Тема 3.4 Этические нормы организации предметно- пространственной среды учреждения скст
Предметно-пространственная среда как объект эргодизайна. Характеристики офиса, влияющие на имидж учреждения: расположение и внешний вид (цветовая гамма интерьеров), микроклимат, оформление помещений для посетителей и персонала, наличие и расположение оборудованных рабочих мест и техническое обеспечение оперативной деятельности, информация для потребителей, экология офиса, безопасность, удобство клиента, оформление витрины, мебель, внимательное и уважительное отношение к клиенту. Роль предметно-пространственной среды учреждения в организации делового общения служащих и посетителей.
Планы семинарских занятий и
самостоятельной работы.
Семинар 1.1
Этика бизнеса. Профессиональная и корпоративная этика
Основные вопросы:
-
Основные категории этики.
-
Профессиональная этика: сущность классификация, функции.
-
Этичное отношение к труду в российской, западной и восточной традициях.
-
Принципы этики современного бизнеса в России и в мире.
-
Профессиональные этические кодексы
-
Корпоративная культура и корпоративные этические кодексы: аргументы «за» и «против».
Контрольные вопросы и задания.
-
Каковы основные категории универсальной и профессиональной этики?
-
Какие социальные функции профессиональной этики вы знаете?
-
В приложении №5 приведена таблица, в которой кратко сформулированы характерные черты и ценности японской и американской систем бизнеса. В последнем столбце таблицы опишите аспекты бизнеса, характерные для современной России. Как особенности российского предпринимательства влияют на этику бизнеса в России?
-
Укажите, какие различия существуют между профессиональной и корпоративной этикой?
-
Что такое корпоративная солидарность? Каковы плюсы и минусы проявления «корпоративной солидарности» в современном бизнесе?
-
Как соотносятся в современном обществе благотворительность и принцип максимизации прибыли?
-
Опишите обычаи и нравы современного студенчества. Насколько они близки (далеки) от требований профессионального общения.
Ключевые понятия:
Этика, мораль, нравственность, норма, ценности, этические принципы, социальная ответственность, прикладная этика, этика труда, профессиональная этика, управленческая этика, профессиональный этический кодекс, корпоративная культура, корпоративный этический кодекс.
Самостоятельная работа
-
Проанализируйте объективные и субъективные трудности реализации этических принципов при ведении дел в современной России и оцените значение факторов, определяющих сегодня возможность соблюдения этических норм в российском предпринимательстве:
-
разумная налоговая политика;
-
четкое и стабильное правовое регулирование экономики;
-
ликвидация организованной преступности;
-
политическая стабильность в обществе;
-
профессионализм предпринимателей;
-
борьба с коррупцией;
-
образование широкого круга собственников, конкуренция;
-
надежная защита безопасности бизнеса со стороны государства;
-
равные условия для всех сфер бизнеса;
-
повышение правовой культуры предпринимателей;
-
формирование корпоративной этики предпринимателей;
-
формирование в обществе положительного имиджа предпринимательства;
-
обучение бизнесу, его этическим основам, пропаганда экономической культуры;
-
широкая вовлеченность страны в мировые экономические процессы;
-
патриотизм предпринимателей.
-
Каким образом принятая в 1997 году национальная программа «Российская деловая культура» (основные положения которой приведены в прил. №1) может помочь в преодолении трудностей реализации этических принципов ведения бизнеса в России?
-
Проанализируйте, как идеи, заложенные в 1912 году в документе «Семь принципов ведения дел в России» (прил. №2) трансформировались в современном этическом кодексе «Двенадцать принципов ведения дел в России» (прил. №3). В чем состоит преемственность последнего? На основе сравнительного анализа этих двух документов определить перспективы развития трудовой морали в будущем.
-
В документе «Правила деловой этики для сотрудников P&G во всех странах» (прил. №4) есть раздел, оговаривающий информирование сотрудниками руководства компании о нарушениях положений кодекса. Как вы считаете, противоречит ли содержание этого раздела нормам универсальной этики? Обоснуйте свой ответ.
-
Изучите фрагмент из кодекса деловой этики компании Hewlett-Packard (прил. №6), касающийся взаимоотношений между работниками внутри коллектива. Как вы думаете, можно ли применить описанные в нем этические нормы к вашей студенческой группе? Какие нормы кажутся вам наиболее противоречивыми?
Литература:
-
Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика: Учебник. – М.: Гардарики, 2000. – С.254-272
-
Лучко М.Л. Этика бизнеса – фактор успеха. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – С.35-37, 127-132, 280-281
-
Профессиональная этика и этикет: Метод. указания /Сост. Загорская Л.М. – Новосибирск: НГТУ, 2003. – С.34-38
-
Профессиональная этика / Отв. ред. М. Н. Росенко. – СПб.: Сова, 2006. – 342 с.
-
Смирнов Г.Н. Этика деловых отношений: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – С. 24-45, 72-86
-
Кодекс корпоративной культуры ОАО "Татнефть".// http:// www.tatneft.ru/kodeks.htm
-
Профессионально-этический кодекс консультантов по подбору персонала. // http:// www.apsc.ru/association/docs/ethical_codex
-
Этический кодекс медицинской сестры России. //http:// www.medcom.spb.ru/left/official/other/kodeks.html
- Оглавление
- Цели и задачи
- Карта межпредметных связей
- Модульный календарно-тематический план
- Пояснительная записка
- Тема 1.1
- Тема 1.2 Профессиональная этика в сфере социально- культурных услуг и туризма. Управленческая этика.
- Тема 1.3 Этикет как социальное явление.
- Модуль 2. Культура делового общения.
- Тема 2.1
- Культура устной речи в деловом общении.
- Тема 2.2 Кинесика и такесика в деловом общении.
- Тема 2.3 Культура письменной речи и административный речевой этикет
- Модуль 3 Этикет деловых ситуаций.
- Тема 3.1
- Этикет деловых переговоров.
- Тема 3.2 Этикет деловых мероприятий: приемов, банкетов, презентаций.
- Тема 3.3 Этикет костюма делового человека.
- Тема 3.4 Этические нормы организации предметно- пространственной среды учреждения скст
- Семинар 1.2 Профессиональная этика в сфере социально- культурных услуг и туризма.
- Семинар 1.3 Этикет как социальное явление. Деловой этикет.
- Модуль 2. Культура делового общения. Семинар 2.1 Культура устной речи в деловом общении.
- Семинар 2.2 Кинесика, такесика и проксемика в деловом общении.
- Семинар 2.3 Культура письменной речи и административный речевой этикет
- Модуль 3 Деловой этикет. Этикет деловых ситуаций. Семинар 3.1 Этикет деловых переговоров.
- Семинар 3.5 Этические нормы организации предметно- пространственной среды учреждения скст
- Контроль
- Вопросы для подготовки к зачету.
- Рекомендуемая литература Основная:
- Дополнительная:
- Интернет-сайты
- Приложения.
- «Семь принципов ведения дел в России» (1912 г.)
- «Двенадцать принципов ведения дел в России» (1997 г.) Принципы личности
- Принципы профессионала
- Принципы гражданина России
- Принципы гражданина Земли
- Из «Правил деловой этики для сотрудников p&g во всех странах»
- Характерные черты и ценности японской и американской систем бизнеса
- Из кодекса деловой этики компании Hewlett-Packard
- 10.2 Отношения между работниками
- Профессиограмма «Менеджер по гостиничному делу»
- Доминирующие виды деятельности:
- Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
- Профессиограмма «Менеджер по туризму»
- Доминирующие виды деятельности:
- Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
- Профессиограмма «Менеджер ресторана»
- Доминирующие виды деятельности:
- Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
- Профессиограмма «Предприниматель»
- Доминирующие виды деятельности:
- Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
- Принципы ведения бизнеса, разработанные «"Круглым столом" в Ко»
- Глава 1. Преамбула.
- Глава 2. Общие принципы.
- Глава 3. Принципы отношения к: Клиентам (потребителям/покупателям)
- Служащим
- Владельцам/вкладчикам
- Поставщикам
- Конкурентам
- Местной общественности
- Кодекс профессиональной этики музейного работника.
- Глобальный этический кодекс туризма Статья 1. Вклад туризма во взаимопонимание и уважение между народами и обществами.
- Статья 2. Туризм - фактор индивидуального и коллективного совершенствования.
- Статья 3. Туризм - фактор устойчивого развития.
- Статья 4. Туризм - сфера, использующая культурное наследие человечества и вносящая свой вклад в его обогащение.
- Статья 5. Туризм - деятельность, выгодная для принимающих стран и сообществ.
- Статья 6. Обязанности участников туристского процесса.
- Статья 7. Право на туризм.
- Статья 8. Свобода туристских путешествий.
- Статья 9. Права работников и предпринимателей туристской индустрии.
- Статья 10. Реализация принципов Глобального этического кодекса туризма.
- Тест «Этикетные ситуации»
- Тест «Столовый этикет»
- Тест «Этикет телефонных переговоров»
- Приемы активного слушания
- Пример использования приемов активного слушания.
- Ситуационная задача «Найди своё место»
- Тест «Невербальные средства общения»
- Стандартные фразы деловой переписки. Начало письма
- Связующие элементы письма
- Выражения, используемые в конце письма
- Структура делового письма
- Функционально-ролевая игра «Переговоры»
- Распределение ролей в игре «Переговоры»
- Этап «Начало».
- Этап «Регламент»
- Этап «Разногласия».
- Этап «Решения».
- Этап «Соглашения».
- Тест «Этикет одежды делового человека»
- Тест «Этикет официальных деловых мероприятий»
- Примерный терминологический словарь