школ управ-ия:

Ключ.идеи науч.управления Ф.Тейлора (Генри Гант, Ф.и Л. Гилберты): -науч.методы анализа работы для опред.лучших (рационал-х) путей изготов-я продукции; -акцент на задачах обучения, отбора и тренировки раб-ов; -кооперация между раб-ми и мен-рами.

Ключ.идеи классич.теории админ-го управ-ия А.Файоля: структурирование, формальная сеть взаимоотношений между спец.звеньями в орг-циях; -правила и регуляторы специализир-ной деят-ти каждой должности; -иерархия опред-ет взаимоотношения между должностями; -центр-ция важных решений на высших уровнях управ-я.

Ключ.идеи «идеал-й бюрократии» М.Вебера: -идеал.служащий действует без всяких эмоций; -занятость в орг-ции основана на технич.квал-ции раб-ов; -управ-ие осущ-ся послед-ной системой абстрактных правил.

Ключ.идеи доктрины человеч.отнош-й Э.Мэйо: -стремление к равновесию между технич.и соц. Сторонами пр-тия; -содействие устойчивости соц.орг-ции таким образом, чтобы индивиды, сотрудничая др.с др.для достижения общей цели, могли получить личное удовлет-ние, состав-щее основу их стремления к кооперации.

У «поведенч.» школы глав.целью было оказание помощи раб-ку в осознании своих возможностей и раскрытии творч.потенциала, повыш-ие эффект-ти орг-ции за счет повыш-я эффект-ти ее человеч.ресурсов.

Вкладом коллич.школы стало углубление понимания сложных управленч.проблем благодаря разработке и прим-нию моделей. Развитие колич.методов в помощи куковод-ям, решения в слож.ситуациях.

Процессный подход: управ-ие явл.процессом, сост-щим из серии непрерыв.и взаимосвяз-х действий (ф-ции управ-ия), направ-х на успех орг-ции, кот.сами по себе явл.процессами.

Системный подход-подход в управ., в кот-м орг-ция сост.из многочисл.взаимосвяз.подсистем, и сама явл.открытой системой, кот-я взаимод-ет с внеш.средой.

Ситуац-ый подход: конкретный набор обстоят-тв, в кот.находится фирма, опред.эффект-ые в данный момент приемы и концепции управ-я, направ.на достижение целей орг-ции.