1. Классич школа мен-та. Предпосылки. Науч орг-ия труда и админ подход.
Первые иссл-ния в области менедж-та были сделаны класс школой. Первых менеджеров больше всего волновал вопрос эфф-ти производства – технич подход в менедж-те. Всю свою деят-ть первые менеджеры сосредоточили на адаптации рабочих. Они изучали дизайн раб-х мест, затраты раб времени на каждую отдельную операцию, пытались совершенствовать процесс пр-ва. Большинство исследований мен-та пришли к выводу, что мен-т – это искусство. Такое понимание было связано с тем, что не все раб-ки по своим данным подходят для руководящей должности. Поэтому многие менеджеры того времени приняли подход к изучению личности мен-ра с т.зр. хар-ра, но после рез-тов иссл-ний было уст-но, что дан концепция («черт хар-ра») просто не срабатывает. Далее возн-ет вопрос явл-ся ли менедж-т наукой?
Первый серьезный шаг к изучению мен-та как науки был сделан Фредериком Уинслоу Тейлором (1856-1915). Он возглавил движение науч упр-ния, он интересовался больше не эфф-тью чел-ка, а эфф-тью деят-ти орг-ции, что положили начало развитию школы науч упр-ния. Его осн работа: «Упр-ние фабрикой» 1903г., «Принципы науч мен-та» 1911г., посвящена разработке методов науч орг-ии труда, основанного на изучении движения рабочего с помощью хронометра, стандартизации приемов и орудий труда. Гл заслуга Ф. Тейлора в том, что он как осн-ль школы науч упр-ния разработал методологические основы нормирования труда, внедрил в практику науч подходы подбора, расстановки и стим-ния труда раб-х.
Система Тейлора базировалась на 5 принципах:
Научный отбор работника (тестирование); 2. Научное изучение и обучение работника; 3. Принцип разделения труда; 4. Адекватное вознаграждение; 5. Равная ответственность работника и руководителя.
Он определил гл причину низкой произв-ти труда - отсутствие совершенной системы стимулирования труда. Предложил: прогрессивная система оплаты труда, использование психологического фактора, решение соц проблем, улучшение условий труда, разумные уступки со стороны администрации
Становление науч упр-ния связано с именами супругов Фрэнка и Лилиан Гилбретт. Они в области труд движений впервые применили кинокамеру для автометража операций, разработали науч принципы орг-ции раб места, т.о. к 1916 сформ-лось целое напр-ние – первая школа мен-та, кот получила названия: шк. науч мен-та, классич или традиц школа.
Генри Лоуренс Ганнт создал систему оперативного управления и календарного планирования
Генри Форд не только реализовал принципы, но и способствовал формированию среднего класса. Основные принципы фордизма: 1. труд д.б высоко оплачен; 2. рабочее время не д.б 48 ч/н; 3. на п/п следует обесп-ть наилуч состояние оборудования; 4. управленцы д.б не только высококвалифицированные, но и всесторонне развитыми людьми; 5. каждый институт найма д.б обучающим центром.
Гарринктон Эмерсон (1853-1931). Верил в абсолютные правила упр-ния, сформировал 12 правил (принципов) произв-ти труда:
точно поставленные цели и задачи; 2. диспетчирование; 3. присутствие зд
равого смысла в точной оценке возм/й орг-ции; 4. конкретные нормы и расписания; 5. консультации компетентных спец-тов; 6. хорошие условия труда; 7. дисциплина; 8. нормирование операций; 9. справедливое отн-ние к персоналу; 10. письменные стандартные инструкции; 11. оператив и точный учет; 12. вознагр-ние за произв-ть
Одной из разновидностей орг. школы явл-ся администр. школа. Она занимается изучением вопросов роли и функций менеджера. Франц эк-т ½ 19 в. Анри Файоль (1841-1925) разделил весь процесс упр-ния на 5 осн функций, кот до сих пор исп-ют орг-ции:
1. планирование 2. организация 3. подбор и расстановка кадров 4. руководство 5. контроль
На базе учения Файоля в 20-х годах 20 века было сформ-но понятие «орг стр-ра фирмы», эл-ты кот представляют систему взаимосвязей, серию непрерывных действий, функций упр-ния. Разработанные им принципы упр-ния следует признать самост рез-том науки упр-ния или «администрирования». Суть разработанных им принципов сводится к следующему:
разделение труда; сочетание власти и отв-ти; дисциплина; единство рук-ва; единство распорядит-ства; подчинение частн интереса общ-венному; вознаграждение за труд; баланс м/у центр-цией и децентр-цией упр-ния; координация менеджеров одного уровня; справедливость; творческая инициатива ; порядок ; устойчивость персона
Этот список не ограничен и остаётся открытым для дополнений и корректировок
Представители шк. Тейлора занимались механикой производства, а Файоль вопросами общего управления.
Макс Вебер – нем. социолог (1864-1920). Написал мн-во работ по социологии, снискавших ему славу великого ученого. Как экономиста часто рассматривают в рамках административной школы, что является спорным моментом, поскольку творчество Вебера не ограничивается концепцией рациональной бюрократической организации. В своей работе «Теория социальной и экономической организации» он утверждает, что только власть может внести порядок в отношения между людьми.
Выделяет 3 типа власти:
харизматическое госп-во (основано на вере др людей в лич кач-ва рук-ля), традиционное госп-во (основано на вере в незыблемость сущ-их традиций) и рациональный тип (построен на правовой основе и законодат базе). Первые два типа по Веберу неэффективны, иррациональны. Третий тип власти Вебер назвал Легальное господство, наиболее адекватно соответствие соврем. европ. культуре.
Концепция рац бюрократ орг-ции. М/ выделить след признаки этой орг-ции:
1. разделение труда в орг-ции строится на основе функциональ спец-ции; 2. раб-ки д/ вып-ть т/о те обяз-ти, кот предусмотрены их д/стью; 3. власть д/ иметь иерархический хар-р; 4. все члены орг-ции осущ-ют свою деят-ть на основе официально утвержд правил; 5. власть принадлежит не конкр лицу, а раб месту; 6. на д/сть чел-к назначен т/о распоряжением рук-ля; 7. з/п и все др формы мотивации к труду распред-ся по иерархии.
Т.о. Вебер заложил методологич основы отрасли управленч науки, кот в последствии получила название теории орг-ции.
Наука об организации труда как система сформулированных научных положений, относящихся к этой области знаний, зародилась в конце XIX в. и связана с именем американского ученого Фредерика Уинслоу Тейлора (1856—1915). Конечно, и до Тейлора были достижения в области организации труда, поскольку с тех пор, как появились представления о труде, возникло и стремление к получению лучших результатов с наименьшей затратой средств. Но подобные стремления в виде желаний, замыслов, попыток представляли собой лишь хаос неосознанной мысли. Тейлор был первым, кто объединил замыслы и попытки в области рационализации трудовых процессов в систему знаний, положив тем самым начало науке об организации труда и производства. В своих работах Тейлор разработал методы анализа трудовых процессов, нормирования труда и его оплаты, принципы организации труда и управления предприятием. Его опыты научного подхода к организации рутинного, тяжелого физического труда вызвали огромный интерес и положили начало поискам способов научной рационализации трудовых процессов путем тщательного изучения и проектирования приемов и методов труда с использованием хронометражных наблюдений, улучшения организации рабочих мест, установления обоснованных режимов труда и отдыха и других мер.
Тейлор определил задачи, которые решаются в рамках НОТ:
Совершенствование форм разделения труда;
Улучшение организации рабочих мест;
Рационализация методов труда;
Оптимизация нормирования труда;
Подготовка рабочих кадров
- 1. Классич школа мен-та. Предпосылки. Науч орг-ия труда и админ подход.
- 2. Школа человеческих отн-ий. Предпосылки. Хотторнские эксперименты.
- 3. Школа науки управления. Процессный, системный и ситуационный подходы в управлении.
- 4. Предмет и роль мен-та. Теория и практика мен-та на совр этапе. Хаар-ка мен-ра как субъекта упр-ия.
- 3 Уровня упр-ия:
- 5. Орг культура. Классиф-я орг культур. Формир-е орг культуры.
- I)отношение ко времени
- II)отношение к природе
- 6. Функция руководства. Теории руководства. Основные концепции лидерства.
- 3 Группы теорий о рук-ве:1). Теории черт хар-ра 2). Теории поведения. 3). Теории случ-тей.
- 7. Функция организации: разделение труда и департаментализация
- 8. Распределение власти. Делегирование полномочий и децентрализация
- 9. Функция контроля. Предпосылки. Процесс контроля. Классификация, принципы эффективного контроля.
- 10. Функция мотивации. Содержательные и процессуальные теории мотивации.
- 11. Анализ потребительского рынка. Сегментация и отбор целевых сегментов рынка.
- 13. Организация маркетинговых исследований на предприятии.
- 14. Осн виды организационных структур
- 15. Управление конфликтами.
- 16. Понятие команды. Методы форм-ния команд. Развитие команды: от традиц контроля к самоупр-нию.
- 17.Западно-Европейская концепция фин рычага
- 18. Эффект операц рычага. Степень воздействия эффекта операционного рычага.
- 19. Оценка финансовой устойчивости п/п
- 20. Стоимость и целевая структура капитала
- 22. Управление оборотными средствами предприятия. Фин циклы. Текущие фин потреб-ти.
- 23.Теория эффективных рынков. Ожидаемая норма дохода.
- 24. Оценка стоимости бизнеса : основные методы
- 25. Анализ безубыточности. Критический объём производства.
- 26. Показатели ликвидности активов предприятия. Анализ ликвидности баланса предприятия.
- 27 . Циклическое развитие рцб: теория Доу. Численные индикаторы.
- 28. Управление ликвидностью коммерческого банка
- 29. Управление банковскими рисками: классификация и методы их снижения.
- 30.Портфельный анализ. Матрица бкг.(Бостонской консалтинговой группы
- 31. Основные виды стратегий
- 3.Стратегии диверсификации:
- 32. Процесс разработки и реализации стратегии п/п.
- 34. Алгоритм процесса Принятия управленч решения.
- 35. Организация разработки управленческого решения.
- 37 Классификация корпоративных информационных систем (кис).
- 38. Системы mrp, mrp II, erp: эволюция развития.
- 39. Понятие кризиса, типология, его функции и динамика
- 40. Процедуры антикризисного управления.
- 41. Модель управления запасами
- 42. Производственная логистика. Принципы рациональной огр-и производства. Тянущие и толкающие системы упр-ния материальными потоками.
- 8)Обеспечение обратн связи
- 43. Управление деловой карьерой персонала.
- 2 Этапа.
- 1). Для сотр-ка:
- 2). Для отдающей стороны:
- 1). Построение схем управления.
- 51. Процессный и системный подходы в управлении качеством.
- 59. Трансфертное ценообразование в транснациональных компаниях
- 69. Понятие документооборота и документопотока
- 73. Англо-американская и континентальная модели корпоративного управления
- Модели корпоративного управления
- 77. Дерево факторов стоимости: основные понятия и определения
- 2.3. Правила и принципы построения дфс
- 78. Финансовые подходы к оценке стоимости компании ( не полный)