logo search
умкПЭ - 21 мая

Тема 3.4 Этические нормы организации предметно- пространственной среды учреждения скст

Предметно-пространственная среда как объект эргодизайна. Характеристики офиса, влияющие на имидж учреждения: расположение и внешний вид (цветовая гамма интерьеров), микроклимат, оформление помещений для посетителей и персонала, наличие и расположение оборудованных рабочих мест и техническое обеспечение оперативной деятельности, информация для потребителей, экология офиса, безопасность, удобство клиента, оформление витрины, мебель, внимательное и уважительное отношение к клиенту. Роль предметно-пространственной среды учреждения в организации делового общения служащих и посетителей.

Планы семинарских занятий и

самостоятельной работы.

Семинар 1.1

Этика бизнеса. Профессиональная и корпоративная этика

Основные вопросы:

  1. Основные категории этики.

  2. Профессиональная этика: сущность классификация, функции.

  3. Этичное отношение к труду в российской, западной и восточной традициях.

  4. Принципы этики современного бизнеса в России и в мире.

  5. Профессиональные этические кодексы

  6. Корпоративная культура и корпоративные этические кодексы: аргументы «за» и «против».

Контрольные вопросы и задания.

  1. Каковы основные категории универсальной и профессиональной этики?

  2. Какие социальные функции профессиональной этики вы знаете?

  3. В приложении №5 приведена таблица, в которой кратко сформулированы характерные черты и ценности японской и американской систем бизнеса. В последнем столбце таблицы опишите аспекты бизнеса, характерные для современной России. Как особенности российского предпринимательства влияют на этику бизнеса в России?

  4. Укажите, какие различия существуют между профессиональной и корпоративной этикой?

  5. Что такое корпоративная солидарность? Каковы плюсы и минусы проявления «корпоративной солидарности» в современном бизнесе?

  6. Как соотносятся в современном обществе благотворительность и принцип максимизации прибыли?

  7. Опишите обычаи и нравы современного студенчества. Насколько они близки (далеки) от требований профессионального общения.

Ключевые понятия:

Этика, мораль, нравственность, норма, ценности, этические принципы, социальная ответственность, прикладная этика, этика труда, профессиональная этика, управленческая этика, профессиональный этический кодекс, корпоративная культура, корпоративный этический кодекс.

Самостоятельная работа

  1. Проанализируйте объективные и субъективные трудности реализации этических принципов при ведении дел в современной России и оцените значение факторов, определяющих сегодня возможность соблюдения этических норм в российском предпринимательстве:

    1. разумная налоговая политика;

    2. четкое и стабильное правовое регулирование экономики;

    3. ликвидация организованной преступности;

    4. политическая стабильность в обществе;

    5. профессионализм предпринимателей;

    6. борьба с коррупцией;

    7. образование широкого круга собственников, конкуренция;

    8. надежная защита безопасности бизнеса со стороны государства;

    9. равные условия для всех сфер бизнеса;

    10. повышение правовой культуры предпринимателей;

    11. формирование корпоративной этики предпринимателей;

    12. формирование в обществе положительного имиджа предпринимательства;

    13. обучение бизнесу, его этическим основам, пропаганда экономической культуры;

    14. широкая вовлеченность страны в мировые экономические процессы;

    15. патриотизм предпринимателей.

  1. Каким образом принятая в 1997 году национальная программа «Российская деловая культура» (основные положения которой приведены в прил. №1) может помочь в преодолении трудностей реализации этических принципов ведения бизнеса в России?

  2. Проанализируйте, как идеи, заложенные в 1912 году в документе «Семь принципов ведения дел в России» (прил. №2) трансформировались в современном этическом кодексе «Двенадцать принципов ведения дел в России» (прил. №3). В чем состоит преемственность последнего? На основе сравнительного анализа этих двух документов определить перспективы развития трудовой морали в будущем.

  3. В документе «Правила деловой этики для сотрудников P&G во всех странах» (прил. №4) есть раздел, оговаривающий информирование сотрудниками руководства компании о нарушениях положений кодекса. Как вы считаете, противоречит ли содержание этого раздела нормам универсальной этики? Обоснуйте свой ответ.

  4. Изучите фрагмент из кодекса деловой этики компании Hewlett-Packard (прил. №6), касающийся взаимоотношений между работниками внутри коллектива. Как вы думаете, можно ли применить описанные в нем этические нормы к вашей студенческой группе? Какие нормы кажутся вам наиболее противоречивыми?

Литература:

  1. Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика: Учебник. – М.: Гардарики, 2000. – С.254-272

  2. Лучко М.Л. Этика бизнеса – фактор успеха. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – С.35-37, 127-132, 280-281

  3. Профессиональная этика и этикет: Метод. указания /Сост. Загорская Л.М. – Новосибирск: НГТУ, 2003. – С.34-38

  4. Профессиональная этика / Отв. ред. М. Н. Росенко. – СПб.: Сова, 2006. – 342 с.

  5. Смирнов Г.Н. Этика деловых отношений: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – С. 24-45, 72-86

  6. Кодекс корпоративной культуры ОАО "Татнефть".// http:// www.tatneft.ru/kodeks.htm

  7. Профессионально-этический кодекс консультантов по подбору персонала. // http:// www.apsc.ru/association/docs/ethical_codex

  8. Этический кодекс медицинской сестры России. //http:// www.medcom.spb.ru/left/official/other/kodeks.html