Семинар 1.3 Этикет как социальное явление. Деловой этикет.
Основные вопросы:
-
Понятие этикета. Деловой этикет.
-
Национальные особенности этикета.
-
Этикетные ситуации. Обязанности мужчин и привилегии женщин.
-
Культура поведения:
-
на улице;
-
в ресторане;
-
в театре; на выставке;
-
в транспорте;
-
в гостях.
-
Столовый этикет:
-
сервировка стола;
-
правила подачи блюд,
-
поведение за столом.
Контрольные вопросы и задания.
-
Понятие и структура современного этикета.
-
Каковы основные принципы делового этикета?
-
Какие национальные особенности этикета вы знаете?
-
Как вы понимаете принципы «непринужденности» и «консерватизма» в деловом этикете? При каких условиях эти принципы не противоречат друг другу?
-
Проверьте свое знание правил поведения в этикетных ситуациях, ответив на вопросы теста (прил. №11).
-
С помощью теста (прил. №12), оцените свои знания столового этикета.
Самостоятельная работа.
-
Изучите самостоятельно тему «Национальные особенности этикета». Подготовьте сообщение по изученной теме.
-
Напишите сочинение-самоанализ «Нормы этикета в моей жизни».
-
Проведите маленький эксперимент. В течение дня попробуйте строго соблюдать все известные вам правила столового этикета. Объективно оцените преимущества и недостатки «жизни по правилам».
Ключевые понятия:
Этикет, этикетные нормы, хорошие манеры, вежливость, тактичность, этикетная ситуация, придворный этикет, дипломатический этикет, воинский этикет, общегражданский этикет, правила поведения, приветствия, приглашения, подарки, сервировка стола, столовые приборы, правила подачи блюд, правила сочетания блюд, поведение за столом.
Литература:
-
Власова Т.И., Данилова М.М., Шарухин А.П. Профессиональное и деловое общение в сфере туризма.: Учебное пособие. – СПб.: Д.А.Р.К., 2005. – С. 186-202
-
Вознесенская Л.О., Марчук Н.И. Основы международного общения. М., 1997. – С. 56-88, 102-128
-
Кановская М.Б. Этикет. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007. – 477 с.
-
Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА – М, 2004. – С. 108 -124, 234-256
-
Психология и этика делового общения: Учебник для студентов вузов / Под ред. В.Н.Лавриненко. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – С. 337-354
-
Фихтингер Х., Штерценбах Г. Правила хорошего тона. Как вести себя во время пребывания за границей. – М.: Омега-Л, 2006. – 128 с.: табл.; илл. – (TASCHEN GUIDE. Просто! Практично!)
-
Ягер Дж. Деловой этикет : Как выжить и преуспеть в мире бизнеса /Пер. с англ. – М., Джон Уайли энд Сан, 1994. – С.24-52, 56-82, 124-148
Интернет-сайты
www.etiket.ru
www.etikets.ru
www.etiquette.ru
www.protocol21vek.ru
- Оглавление
- Цели и задачи
- Карта межпредметных связей
- Модульный календарно-тематический план
- Пояснительная записка
- Тема 1.1
- Тема 1.2 Профессиональная этика в сфере социально- культурных услуг и туризма. Управленческая этика.
- Тема 1.3 Этикет как социальное явление.
- Модуль 2. Культура делового общения.
- Тема 2.1
- Культура устной речи в деловом общении.
- Тема 2.2 Кинесика и такесика в деловом общении.
- Тема 2.3 Культура письменной речи и административный речевой этикет
- Модуль 3 Этикет деловых ситуаций.
- Тема 3.1
- Этикет деловых переговоров.
- Тема 3.2 Этикет деловых мероприятий: приемов, банкетов, презентаций.
- Тема 3.3 Этикет костюма делового человека.
- Тема 3.4 Этические нормы организации предметно- пространственной среды учреждения скст
- Семинар 1.2 Профессиональная этика в сфере социально- культурных услуг и туризма.
- Семинар 1.3 Этикет как социальное явление. Деловой этикет.
- Модуль 2. Культура делового общения. Семинар 2.1 Культура устной речи в деловом общении.
- Семинар 2.2 Кинесика, такесика и проксемика в деловом общении.
- Семинар 2.3 Культура письменной речи и административный речевой этикет
- Модуль 3 Деловой этикет. Этикет деловых ситуаций. Семинар 3.1 Этикет деловых переговоров.
- Семинар 3.5 Этические нормы организации предметно- пространственной среды учреждения скст
- Контроль
- Вопросы для подготовки к зачету.
- Рекомендуемая литература Основная:
- Дополнительная:
- Интернет-сайты
- Приложения.
- «Семь принципов ведения дел в России» (1912 г.)
- «Двенадцать принципов ведения дел в России» (1997 г.) Принципы личности
- Принципы профессионала
- Принципы гражданина России
- Принципы гражданина Земли
- Из «Правил деловой этики для сотрудников p&g во всех странах»
- Характерные черты и ценности японской и американской систем бизнеса
- Из кодекса деловой этики компании Hewlett-Packard
- 10.2 Отношения между работниками
- Профессиограмма «Менеджер по гостиничному делу»
- Доминирующие виды деятельности:
- Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
- Профессиограмма «Менеджер по туризму»
- Доминирующие виды деятельности:
- Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
- Профессиограмма «Менеджер ресторана»
- Доминирующие виды деятельности:
- Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
- Профессиограмма «Предприниматель»
- Доминирующие виды деятельности:
- Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
- Принципы ведения бизнеса, разработанные «"Круглым столом" в Ко»
- Глава 1. Преамбула.
- Глава 2. Общие принципы.
- Глава 3. Принципы отношения к: Клиентам (потребителям/покупателям)
- Служащим
- Владельцам/вкладчикам
- Поставщикам
- Конкурентам
- Местной общественности
- Кодекс профессиональной этики музейного работника.
- Глобальный этический кодекс туризма Статья 1. Вклад туризма во взаимопонимание и уважение между народами и обществами.
- Статья 2. Туризм - фактор индивидуального и коллективного совершенствования.
- Статья 3. Туризм - фактор устойчивого развития.
- Статья 4. Туризм - сфера, использующая культурное наследие человечества и вносящая свой вклад в его обогащение.
- Статья 5. Туризм - деятельность, выгодная для принимающих стран и сообществ.
- Статья 6. Обязанности участников туристского процесса.
- Статья 7. Право на туризм.
- Статья 8. Свобода туристских путешествий.
- Статья 9. Права работников и предпринимателей туристской индустрии.
- Статья 10. Реализация принципов Глобального этического кодекса туризма.
- Тест «Этикетные ситуации»
- Тест «Столовый этикет»
- Тест «Этикет телефонных переговоров»
- Приемы активного слушания
- Пример использования приемов активного слушания.
- Ситуационная задача «Найди своё место»
- Тест «Невербальные средства общения»
- Стандартные фразы деловой переписки. Начало письма
- Связующие элементы письма
- Выражения, используемые в конце письма
- Структура делового письма
- Функционально-ролевая игра «Переговоры»
- Распределение ролей в игре «Переговоры»
- Этап «Начало».
- Этап «Регламент»
- Этап «Разногласия».
- Этап «Решения».
- Этап «Соглашения».
- Тест «Этикет одежды делового человека»
- Тест «Этикет официальных деловых мероприятий»
- Примерный терминологический словарь