logo
умкПЭ - 21 мая

Этап «Начало».

На этом этапе по заданию педагога одна из групп является активной, а другая пассивной. Активная группа стремится побудить пассивную группу для на­чала обсуждения спорного вопроса. Проще говоря, од­на группа стремится усадить другую за стол перегово­ров. Для этой цели активная группа вырабатывает так­тику «начала». В нее входят попытки заинтересовать своих оппонентов. Здесь могут практиковаться как не­лояльные методы (угрозы, давление, шантаж), так и лояльные методы. Активная группа ищет и демонстри­рует общую цель, общую заинтересованность, аргумен­тирует те возможные выгоды, которые будут после до­стижения взаимоприемлемой договоренности. С другой стороны, активная группа демонстрирует те нежела­тельные последствия, которые обязательно наступят, если переговоры не начнутся. Среди тактических прие­мов, которые использует активная группа, апелляции к разуму, к чувствам, к соответствующим конвенциям, историческим прецедентам и т. п. Используются при­емы расслоения неуступчивой команды пассивных, по­пытки заинтересовать ее отдельных членов и т. п.

Тактика поведения пассивной команды - тактика сдерживания и выжидания. Она знает, что переговоры в конце концов начнутся (для этого и сформированы команды), но медлит с их началом. В этом промедле­нии она стремится выяснить меру заинтересованности другой команды, ее меру твердости и уступчивости, а также явные и неявные цели, которые она преследует. К тому же в своем упорстве она ожидает некоторых уступок со стороны активного партнера. Это тактика торгов и обе команды хорошо это понимают. Когда так­тика маневров уступками приносит свои плоды в виде начала переговоров, команды приступают к составле­нию пакетов предложений.

На этой стадии участники игры создают совместный документ, называемый пакетом предложений. В него входят несколько статей. Одна из них - описание кон­фликта в терминах, принятых обеими сторонами. Это уже первый шаг к будущей договоренности. Далее в пакетах предложений прописываются взаимные претензии. Список претензий должен быть достаточным для выражения собственной позиции, аргументирован­ным и не чрезмерным (иначе переговоры сорвутся, так и не начавшись). Умелое составление исходного пакета предложений может дать понять оппоненту, чем его партнер дорожит и чем он может поступиться в торгах. Более точно пакет предложений включает в себя следующие части:

  1. Преамбула - в ней оговариваются цели, интерес и отношение к спорному положению.

  2. Детализация преамбулы в формулировке собст­венной позиции по всем аспектам спорного положения.

  3. Претензии к противной стороне. В этом перечне обязательно выделяются принципиальные претензии и второстепенные претензии. Первые описываются в кате­горических выражениях, а вторые имеют обычно до­полнения поясняющего характера: «к тому же...», «сле­дует добавить, что...» и т. п.

  4. Экспертные оценки, характеризующие те или иные положения.