3. Школа науки управления. Процессный, системный и ситуационный подходы в управлении.
Управленч науч школа получила развитие вследствие широкого применения кол-венного анализа при решении военных и логических проблем. Школа науки упр-ния отличается от класс, поведенческой в след аспектах:
1). Упор на принятие решений (сосредоточено внимание на эфф-ти произв процесса, но рассм-ет техн. эфф-ть лишь как инстр-т. Это придает больший вес процессу принятия решений и план-нию)
2). Исп-ие кол-венных моделей (делает упор на иссл-нии матем. моделей, прежде всего в план-нии. Различие в том, что мат.методы прим-ся больше к процессу принятия решений, чем к технич.проблемам. Кол-венные методы - «исслед-ние операций» были исп-ны при решении слож управленч проблем. Исслед-ние операций – применение методов науч иссл-ния к операционным проблемам орг-ии. После постановки проблемы группа спец-в разраб-ет модель ситуации). Ключевая хар-ка этой школы – замена словесных рассуждений и описат анализа – моделями, символами и кол-венными значениями
3). Исп-ие компьютеров (школа науки упр-ния исп-ет широкое разнообразие комплексных дан и перем вел-н. Во многих сл-х невозм/ обойтись без компьютера)
4). Эволюция эфф-ти (управленч наука разработала методы для оценки эфф-ти моделей в свете таких факторов как окупаемость вложений, произв-ный доход и экономия затрат)
Влияние науки упр-ния или кол-венного подхода было значит-но меньшим, чем влияние бихевиористского подхода, отчасти потому, что гораздо большее число рук-лей ежедневно сталкивается с проблемами чел отн-ний, чел поведения, чем с проблемами, кот явл-ся предметом иссл-ния операций. Кроме того, до 60-х годов лишь у оч немногих рук-лей было образование достаточное, для понимания и применения слож кол-венных методов.
Процессный подход. Этот подход был впервые предложен приверженцами школы административного управления, которые пытались описать функции менеджера. Они рассматривали функции как независимые, процессный подход рассммат-ет функции управления как взаимосвязанные. Управление рассматривается как процесс – серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия называют управленческими функциями. Они тоже представляют собой процесс. Процесс управления является общей суммой всех функций.
Любые управленческие решения можно разделить на ряд этапов, запрограммировать алгоритм на ЭВМ и, т.о., получить решение. Осн ф-ия менеджера – правильно сформулировать задачу. Процессный подход продол-ет развив-ся и им пользуются и сегодня.
Системный подход.
Системный подход рассмат-т орг-ию как интегрированную сис-му. Барнаод – первый крупный спец-т в области системного подхода. Огр-ия – «сис-ма сознательно скоординир-ых действий, в кот-ой рук-ль яв-ся самым важным стратег фактором».
В его исслед-х гораздо больше внимания уделялось изучению окр среды упр-ия, чем в работах предшеств-ков. По Барнарду, рук-ль м.достигнуть превосх-х рез-тов, только выполнив 3 важных усл-ия:
1). Обеспечив сис-му коммуникаций.
2). Предприняв усилия, необ-ые для действия сис-мы.
3). Сформулировав и определив цели сис-мы.
Барнад считал, что 2 усл-ие было самым важным, если рабочие не б.побуждены к кооперации, то планы менеджеров потерпят крах.
Основные признаки системного подхода:
Основной упор на анализ взаимосвязей м/у элементами и взаимосвязи с/мы с внешней средой (а не на составляющие ее эл-ты)
Реализация принципа от общего к частному
Акцент на анализ обратных связей. Обратные связи – процесс получения информации о системе, чтобы определить ее состояние и вносить коррективы, если нужно.
Ситуационный подход.
Развился в рез-те попыток применения концепций важнейших школ управл мысли в реальных жизнен ситуациях. Он состоит в том, что нет какого-то универсальног подхода и что разл проблемы и ситуации требуют разных подходов.
Нет двух совершенно одинак. орг-ий. Попытки руководить на основании каких-то общих принципов, игнорируя все, что делает учреждения или фирмы непохожими друг на друга, неизбежно оборачиваются серьез. пробл-ми. Ситуац. подход возник как помощь управленцам, ищущим ответ на вопрос о том, какая стратегия будет наиболее эфф-ой в тех уникальных усл-ях, в кот-х нах-ся их орг-ия.
Испол-ие ситуац. подхода при принятии практич. решений происходит в несколько этапов. Во-первых, необ-мо изучить положение, в котором находится конкретная орг-ия, во-вторых, оценить св-ва всех сущест-их моделей управления. Только после этого делается третий шаг – осущес-ся выбор той модели управления, которая окажется наиболее подходящей.
Ситуационных подход также фокусирует внимание менеджеров на отнош-ях м/у внутр и внеш средой орг-ии. Не всегда есть время для изучения вутр и внеш среды орг-ии. Надо срочно принимать решения => часто приход-ся польз-ся системным подходом, в кот-ый мы д.добавлять при малейшей возм-ти ситуац подход. Они взаимно дополняют друг друга.
\
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1. Классич школа мен-та. Предпосылки. Науч орг-ия труда и админ подход.
- 2. Школа человеческих отн-ий. Предпосылки. Хотторнские эксперименты.
- 3. Школа науки управления. Процессный, системный и ситуационный подходы в управлении.
- 4. Предмет и роль мен-та. Теория и практика мен-та на совр этапе. Хаар-ка мен-ра как субъекта упр-ия.
- 3 Уровня упр-ия:
- 5. Орг культура. Классиф-я орг культур. Формир-е орг культуры.
- I)отношение ко времени
- II)отношение к природе
- 6. Функция руководства. Теории руководства. Основные концепции лидерства.
- 3 Группы теорий о рук-ве:1). Теории черт хар-ра 2). Теории поведения. 3). Теории случ-тей.
- 7. Функция организации: разделение труда и департаментализация
- 8. Распределение власти. Делегирование полномочий и децентрализация
- 9. Функция контроля. Предпосылки. Процесс контроля. Классификация, принципы эффективного контроля.
- 10. Функция мотивации. Содержательные и процессуальные теории мотивации.
- 11. Анализ потребительского рынка. Сегментация и отбор целевых сегментов рынка.
- 13. Организация маркетинговых исследований на предприятии.
- 14. Осн виды организационных структур
- 15. Управление конфликтами.
- 16. Понятие команды. Методы форм-ния команд. Развитие команды: от традиц контроля к самоупр-нию.
- 17.Западно-Европейская концепция фин рычага
- 18. Эффект операц рычага. Степень воздействия эффекта операционного рычага.
- 19. Оценка финансовой устойчивости п/п
- 20. Стоимость и целевая структура капитала
- 22. Управление оборотными средствами предприятия. Фин циклы. Текущие фин потреб-ти.
- 23.Теория эффективных рынков. Ожидаемая норма дохода.
- 24. Оценка стоимости бизнеса : основные методы
- 25. Анализ безубыточности. Критический объём производства.
- 26. Показатели ликвидности активов предприятия. Анализ ликвидности баланса предприятия.
- 27 . Циклическое развитие рцб: теория Доу. Численные индикаторы.
- 28. Управление ликвидностью коммерческого банка
- 29. Управление банковскими рисками: классификация и методы их снижения.
- 30.Портфельный анализ. Матрица бкг.(Бостонской консалтинговой группы
- 31. Основные виды стратегий
- 3.Стратегии диверсификации:
- 32. Процесс разработки и реализации стратегии п/п.
- 34. Алгоритм процесса Принятия управленч решения.
- 35. Организация разработки управленческого решения.
- 37 Классификация корпоративных информационных систем (кис).
- 38. Системы mrp, mrp II, erp: эволюция развития.
- 39. Понятие кризиса, типология, его функции и динамика
- 40. Процедуры антикризисного управления.
- 41. Модель управления запасами
- 42. Производственная логистика. Принципы рациональной огр-и производства. Тянущие и толкающие системы упр-ния материальными потоками.
- 8)Обеспечение обратн связи
- 43. Управление деловой карьерой персонала.
- 2 Этапа.
- 1). Для сотр-ка:
- 2). Для отдающей стороны:
- 1). Построение схем управления.
- 51. Процессный и системный подходы в управлении качеством.
- 59. Трансфертное ценообразование в транснациональных компаниях
- 69. Понятие документооборота и документопотока
- 73. Англо-американская и континентальная модели корпоративного управления
- Модели корпоративного управления
- 77. Дерево факторов стоимости: основные понятия и определения
- 2.3. Правила и принципы построения дфс
- 78. Финансовые подходы к оценке стоимости компании ( не полный)