7. Функция организации: разделение труда и департаментализация
Орг-ция как предприятие- это функциональ общность людей с присущей ей соц структурой и каналами связи, формирующимися на основе разделения труда, спец функций и иерархической системой взаимодействия м/у индивидами и структурными подразделениями для удовл-ния соц потребностей общества
Организация как процесс – определение наиболее существ связей среди людей, задач и видов деят-ти с целью. Интеграции и координации организац ресурсов для эфф выполнения поставл целей.
Цели :облегчение коммуникации; распределение отв-ти; поиск и нахождение синергии, поиск и нахождение синергии
Подфункции организации (составляющие ф-и) 1. разделение труда 2. департаментализация 3. распределение власти 4. координация
Разделение труда показатели характеризующие:
размах разделения – кол-во операций совершаемое работником за 1 цикл, время , затраченное на этот цикл
чем меньше времени – тем выше уровень разделения
глубина разделения – контроль работника в какой степени свободен в своей деятельности
Наряду с положит эффектами при реал-ции разделения труда нач-ют нарастать негатив эффекты. В рез-те они перекроют все положит. Профилактика и преодоление негативного последствий при разделении труда происходит путём : обогащения труда, чередования труда, наложение доп отв-ти. (чаще сочетание )
Япония – принцип жёлтой кнопки
Департаментализация – процесс распределения видов деятельности и ресурсов в логичные производственные единицы для исполнения опред организац задач.
В рез-те – орг структура предприятия
Преимущества:
1). В одном месте и время собираем людей для решения задач.
2). Упрощается процесс контроля, координации.
3). Четко представляем откуда можем получить инф-ию.
Недостатки:
1). Услож-ся процесс доведения решений до испол-лей.
2). Возм-но появление «групп эгоизма». Каждый отдел стрем-ся получить max ресурсов min задач.
3). Появление «пробок» появ-ся при передаче деят-ти от одного подразд-ия к др.
Виды департаментализации:
функциональная
Делится на пр-во, финансы, маркетинг. А затем по продуктам.
Мы объединяем в одном месте и в одно время лдей, вып-щих одни и те же функции (люди взаимодополняют, взаимозаменют друг друга => растет онформ-ть, эфф-ть труда).
Недостатки: появл-ся группировки, цели, интересы кот не совпадают др с др и нач-ся групповой эгоизм. При передаче от однгоподразделения к другому возн-ют узкие места – сбой в пр-ве.
продуктовая (характерна для корпораций)
Делится не несколько видов продукции, а там отдельные маркетинг, финансы, поизводство.
смешанная департаментализация
Делится на пр-во, финансы, маркетинг и отдельно продукт Д у кот свои отделы маркетинга, пр-ва финансов.
Это наиболее приемлимая структура.
Принцип: баланс м/у ресус амии и функциями, баланс м/у властью и отв-тью.
временная (две смены)
территориальная (филиал)
технологическая (сложная технологическая цепочка)
по масштабу (армия)
Распределение власти
Осн тип власти линейный, т.е непосредств власть рук-ля над своими подчинёнными
Штатная власть распр на инфраструктур (вспомогат) подразделения. В гибких орг-циях.
Функциональ власть использ для решения локаль задач. По приказу рук-ля создается спец группа и в теч опред срока она занимается этой проблемой. В ней тоже есть иерархия.
Распределение власти 2 основные формы:
1-делегирование полномочий - передача части полномочий (власти) или на небольшой промежуток всей власти от рук-ля подчинённому. Это императив- жёсткая необходимость
причины делегирования:- нехватка времени – узкоспециализированные задачи- повышение професс уровня подчинённых – болезнь рук-ля.
барьеры делегирования: ×подчинённые × руководитель × сама организация
правила и принципы делегирования:
не имеете права требовать отлич рез-тов, единств критерием явл время
прежде чем передать полномочия провести собеседование, чтобы узнать мнение подчиненного к делегированию
передавать полномочия необходимо при всех
передавать всю необх инфо для решения этой проблемы и обеспечить доступ к инфо
привлечение подчинённых к передаче задач. к делегированию
делегирование – постоянный, непрерывный процесс
Необходимо проводить ратацию подчиненных, распред-ть обяз-ти так, чтобы коллектив м/ меня заменить, а один работник нет.
2-децентрализация- передача власти от вышестоящих звеньев к нижестоящим
Различают централизованное и децентрализ управление.
Зависит от объёма решаемых задач, планомерное развитие организации ведет к децентрализации. Также зависит от внешних и внутренних факторов.
Координация
Заключительный элемент в организационном процессе. Это объединение отдель людей и произв единиц в одно согласованное усилие, кот содействует сущ-нию новой цели.
Гл задача координации- достижение согласованности в работе всех звеньев системы путём установления рац связей м/у ними.
Хаар-р связей зависит от координируемых процессов (отчеты, собрания) с помощью . координация выступает основой структуры орг-ции, кот обычно определяют как сов-ть устойчивых связей в организации (связь – отношение, а не действие )
Связи | |
Вертикальные иерархия "кто есть кто" "эффект испорченного телефона" | Горизонтальные между отделами |
Линейные начальник- подчинённый | Функциональные |
Косвенные | Прямые |
Формальные | Неформальные |
Координация как основная функция менеджмента представляет собой вид деятельности по согласованию и упорядочению объединенных общей целью и совместной деятельностью людей в производственно-хозяйственных организациях.
Организация является объектом управления, в котором люди и выполняемые ими задачи находятся в постоянной взаимозависимости и взаимосвязи. Для обеспечения этой связи, синхронизации деятельности и взаимодействия различных частей организации используется координация. Координация представляет собой процесс распределения деятельности во времени, обеспечения взаимодействия определенных или всех частей организации в интересах выполнения стоящих перед ней задач. Она обеспечивает целостность, устойчивость организации. Чем больше степень разделения труда и чем теснее взаимозависимость подразделений, тем важнее целенаправленное сочетание их усилий, тем значительнее необходимость в координации. Если работу выполняют два человека в одном подразделении, то координации практически не требуется. В небольших организациях, где все служащие знают друг друга, легко создаётся рабочий коллектив и добиться хорошей координации их работы не представляется сложной проблемой. Но в крупных организациях с высокой степенью специализации и распределения обязанностей достижение требуемого уровня координации потребует от высшей администрации определенных усилий. Очевидно, что если деятельность предприятия распределена между десятками подразделений с большим числом сотрудников, то потребность в координации неизмеримо возрастает.
- 1. Классич школа мен-та. Предпосылки. Науч орг-ия труда и админ подход.
- 2. Школа человеческих отн-ий. Предпосылки. Хотторнские эксперименты.
- 3. Школа науки управления. Процессный, системный и ситуационный подходы в управлении.
- 4. Предмет и роль мен-та. Теория и практика мен-та на совр этапе. Хаар-ка мен-ра как субъекта упр-ия.
- 3 Уровня упр-ия:
- 5. Орг культура. Классиф-я орг культур. Формир-е орг культуры.
- I)отношение ко времени
- II)отношение к природе
- 6. Функция руководства. Теории руководства. Основные концепции лидерства.
- 3 Группы теорий о рук-ве:1). Теории черт хар-ра 2). Теории поведения. 3). Теории случ-тей.
- 7. Функция организации: разделение труда и департаментализация
- 8. Распределение власти. Делегирование полномочий и децентрализация
- 9. Функция контроля. Предпосылки. Процесс контроля. Классификация, принципы эффективного контроля.
- 10. Функция мотивации. Содержательные и процессуальные теории мотивации.
- 11. Анализ потребительского рынка. Сегментация и отбор целевых сегментов рынка.
- 13. Организация маркетинговых исследований на предприятии.
- 14. Осн виды организационных структур
- 15. Управление конфликтами.
- 16. Понятие команды. Методы форм-ния команд. Развитие команды: от традиц контроля к самоупр-нию.
- 17.Западно-Европейская концепция фин рычага
- 18. Эффект операц рычага. Степень воздействия эффекта операционного рычага.
- 19. Оценка финансовой устойчивости п/п
- 20. Стоимость и целевая структура капитала
- 22. Управление оборотными средствами предприятия. Фин циклы. Текущие фин потреб-ти.
- 23.Теория эффективных рынков. Ожидаемая норма дохода.
- 24. Оценка стоимости бизнеса : основные методы
- 25. Анализ безубыточности. Критический объём производства.
- 26. Показатели ликвидности активов предприятия. Анализ ликвидности баланса предприятия.
- 27 . Циклическое развитие рцб: теория Доу. Численные индикаторы.
- 28. Управление ликвидностью коммерческого банка
- 29. Управление банковскими рисками: классификация и методы их снижения.
- 30.Портфельный анализ. Матрица бкг.(Бостонской консалтинговой группы
- 31. Основные виды стратегий
- 3.Стратегии диверсификации:
- 32. Процесс разработки и реализации стратегии п/п.
- 34. Алгоритм процесса Принятия управленч решения.
- 35. Организация разработки управленческого решения.
- 37 Классификация корпоративных информационных систем (кис).
- 38. Системы mrp, mrp II, erp: эволюция развития.
- 39. Понятие кризиса, типология, его функции и динамика
- 40. Процедуры антикризисного управления.
- 41. Модель управления запасами
- 42. Производственная логистика. Принципы рациональной огр-и производства. Тянущие и толкающие системы упр-ния материальными потоками.
- 8)Обеспечение обратн связи
- 43. Управление деловой карьерой персонала.
- 2 Этапа.
- 1). Для сотр-ка:
- 2). Для отдающей стороны:
- 1). Построение схем управления.
- 51. Процессный и системный подходы в управлении качеством.
- 59. Трансфертное ценообразование в транснациональных компаниях
- 69. Понятие документооборота и документопотока
- 73. Англо-американская и континентальная модели корпоративного управления
- Модели корпоративного управления
- 77. Дерево факторов стоимости: основные понятия и определения
- 2.3. Правила и принципы построения дфс
- 78. Финансовые подходы к оценке стоимости компании ( не полный)