logo
блок В

24. Оценка стоимости бизнеса : основные методы

На сегодняшний день существует несколько подходов к оценке стоимости бизнеса:

Доходный подход – совокупность методов оценки, основанных на определении ожидаемых доходов от объекта оценки. Исследование бизнеса с применением методов доходного подхода осуществляется на основе доходов компании, экономических выгод, которые получает собственник от владения компанией (бизнесом). Главный принцип: потенциальный покупатель не заплатит за долю в компании больше, чем она может принести доходов в будущем. Приведение будущих доходов к текущей стоимости на дату проведения оценки основано на концепции изменения стоимости денег во времени, согласно которой доход, полученный в настоящий момент времени, имеет для инвестора большую ценность, чем такой же доход, который будет получен в будущем. Доходный подход подразумевает применение следующих методов:

Оценка бизнеса основанная на дисконтировании базируется на предположении о том, что потенциальный покупатель не заплатит за данный бизнес сумму, большую чем текущая стоимость будущих доходов от этого бизнеса. Собственник, скорее всего, не продаст свой бизнес дешевле текущей стоимости прогнозируемых будущих доходов. В результате взаимодействия, стороны придут к соглашению о цене, равной текущей стоимости будущих доходов от действующего бизнеса.

Капитализация – это превращение денежного потока в стоимость путем деления или умножения (чаще деления) рассчитанной величины потока дохода на выбранный оценщиком коэффициент капитализации или мультипликатор. Сущность данного метода выражается формулой: Оценка стоимости = денежный поток (или чистая прибыль) ⁄ коэф-т капитализации.

Сравнительный подход – совокупность методов оценки, основанных на сравнении (сопоставлении) объекта оценки с аналогичными объектами, в отношении которых имеется информация о ценах сделок с ними или о ценах ранее совершенных сделок с объектом оценки.

- метод компании – аналога. Первоначально осуществляется поиск необходимого числа публичных компаний со схожими характеристиками с объектом оценки, чтобы обеспечить разумный базис для сравнения; затем определяются значения мультипликаторов для выбранных компаний (варианты мультипликаторов: цена⁄прибыль; цена⁄NOPLAT); опред-ся компании с которыми мы будем сравнивать нашу компанию; опред-ся значение мультипликатора нашей компании; находим стоимость нашей компании.

Затратный подход – совокупность методов оценки, основанных на определении затрат, необходимых для восстановления либо замещения объекта оценки с учётом его износа. Исследование бизнеса осуществляется исходя из величины тех активов и обязательств, которые приобрела компания за период своего функционирования на основе принципа замещения. Этот подход подразумевает применение следующих методов:

- Метод стоимости чистых активов бизнеса; Суть данного метода заключается в определении рыночной стоимости каждого актива и пассива баланса, с дальнейшим вычитанием из суммы активов всех задолженностей предприятия.

- Метод ликвидационной стоимости; ликвидационная стоимость – стоимость реализации активов предприятия взятых по отдельности (не учитывается синергия)

Методы оценки ст-ти

  1. Доходный подход

а. дисконтирование ден.потока, генерируемого бизнесом.

эк. ст-ть=∑ЧДПi\(1+r)’i i-года

ст-ть земли = рента \ ставка % ст-ть акции = дивиденды \ ставка %

при n- ∞ ЧДП – const эк. ст-ть = ЧДП \ r

ЧДП = ЧП + амортизация

Формула Гордона CV = FCFF (1+g) \ (WACCg)

CV – стоимость компании

FCFF - ЧДП

WACC - средневзвеш. ст-ть капитала

g – темп прироста ЧДП

При это важно установить предельный уровень развития фирмы

б. капитализация прибыли

Эк. ст-ть = ЧП \ r

  1. Рын. подход (сравнительных продаж) базируется на принципе прецеденте, выбирается цена предприятия – аналога по свершившейся сделке в анал. условиях

  2. Затратный – имеет ограничения к применению, обычно к действующему бизнесу этот метод применяют с оговорками. Используют при оценке ст-ти ликвидирующего бизнеса

Ликвидационная ст-ть – чистая ден. сумма, кот владельцы п\п получат при ликвидации п\п, погашении его долгов и продаже активов (за вычетом ст-ти услуг ликвидаторов). Виды:

- плановая. Продажа активов по плану в течении периода, позволяющего получить макс. возможную цену продажи

- принудительная, срочная неплановая. Приоритет – быстрота реализации активов в ущерб ценам продажи