Семинар 2.3 Культура письменной речи и административный речевой этикет
Основные вопросы:
-
Речевой этикет в деловой переписке.
-
Деловые бумаги.
-
Виды деловых писем.
-
Структура делового письма.
-
Международная переписка.
-
Этикет оформления визитной карточки.
-
Виртуальный этикет.
Контрольные вопросы и задания.
-
Каковы характерные черты официально-делового стиля речи?
-
Как вы думаете, почему речевые клише и штампы допустимы и желательны в официальной переписке, а в неофициальной нежелательны.
-
Используя стандартные фразы деловой переписки (прил. №17) и строго соблюдая законы структурирования делового письма (прил. №18) выполните следующие задания:
-
составьте текст поздравительной новогодней открытки для клиентов вашего предприятия сферы социально-культурного сервиса и туризма;
-
официально пригласите друзей на свой День рождения (письменно);
-
составьте гарантийное письмо, в котором вы гарантируете потенциальному клиенту качество предоставляемых вашей фирмой услуг;
-
известите делового партнера (в письменном виде) о проведении вашей фирмой презентации нового продукта (например, о начале работы с новым туристическим маршрутом);
-
официально поблагодарите спонсора за оказании финансовой помощи вашей фирме.
-
Напишите стандартное заявление о приеме на работу (на должность менеджера туристического агентства).
Самостоятельная работа.
-
Изучите самостоятельно тему «Особенности международной переписки». Подготовьте доклад на эту тему. На изучаемом вами иностранном языке известите делового партнера (в письменном виде) о проведении вашей фирмой презентации нового продукта (например, о начале работы с новым туристическим маршрутом);
-
Разработайте дизайн-макет визитных карточек, представляющих вас в следующих ситуациях:
-
Вы – студент Академии управления «ТИСБИ»;
-
Вы – служащий вымышленного учреждения социально-культурного сервиса и туризма, в котором Вам хотелось бы работать в будущем. На визитной карточке должны быть отражены Ваша предполагаемая должность и разработанная Вами в соответствии с профилем учреждения эмблема.
-
Напишите краткую автобиографию, используя стандартные клише деловой документации.
-
На основе автобиографии создайте резюме для приема на работу, воспользовавшись мастером стандартных резюме программы Microsoft Word.
-
Создайте макет электронного письма, в котором вы в виде вложенного файла отправляете потенциальному работодателю своё резюме. Как будет сформулирована тема данного письма? Каково содержание основной части письма?
Ключевые понятия:
Стиль речи, официально-деловой стиль речи, официальная переписка, речевой этикет, языковые клише, деловой штамп, терминология, тавтология, деловая бумага, заявление, автобиография, характеристика, резюме, объяснительная, визитная карточка, деловое письмо, официальное письмо, полуофициальное письмо, гарантийное письмо, сопроводительное письмо, письмо-просьба, письмо-напоминание, письмо-извещение, письмо-благодарность, письмо-поздравление, международная деловая переписка, конверт, факс, электронное письмо, виртуальный этикет.
Литература:
-
Бетина З.Н., Самокрутова Л.В. Культура деловой речи: Учебное пособие. – Тамбов: ТГТУ, 1999. – С.262-322
-
Делопроизводство. Более 120 документов. Образцы, документы. Организация и технология работы. / Под ред. И.К.Корнеева. – М.: ООО «ТК Велби», 2003. – С. 76-117
-
Кановская М.Б. Этикет. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007. – С.342-368
-
Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА – М, 2004. – С.256-282
-
Кузнецов И.Н. Деловое общение. Деловой этикет. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – С.124-156
-
Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса: Учеб. пособие. – М.: Дело, 2000. – С. 168-192
-
Смирнов Г.Н. Этика деловых отношений: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – С. 124-162
-
Травин В.В., Магура М.И., Курбатова М.Б. Деловое общение: Мод.2: Учеб.-практич. пособие. – М.: Дело, 2006. – С.52-74
- Оглавление
- Цели и задачи
- Карта межпредметных связей
- Модульный календарно-тематический план
- Пояснительная записка
- Тема 1.1
- Тема 1.2 Профессиональная этика в сфере социально- культурных услуг и туризма. Управленческая этика.
- Тема 1.3 Этикет как социальное явление.
- Модуль 2. Культура делового общения.
- Тема 2.1
- Культура устной речи в деловом общении.
- Тема 2.2 Кинесика и такесика в деловом общении.
- Тема 2.3 Культура письменной речи и административный речевой этикет
- Модуль 3 Этикет деловых ситуаций.
- Тема 3.1
- Этикет деловых переговоров.
- Тема 3.2 Этикет деловых мероприятий: приемов, банкетов, презентаций.
- Тема 3.3 Этикет костюма делового человека.
- Тема 3.4 Этические нормы организации предметно- пространственной среды учреждения скст
- Семинар 1.2 Профессиональная этика в сфере социально- культурных услуг и туризма.
- Семинар 1.3 Этикет как социальное явление. Деловой этикет.
- Модуль 2. Культура делового общения. Семинар 2.1 Культура устной речи в деловом общении.
- Семинар 2.2 Кинесика, такесика и проксемика в деловом общении.
- Семинар 2.3 Культура письменной речи и административный речевой этикет
- Модуль 3 Деловой этикет. Этикет деловых ситуаций. Семинар 3.1 Этикет деловых переговоров.
- Семинар 3.5 Этические нормы организации предметно- пространственной среды учреждения скст
- Контроль
- Вопросы для подготовки к зачету.
- Рекомендуемая литература Основная:
- Дополнительная:
- Интернет-сайты
- Приложения.
- «Семь принципов ведения дел в России» (1912 г.)
- «Двенадцать принципов ведения дел в России» (1997 г.) Принципы личности
- Принципы профессионала
- Принципы гражданина России
- Принципы гражданина Земли
- Из «Правил деловой этики для сотрудников p&g во всех странах»
- Характерные черты и ценности японской и американской систем бизнеса
- Из кодекса деловой этики компании Hewlett-Packard
- 10.2 Отношения между работниками
- Профессиограмма «Менеджер по гостиничному делу»
- Доминирующие виды деятельности:
- Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
- Профессиограмма «Менеджер по туризму»
- Доминирующие виды деятельности:
- Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
- Профессиограмма «Менеджер ресторана»
- Доминирующие виды деятельности:
- Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
- Профессиограмма «Предприниматель»
- Доминирующие виды деятельности:
- Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
- Принципы ведения бизнеса, разработанные «"Круглым столом" в Ко»
- Глава 1. Преамбула.
- Глава 2. Общие принципы.
- Глава 3. Принципы отношения к: Клиентам (потребителям/покупателям)
- Служащим
- Владельцам/вкладчикам
- Поставщикам
- Конкурентам
- Местной общественности
- Кодекс профессиональной этики музейного работника.
- Глобальный этический кодекс туризма Статья 1. Вклад туризма во взаимопонимание и уважение между народами и обществами.
- Статья 2. Туризм - фактор индивидуального и коллективного совершенствования.
- Статья 3. Туризм - фактор устойчивого развития.
- Статья 4. Туризм - сфера, использующая культурное наследие человечества и вносящая свой вклад в его обогащение.
- Статья 5. Туризм - деятельность, выгодная для принимающих стран и сообществ.
- Статья 6. Обязанности участников туристского процесса.
- Статья 7. Право на туризм.
- Статья 8. Свобода туристских путешествий.
- Статья 9. Права работников и предпринимателей туристской индустрии.
- Статья 10. Реализация принципов Глобального этического кодекса туризма.
- Тест «Этикетные ситуации»
- Тест «Столовый этикет»
- Тест «Этикет телефонных переговоров»
- Приемы активного слушания
- Пример использования приемов активного слушания.
- Ситуационная задача «Найди своё место»
- Тест «Невербальные средства общения»
- Стандартные фразы деловой переписки. Начало письма
- Связующие элементы письма
- Выражения, используемые в конце письма
- Структура делового письма
- Функционально-ролевая игра «Переговоры»
- Распределение ролей в игре «Переговоры»
- Этап «Начало».
- Этап «Регламент»
- Этап «Разногласия».
- Этап «Решения».
- Этап «Соглашения».
- Тест «Этикет одежды делового человека»
- Тест «Этикет официальных деловых мероприятий»
- Примерный терминологический словарь