logo
блок В

31. Основные виды стратегий

Стратегия - принцип поведения или следования некой модели поведения. Стратегия есть план.

Виды стратегий:

1.Стратегии конкурентные предопределяют рыночное поведение организации. По мнению амер. исследователя М.Портера, можно выделить 3 основных варианта:

1)Стратегия лидерства направлена на достижение конкурентных преимуществ за счет низких затрат на некоторые важные элементы товара или услуги и соответственно более низкой себестоимости по сравнению с конкурентами. Цель заключается в том чтобы поддерживать преимущества перед конкурентами по затратам и получать больше прибыли. При этом продукция может продаваться по более низким ценам, чтобы отбить покупателей у конкурентов, либо по текущим рыночным ценам, но в этом случае фирма имеет возможность направлять больше средств на маркетинг и сбыт. Данная стратегия означает способность предприятия разрабатывать, производить и продавать аналогичные продукты более эффективно, чем конкуренты.

Необходимые рыночные условия:

- спрос на продукцию высоко эластичен по цене;

- преобладает ценовая конкуренция;

- различия в товарных марках мало значимы для покупателей;

- наличие крупных покупателей, которые могут диктовать условия сделки, сбивая цену;

- предприятие имеет доступ к источникам дешевого сырья, рабочей силы.

Риски:- увлечение производством одного товара;- появление технологических новинок, которые сводят на нет преимущество в издержках;- инфляционный рост издержек, подрывающий способность фирмы снижать себестоимость;- изменение предпочтений потребителей, их чувствительности к ценам в пользу качества товаров, услуг и других характеристик;- появление новых, более совершенных товаров. 2)Стратегии дифференциации направлена на изготовление особой продукции, являющейся модификацией стандартного изделия. Такая продукция предназначена для потребителей, которых не устраивает стандартная продукция и которые готовы платить за ее уникальность. Дифференциация продукции означает способность предприятия обеспечить уникальность и более высокую ценность продукта для покупателя с т. зрения уровня качества, наличия его особых характеристик, методов сбыта, послепродажного обслуживания.

а)Продуктовая дифференциация - это предложение продуктов с характеристиками и дизайном лучше чем у конкурентов (автомобили)

б)Сервисная дифференциация - это предложение разнообразного и более высокого уровня услуг, сопутствующих продаваемым товарам (комп.техника)

в)Дифференциация имиджа - это создание имиджа организации и продуктов, с лучшей стороны отличающих от конкурентов (mаlbоrо)

г)Дифференциация персонала - это наем и тренинг персонала, который осуществляет свои функции работы с клиентами более эффективно, чем персонал конкурентов (банк).

Необходимые рыночные условия:

-существует множество отличительных характеристик продукции, которые выделяются и ценятся потребителями;

-существует большое число покупателей, которые признают выделенные характеристики ценными для себя;

- преобладает неценовая конкуренция;

- спрос на продукцию разнообразен по структуре.

Риски:- дифференциация может превзойти разницу в цене;- фирма не понимает или не способна определить то, что составляет ценность для покупателей;- копирование может скрыть ощутимую разницу товаров;- может снизиться потребность покупателей в дифференцированной продукции что возможно с ростом их информированности.

3)Сфокусированные стратегии - выбор ограниченной по масштабам сферы хозяйственной деятельности с резко очерченным кругом потребителей. Данная стратегия предполагает концентрацию деятельности предприятия на относительно небольшой целевой группе потребителей, части товарного ассортимента, каком либо аспекте деятельности. Причиной выбора такой стратегии часто является отсутствие или недостаток ресурсов, однако более важная причина- усиление барьеров входа в отрасль или на рынок.

Необходимые рыночные условия:

-потребности покупателей в данном товаре разнообразна;

-существуют рыночные ниши, на которых можно сконцентрировать деятельность предприятия;

-размер рыночной ниши обеспечивает прибыльность;- ресурсы предприятия не позволяют обслуживать весь рынок.

Риски:- рыночная ниша становится настолько привлекательной, что переполняется конкурентами;- различия между потребностями целевого сегмента и всего рынка могут сократиться;- конкуренты могут проникнуть на выбранной целевой рынок и достичь более высокого уровня специализации.

2.Стратегии роста ориентированы на укрепление рыночного потенциала фирмы и конкурентных преимуществ. Стратегия роста фирмы заключается в определении основных направлений решения деловой активности. Она разрабатывается на основе поставленных целей, прогноза, долгосрочных перспектив развития рынка, анализа потребностей покупателя, оценки ресурсов и возможностей предприятия..

а)стратегии концентрированного роста:

-стратегия усиления позиции на рынке (дан.продукт на дан.рынке);

-стратегия развития рынка (поиск новых рынков для дан.продукта);

-стратегия развития продукта (новый продукт на этом рынке)

б)стратегии интегрированного роста:

-стратегия обратной вертикальной интеграции (приобретение или усиление контроля над поставщиками, создание собственного снабжения).

-стратегия вперед идущей вертикальной интеграции (контроль над системой распределения и продажи);

в)стратегия диверсифицированного роста (когда нет возможности развиваться на данном рынке с данной продукцией):

-стратегия центрированной диверсификации (новое возникает исходя из возможностей уже освоенного рынка - отели Хилтон);

-стратегия горизонтальной диверсификации (поиск возможностей роста на существующем рынке за счет новой продукции, должны быть продукты, сопутствующие основному);

-стратегия конгломеративной диверсификации (производство новых продуктов, технологически не связанных со старыми, на новых рынках).