Примерный терминологический словарь
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – древнегреческий философ и ученый энциклопедист. По мнению А., этика имеет дело с «правильной нормой» поведения, которая обусловлена социальными особенностями.
«А ля фуршет» - вечерний прием (без рассадки), устраивается между 17.00 и 20.00 и длится два часа.
«Бокал шампанского» («бокал вина») – дневной прием (без рассадки), начинается, как правило, в 12.00 и продолжается около часа.
Гиппократ (460-375 гг. до н.э.) - древнегреческий врач. Один из основоположников научной медицины. До сегодняшнего дня каждый молодой врач дает клятву Гиппократа, который считается одним из первых профессиональных кодексов.
Визит вежливости – протокольный визит, который глава делегации наносит принимающей стороне, прежде чем начать деловую часть своего пребывания. В ходе визита вежливости уточняется программа пребывания делегации в стране.
Деловая беседа – встреча, предполагающая обмен мнениями. Информацией, предложениями. В отличие от переговоров беседа обычно не предполагает достижения договоренности.
Деловой этикет – представляет собой свод писаных и неписаных правил поведения, нарушение которых мешает нормальному ведению дел.
Деонтическая этика (этика долга) – направление этики, исходящее из приоритета внутренних мотивов, а не из последствий действия, как, например, в утилитаризме (см. Этика утилитаризма). С точки зрения Д.э., действие является морально оправданным для данного лица, в том, и только в том случае, если причина, по которой осуществляется это действие, такова, что указанное лицо желало бы, чтобы все прочие лица в данной ситуации действовало также.
«Завтрак» – дневной прием, устраивается между 12.00 и 15.00 с рассадкой за столом. Форма одежды указывается в приглашении.
Избирательная этика – соблюдение этических норм и правил только с определенными – «своими» людьми. В отношении «чужих» допускается нарушение этических стандартов.
Карта этики – набор этических правил и рекомендаций, конкретизирующий этический кодекс корпорации для каждого сотрудника компании. Содержит также имя и телефон консультанта компании по этическим вопросам.
Комитет по этике – временное или постоянное подразделение организации, состоящее, как правило, из руководителей высшего уровня и специалистов по этике и призванное вырабатывать этическую политику организации, а также решать конкретные этические проблемы данной организации.
Консалтинг (этический) – разновидность консультирования, направленная на решение этических проблем организации внешними независимыми экспертами.
«Коктейль» – см. «А ля фуршет».
Конформизм – морально беспринципное социальное приспособленчество.
Мораль – предмет изучения этики, форма общественного сознания, общественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека.
Национальный стиль делового общения – наиболее типичные черты делового общения, характерные для той или иной страны.
«Обед» – наиболее почетный вид приема, начинается в промежуток времени от 20.00 до 21.00 и длится 2-2,5 часа до ухода главного гостя. Проводится с рассадкой за столом. Форма одежды указывается в приглашении.
Переговоры – встреча, цель которой в том, чтобы, обсудив с партнерами проблему, представляющую интерес, найти взаимоприемлемое решение. Это решение оформляется в виде договора или соглашения, где предусмотрены взаимные обязательства сторон.
Приглашение – документ, составленный в виде письма или факса, который принимающая сторона направляет своему партнеру с предложением посетить то или иное мероприятие.
Профессиональная этика – определенный набор моральных норм, служащий руководством поведения в той или иной профессиональной деятельности.
Рассадка – порядок усаживания гостей за столом в соответствии со старшинством, рангом, должностью и т.д.
Ритуал – форма обычая или традиции, утративших практическую целесообразность и ставшая символом.
Способы повышения этического уровня организации – к наиболее распространенным относятся: составление этических кодексов (нормативов), разработка карт этики, создание этических комитетов, обучение этическому поведению, этическое консультирование, проведение этических экспертиз.
Табу – моральный запрет.
Теоретическая этика – занимается изучением вопросов происхождения и сущности морали, выяснения ее места в системе общественных отношений, обоснованием формы и структуры нравственного сознания.
Утилитарная этика – направление этики, определяющее степень моральности поступка исходя из последствий совершенного поступка. Какое-либо действие считается правомерным с точки зрения У.э. в том, и только в том случае, если суммарный полезный эффект этого действия превышает суммарный полезный эффект любого другого действия, которое могла бы быть совершено вместо первого.
«Ужин» – вечерний прием, начинается в 21.00 и позднее и длиться до ухода главного гостя. Проводится с рассадкой. Форма одежды указывается в приглашении.
Этика – составная часть философии, рассматривающая поведение человека в соответствии с понятиями о добре и зле, о значении человека в обществе, смысле жизни и деятельности.
Этика бизнеса – научная дисциплина, представляющая собой синтез теории этики и традиционного обучения ведению дел, таких. Как организационное поведение, экономика, стратегическое планирование, финансы, учет, маркетинг.
Этикет – манера поведения, правила учтивости, принятые в обществе; свод конкретных правил, обязательных для особых случаев официальной жизни, например, в дипломатии. Этикет является составной частью внешней культуры общества.
EBEN (European Business Ethics Net) – Европейская сеть этики бизнеса, входящая в Интернет.
- Оглавление
- Цели и задачи
- Карта межпредметных связей
- Модульный календарно-тематический план
- Пояснительная записка
- Тема 1.1
- Тема 1.2 Профессиональная этика в сфере социально- культурных услуг и туризма. Управленческая этика.
- Тема 1.3 Этикет как социальное явление.
- Модуль 2. Культура делового общения.
- Тема 2.1
- Культура устной речи в деловом общении.
- Тема 2.2 Кинесика и такесика в деловом общении.
- Тема 2.3 Культура письменной речи и административный речевой этикет
- Модуль 3 Этикет деловых ситуаций.
- Тема 3.1
- Этикет деловых переговоров.
- Тема 3.2 Этикет деловых мероприятий: приемов, банкетов, презентаций.
- Тема 3.3 Этикет костюма делового человека.
- Тема 3.4 Этические нормы организации предметно- пространственной среды учреждения скст
- Семинар 1.2 Профессиональная этика в сфере социально- культурных услуг и туризма.
- Семинар 1.3 Этикет как социальное явление. Деловой этикет.
- Модуль 2. Культура делового общения. Семинар 2.1 Культура устной речи в деловом общении.
- Семинар 2.2 Кинесика, такесика и проксемика в деловом общении.
- Семинар 2.3 Культура письменной речи и административный речевой этикет
- Модуль 3 Деловой этикет. Этикет деловых ситуаций. Семинар 3.1 Этикет деловых переговоров.
- Семинар 3.5 Этические нормы организации предметно- пространственной среды учреждения скст
- Контроль
- Вопросы для подготовки к зачету.
- Рекомендуемая литература Основная:
- Дополнительная:
- Интернет-сайты
- Приложения.
- «Семь принципов ведения дел в России» (1912 г.)
- «Двенадцать принципов ведения дел в России» (1997 г.) Принципы личности
- Принципы профессионала
- Принципы гражданина России
- Принципы гражданина Земли
- Из «Правил деловой этики для сотрудников p&g во всех странах»
- Характерные черты и ценности японской и американской систем бизнеса
- Из кодекса деловой этики компании Hewlett-Packard
- 10.2 Отношения между работниками
- Профессиограмма «Менеджер по гостиничному делу»
- Доминирующие виды деятельности:
- Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
- Профессиограмма «Менеджер по туризму»
- Доминирующие виды деятельности:
- Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
- Профессиограмма «Менеджер ресторана»
- Доминирующие виды деятельности:
- Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
- Профессиограмма «Предприниматель»
- Доминирующие виды деятельности:
- Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
- Принципы ведения бизнеса, разработанные «"Круглым столом" в Ко»
- Глава 1. Преамбула.
- Глава 2. Общие принципы.
- Глава 3. Принципы отношения к: Клиентам (потребителям/покупателям)
- Служащим
- Владельцам/вкладчикам
- Поставщикам
- Конкурентам
- Местной общественности
- Кодекс профессиональной этики музейного работника.
- Глобальный этический кодекс туризма Статья 1. Вклад туризма во взаимопонимание и уважение между народами и обществами.
- Статья 2. Туризм - фактор индивидуального и коллективного совершенствования.
- Статья 3. Туризм - фактор устойчивого развития.
- Статья 4. Туризм - сфера, использующая культурное наследие человечества и вносящая свой вклад в его обогащение.
- Статья 5. Туризм - деятельность, выгодная для принимающих стран и сообществ.
- Статья 6. Обязанности участников туристского процесса.
- Статья 7. Право на туризм.
- Статья 8. Свобода туристских путешествий.
- Статья 9. Права работников и предпринимателей туристской индустрии.
- Статья 10. Реализация принципов Глобального этического кодекса туризма.
- Тест «Этикетные ситуации»
- Тест «Столовый этикет»
- Тест «Этикет телефонных переговоров»
- Приемы активного слушания
- Пример использования приемов активного слушания.
- Ситуационная задача «Найди своё место»
- Тест «Невербальные средства общения»
- Стандартные фразы деловой переписки. Начало письма
- Связующие элементы письма
- Выражения, используемые в конце письма
- Структура делового письма
- Функционально-ролевая игра «Переговоры»
- Распределение ролей в игре «Переговоры»
- Этап «Начало».
- Этап «Регламент»
- Этап «Разногласия».
- Этап «Решения».
- Этап «Соглашения».
- Тест «Этикет одежды делового человека»
- Тест «Этикет официальных деловых мероприятий»
- Примерный терминологический словарь