logo search
Пильник

12.2Модель ценностной ориентации а. Клукхона и ф. Стродтбека

В модели, предложенной известными антропологами Л. Клукхоном и Ф. Стродтбеком для выявления межкультурных различий, предлагается использовать пять параметров.1. Отношение людей к природе. В разных национальных культу­рах существует различное отношение к природе. Это может быть гос­подство над природой, гармония либо подчинение ей. В ряде стран люди, противопоставляя себя природе и ощущая превосходство над ней, пытаются подчинить себе окружающую среду, покорить природу. К ним относится и Россия. Такой подход присущ большинству развитых стран и часто наносит непоправимы вред окружающее сре­де. Другие народы, особенно в Азии, живут в гармонии с окружающей средой, ощущая себя частью природы. В некоторых странах, в основ­ном относящихся к третьему миру, доминирует подчиненное отноше­ние к природе, и люди не предпринимают никаких мер, чтобы спра­виться с грозящими катастрофами. Отношение человека к природе формирует определенный образ мышления, мировоззрение, находит отражение в стереотипах поведения, оценках происходящих событий.2. Отношение ко времени. Представители различных культур по-разному относятся ко времени, имеют различную временную ориен­тацию: на прошлое, настоящее пли будущее.Во многих странах люди склонны считать время ограниченным ре­сурсом. Страны, ори­ентированные на прошлое, ищут решение проблем в накопленном ранее опыте. Общество, ориентированное на настоящее, интересует не­медленный результат совершаемых действий и принятых решети Страны, ориентированные на будущее, пытаются оценить последствия принимаемых сегодня решений в долгосрочной перспективе. Различное отношение ко времени в разных национальных культу­рах формирует различные нормы деловой этики, связанные с продол­жительностью и формой ведения переговоров, возможностью опозда­ний, ритуалами и другими атрибутами международной деятельности менеджеров. Кроме того, отношение ко времени проявляется в орга­низации в различном поведении представителей разных культур, в та­ких характеристиках сотрудников, как пунктуальность, умение распре­делять время, следование расписанию и соблюдению сроков. Известна классификация Р. Льюиса, в которой он по критерию вре­мени выделяет моноактивные, полиактивные и реактивные деловые культуры. В мопоактивной культуре важным является концентрация на одном деле в каждый конкретный момент времени. Пенится пунк­туальность, умение сразу же сосредоточиться на главном. Опоздания недопустимы. Работа выполняется последовательно, одна за другой. Полиактивная культура предполагает одновременное выполнение нескольких дел. Опоздание часто находит оправдание и принимается во внимание, а если это относится к руководству, то воспринимается как нормальное явление и демонстрация значительности: «Начальство не опаздывает, а задерживается». Па деловых встречах беседа начина­ется не с обсуждения дела, а создания общей неформальной атмосфе­ры, обсуждение может перескакивать с одного вопроса па другой, ча­сто приглашаются третьи лица, не имеющие прямого отношения к делу. Россия является страной с полиактивной культурой, где часто время встречи назначается спонтанно, а не но плану, выполняется одновре­менно несколько дел, смешивается личная и деловая жизнь. Для реактивной культуры характерна изменчивость решений в за­висимости от ситуации, большая степень неопределенности в деловых отношениях. Этот тип культуры предусматривает возможность отка­за от достигнутых ранее договоренностей, заключенных сделок, под­писанных контрактов. Такой тип культуры распространен в азиатских и восточных странах. В восточных странах важным считается коллективизм, сотрудничество, ориентация на групповые ценности. При этом отно­шения могут строиться па основе группового взаимодействия и груп­повой ответственности. При коллективизме возможны также случаи, когда особое значение придается иерархии и структуре власти, что характерно для России. Различия в человеческих отношениях «индивидуализм-коллекти­визм» проявляются в организации в поведении сотрудников, крите­риях отбора персонала, лидерстве, соотношении формального и нефор­мального, методах разработки и принятия управленческих решений. 4. Природа человека. В разных национальных культурах существу­ют различные представления о природе человека как носителе добра и зла. В ряде стран человека считают источником порока и применяют строгую систему правил, жесткий контроль поведения людей и санк­ции за нарушение установленных общественных норм. В странах, где полагают, что люди по своей природе добродетельны, отношения основаны на доверии, уважении, взаимопонимании. В обществе, где преобладает точка зрения, что в людях уживается добро и зло, выраба­тываются меры, направленные на изменение людей и их поведения в лучшую сторону. 5. Отношение к жизни и деятельности. Существуют страны, где ярко выражена потребность людей заниматься активной деятельностью, целеустремленность, прагматический подход, желание достичь резуль­татов. Другие страны ориентированы на жизнь как таковую, во всех ее проявлениях. Люди отличаются эмоциональностью, непринужденностью, открытым проявлением чувств. В ряде стран определяющим является соблюдение баланса между личной жизнью и профессиональной деятельностью. Это стремление находит отражение в умеренности, ограничении, контроле со стороны общества.