18. Эффект операц рычага. Степень воздействия эффекта операционного рычага.
Суммарные затраты п/п-я - как производственные, так и внепроизводственные, независимо от того, относятся ли они на себестоимость или финансовый результат , можно разделить на 3 основные категории: переменные; постоянные; смешанные.
Переменные затраты. Следует иметь ввиду, что перем. изд-ки на 1 ед. продукции являются постоянной величиной, а совокупные переменные затраты имеют линейную зависимость от V произ-ва. Постоянные затраты. Уровень постоянных затрат в расчете на 1 ед. продукции, являясь неизменным для общего V произ-ва , имеет тенденцию к относительному уменьшению с ростом V произ-ва, и , наоборот, относительному увеличению при снижении V произ-ва.
Смешанные затраты включают в себя как постоянные, так и переменные затраты. К ним относятся: почтовые и телеграфные расходы, затраты на текущий ремонт оборудования, командировочные расходы,, затраты на материально - техническое обеспечение и т.д. Классификация затрат необходима для операционного анализа, поскольку изменяя соотношение между постоянными и переменными затратами в пределах возможностей п/п-я, можно решить вопрос оптимизации величины прибыли. Эта зависимость носит название «Эффект операционного рычага»
Действие эффективности операционного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации влечет более сильное изменение прибыли до выплаты % и налогообложения (ПДПН).
Т.о., этот эффект обусловлен различной степенью влияния динамики постоянных и переменных затрат на фин. результаты деятельности п/п-я.
Чем больше уровень постоянных издержек, тем больше сила воздействия операционного рычага и степень делового риска п/п-я. Характеризуя темп падения ПДПН при снижении выручки на 1% операц. рычаг и определяет степень предпринимательского риска. Более высокие постоянные издержки , как правило, связаны с высоко автоматизированными и механизированными производствами. Поэтому даже небольшое падение выручки на данных п/п-ях может обернуться значительными убытками.
Иногда операционный рычаг и определяют как долю постоянных издержек в полных издержках.
Результаты операционного анализа имеют смысл при принятии управленческого решения только в пределах релевантного (краткосрочного, не требующего нового скачка постоянных издержек) периода, в течении которого суммируемые постоянные и переменные издержки неизменны при определенном объеме продаж.
Специальным критерием управленческого анализа является промежуточный финансовый результат - валовая прибыль (валовая маржа, сумма покрытия), рассчитываемая как разность между выручкой и переменными затратами. Одной из главных задач фин. менеджмента является максимизация валовой маржи, определяющей степень воздействия операционного рычага - DOL (degree operational leverage). DOL показывает, насколько %-в изменяется ПДПН с ростом выручки на 1% и рассчитывается как отношение валовой маржи к ПДПН. DOL всегда рассчитывается для определенного объема продаж, для данной выручки от реализации. Операционный рычаг тем выше, чем ближе к точке безубыточности расположен V продаж, а следовательно , выше деловой риск п/п-я. На небольшом удалении от точки безубыточности DOL будет максимальной , а затем начнет убывать до нового скачка постоянных затрат с преодолением нового порога рентабельности.
Пусть:
Q - V продаж;
P - цена 1 ед. товара;
V - переменные издержки на 1 ед. товара;
F = const - расходы
Q (P - V) - абсолютное изменение прибыли
Тогда:
Q (P - V) / Q (P - V ) - F - относит. изменение прибыли до ПДПН
Q / Q - относит. изменение V продаж
Q (P - V) Q Q (P - V) валовая маржа
DOL = --------------------- * ------- = ----------------- = ------------------------------
Q (P - V) - F Q Q (P - V) - F прибыль до ПДПН
Операционный рычаг тем выше, чем ближе к точке безубыточности расположен V продаж, а следовательно , выше деловой риск п/п-я. На небольшом удалении от точки безубыточности DOL будет максимальной , а затем начнет убывать до нового скачка постоянных затрат с преодолением нового порога рентабельности.
Операционный анализ часто определяют как анализ безубыточности и точку безубыточности называют порогом рентабельности.
Величину выручки, при которой п/п-е способно покрыть все понесенные расходы без получения прибыли называют критическим объемом производства или «мертвой» точкой (точкой безубыточности). Её определяют графически, либо арифметически с помощью ур-ия Y = а + nY + W,
где W - прибыль, n - коэф-т, показывающий удельный вес переменных затрат в цене единицы продукции, а - постоянные издержки. Если W = 0, то достигается критический объем производства, т.е.
Yкр = а + nYкр , Yкр (1 - n) = а, Yкр = а/1-n.
Не представляют трудности и графические способы определения порога рентабельности.
Первый из этих способов основан на равенстве валовой маржи и постоянных затрат при достижении порогового значения выручки от реализации.
З атраты
Валовая маржа
Пост. затр.
R Выручка от реал-ии
Т.о. при достижении выручки от реализации значения R п/п-е достигает , наконец, окупаемости и постоянных, и переменных затрат.
Второй графический способ определения порога рентабельности базируется на равенстве выручки и суммарных затрат при достижении порога рентабельности. Результатом будет пороговое значение физического объема производства.
Затраты
Выручка
Суммарн.
Перемен.
Постоянные
Yкр. V реализ-ии
- 1. Классич школа мен-та. Предпосылки. Науч орг-ия труда и админ подход.
- 2. Школа человеческих отн-ий. Предпосылки. Хотторнские эксперименты.
- 3. Школа науки управления. Процессный, системный и ситуационный подходы в управлении.
- 4. Предмет и роль мен-та. Теория и практика мен-та на совр этапе. Хаар-ка мен-ра как субъекта упр-ия.
- 3 Уровня упр-ия:
- 5. Орг культура. Классиф-я орг культур. Формир-е орг культуры.
- I)отношение ко времени
- II)отношение к природе
- 6. Функция руководства. Теории руководства. Основные концепции лидерства.
- 3 Группы теорий о рук-ве:1). Теории черт хар-ра 2). Теории поведения. 3). Теории случ-тей.
- 7. Функция организации: разделение труда и департаментализация
- 8. Распределение власти. Делегирование полномочий и децентрализация
- 9. Функция контроля. Предпосылки. Процесс контроля. Классификация, принципы эффективного контроля.
- 10. Функция мотивации. Содержательные и процессуальные теории мотивации.
- 11. Анализ потребительского рынка. Сегментация и отбор целевых сегментов рынка.
- 13. Организация маркетинговых исследований на предприятии.
- 14. Осн виды организационных структур
- 15. Управление конфликтами.
- 16. Понятие команды. Методы форм-ния команд. Развитие команды: от традиц контроля к самоупр-нию.
- 17.Западно-Европейская концепция фин рычага
- 18. Эффект операц рычага. Степень воздействия эффекта операционного рычага.
- 19. Оценка финансовой устойчивости п/п
- 20. Стоимость и целевая структура капитала
- 22. Управление оборотными средствами предприятия. Фин циклы. Текущие фин потреб-ти.
- 23.Теория эффективных рынков. Ожидаемая норма дохода.
- 24. Оценка стоимости бизнеса : основные методы
- 25. Анализ безубыточности. Критический объём производства.
- 26. Показатели ликвидности активов предприятия. Анализ ликвидности баланса предприятия.
- 27 . Циклическое развитие рцб: теория Доу. Численные индикаторы.
- 28. Управление ликвидностью коммерческого банка
- 29. Управление банковскими рисками: классификация и методы их снижения.
- 30.Портфельный анализ. Матрица бкг.(Бостонской консалтинговой группы
- 31. Основные виды стратегий
- 3.Стратегии диверсификации:
- 32. Процесс разработки и реализации стратегии п/п.
- 34. Алгоритм процесса Принятия управленч решения.
- 35. Организация разработки управленческого решения.
- 37 Классификация корпоративных информационных систем (кис).
- 38. Системы mrp, mrp II, erp: эволюция развития.
- 39. Понятие кризиса, типология, его функции и динамика
- 40. Процедуры антикризисного управления.
- 41. Модель управления запасами
- 42. Производственная логистика. Принципы рациональной огр-и производства. Тянущие и толкающие системы упр-ния материальными потоками.
- 8)Обеспечение обратн связи
- 43. Управление деловой карьерой персонала.
- 2 Этапа.
- 1). Для сотр-ка:
- 2). Для отдающей стороны:
- 1). Построение схем управления.
- 51. Процессный и системный подходы в управлении качеством.
- 59. Трансфертное ценообразование в транснациональных компаниях
- 69. Понятие документооборота и документопотока
- 73. Англо-американская и континентальная модели корпоративного управления
- Модели корпоративного управления
- 77. Дерево факторов стоимости: основные понятия и определения
- 2.3. Правила и принципы построения дфс
- 78. Финансовые подходы к оценке стоимости компании ( не полный)